Направления логопедической работы по формированию учебных действий у младших школьников с дизорфографией
статья по логопедии (4 класс)

Кравченкова Александра Вячеславовна

Наличие данных об уровнях сформированности учебных действий у младших школьников позволяет осуществлять логопедическую работы по нескольким направлениям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.08 КБ

Предварительный просмотр:

Направления логопедической работы по формированию учебных действий у младших школьников с дизорфографией

Наличие данных об уровнях сформированности учебных действий у младших школьников позволяет осуществлять логопедическую работы по следующим направлениям.

Для их формирования регулятивных учебных действий могут использоваться задания направленные на:

- целеполагание (поиск ответа на вопрос «Для чего? Зачем?»);

- планирование предстоящей работы («Как это делать?»);

- непосредственно учебные действия (чтение вслух и про себя, поиск лишнего слова, написание текста, решение задачи и так далее);

- программирование («Как думаешь какой результат может получиться?», «Какие трудности могут возникнуть?»);

- самоконтроль («Проверь по образцу/словарю»);

- коррекция («Установи правильные порядок предложений в тексте», «Расставь знаки препинания»);

- оценка («Оцени свою работу на уроке», «Сегодня мне было трудно/легко в…»).

Для преодоления трудностей в познавательных и коммуникативных учебных действиях может быть рекомендована работа, направленная на самостоятельное:

- формирование цели работы;

- поиск информации;

- построение высказывания;

- выбор эффективных способов решения;

- контроль и оценку полученного результата;

- постановку задачи и формулирование проблемы;

- построение логической цепочки;

- установление причинно-следственных связей;

- планирование учебного сотрудничества с педагогом и одноклассниками;

- постановку вопросов;

- разрешение конфликтов.

А так же работа в группе и парах, что позволит решить важную задачу – ученики, контролируя друг друга, начинают контролировать самих себя, становясь более внимательными.

Для формирования учебных действий подойдут следующие задания:

«Какой я?». Цель: составление рассказа о себе с помощью местоимения «Я» и прилагательных.

«Мое мнение». Цель: высказать собственное мнение о прочитанном тексте/рассказе.

«Сыщик». Цель: найти и исправить все орфографические и пунктуационные ошибки в предложенном тексте.

«Собери пословицы». Цель: объединить две части пословицы так, чтобы получить верный ответ.

«Составь рассказ от имени другого». Цель: составление рассказа от другого лица на заданную тему.

«Сколько значений у предмета?». Цель: назвать как можно больше способов реального использования предложенного предмета.

«Скажи, на что похоже». Цель: назвать как можно больше предметов схожим с предметом на карточке.

«Спроси у меня». Цель: задать партнеру как можно больше вопросов на выбранную тему.

«Составь слово». Цель: определить зашифрованное слово по описанию его признаков.

«Развиваем логику». Цель: определить зашифрованный предмет по описанию его внешних признаков и действий, которые с ним можно совершать.

«Опиши предмет». Цель: описать предмет, не называя его однокоренных слов.

«Напиши рассказ». Цель: подготовить связный рассказ на заданную тему.

«Проверь знания у соседа». Цель: после выполнения задания поменяться карточками или тетрадями с соседом и проверить работы друг друга.

Эти и многие другие задания, проводимые в игровой форме, помогут заинтересовать учеников  выполнение задания. Так же можно сопровождать каждое задание приятным призом – жетоном, наклейкой, картинкой, которые можно зарабатывать в течение четверти/полугодия/года, а потом подвести итоги,  определить, кто лучше всех работал на занятиях. Таким образом, благодаря игровой форме проведения логопедических занятий у учеников появляется интерес, который пробуждает в них желание заниматься, а в последствии выполнять учебные действия и контролировать учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ

В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...

Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ЛОГОПЕДОМ С ПОМОЩЬЮ УМК «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

В статье описывается система работы по оказанию целевой коррекционно-педагогической помощи по преодолению нарушений чтения и письма в соответствии с требованиями ФГОС НОО с помощью УМК "Логопедич...

Содержание, формы и методы работы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», нельзя забывать и о фундаменте образования – знаниях, умениях и навыках, ...

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией....

статья на тему: "СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ"

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ...