ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ЛОГОПЕДОМ С ПОМОЩЬЮ УМК «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
статья по логопедии по теме

Зиновьева Марина Владимировна

В статье описывается система работы по оказанию целевой коррекционно-педагогической помощи по преодолению нарушений чтения и письма в соответствии с требованиями ФГОС НОО с помощью УМК "Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zinovevoy_m.v.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ЛОГОПЕДОМ С ПОМОЩЬЮ  УМК «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Зиновьева Марина Владимировна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Вешняковская школа №1389»

учитель-логопед

«Мы оказываем помощь тем детям, которые пришли в обычную школу, но им там трудно учиться. Они пытаются освоить основную образовательную программу, но на этом пути их ожидают сложности. И во избежание подобных проблем мы включаемся в образовательный процесс, обеспечивая таких детей логопедическим сопровождением».
                                                                                                                            О.А. Ишимова

Не секрет что с каждым годом увеличивается количество детей, испытывающих трудности в обучении. По результатам исследований готовности первоклассников к обучению(2007-2010) у 15-20% детей были недостаточно сформированы предпосылки учебной деятельности. К письму оказались не готовы около 50% первоклассников, нарушения звукопроизношения были выявлены у 23% детей, к чтению не готовы около 40% первоклассников, испытывают трудности в общении 10-15% детей («О готовности первоклассников к обучению». Институт содержания и методов обучения РАО. Центр оценки качества образования. 2007-2010). Помощь учителей логопедов необходима каждому пятому первокласснику. Большое число современных детей попадают в категорию риска - дети «со специальными потребностями», «с трудностями обучения», «часто болеющие дети».

Распространенность нарушений письма среди учащихся 2-4 классов, по различным данным, составляет 10-30%. В основном это дети с нарушениями речи. Нарушения чтения среди учащихся 2-4 классов имеют тенденцию к увеличению: в 1995г. – 5-7% (А.Н.Корнев), в 2010г. – 5,5 - 10% (А.Н. Корнев, О.А. Ишимова). При переходе из начальной школы в основную 56% учащихся испытывают трудности при понимании прочитанного, 24% учащихся находятся на этапе перехода от слогового чтения к чтению словами (данные полученные во время рестандартизации методики диагностики дислексии. Корнев А.Н., Ишимова О.А. 2007-2010).

В соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Для этого должны быть организованы:

  • ранняя своевременная педагогическая и психологическая диагностика с целью выявления особых образовательных потребностей;
  • оказание целевой коррекционно-педагогической и психологической помощи для устранения потенциальных препятствий к обучению;
  • регулярная оценка динамики развития и образовательных достижений детей в процессе оказания специализированной помощи.

Для оказания целевой коррекционно-педагогической помощи по преодолению нарушений чтения и письма нужны вариативные учебно-методические, дидактические разработки, коррекционно-развивающие методики, программно-методические материалы.

Для успешного выполнения этой работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО была разработана новая линия учебных пособий по письму и чтению - УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов».

  УМК включает 12 специальных пособий, объединенных в два комплекта по письму и   по чтению.

Комплекты разработаны с учетом принципа системно-деятельностного подхода:

  • развития взаимосвязанных форм и функций речи;
  • поэтапного формирования умственных действий;
  • индивидуализации темпов коррекционно-педагогической работы;
  • последовательности усвоения материала;
  • систематического контроля динамики автоматизации общеучебных навыков чтения и письма.

 Цель  УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов»:

  • предупредить у обучающихся трудности в усвоении основной образовательной программы;
  • оказать помощь обучающимся, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение) на начальном этапе их формирования;
  • повысить качество освоения учащимися начальных классов содержания основной образовательной программы;
  • обеспечить учителей начальных классов и других специалистов диагностическими, методическими и практическими материалами.

Состав УМК: программно-методические материалы по письму, программно-методические материалы по чтению, шесть тетрадей-помощниц по предупреждению или коррекции нарушений письма, четыре тетради – помощницы по предупреждению трудностей формирования навыков чтения.

Программно-методические материалы содержат: описание этапов коррекционно-педагогической работы, примерное тематическое планирование по развитию речи, чтению и письму, планируемые результаты и систему оценки результатов, методические рекомендации к занятиям, описание диагностических методик.

Тетради-помощницы включают комплекс апробированных авторских тренировочных упражнений и заданий для развития технического и смыслового компонентов чтения, навыков письма, материал, представленный в виде тематических занятий.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 классов с нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей.

Система заданий и упражнений по предупреждению и коррекции нарушения письма способствует предупреждению и исправлению нарушений письма обучающихся 1-4 классов с нарушением в развитии устной речи. При использовании УМК создаются предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте: устно-речевые предпосылки (обеспечивают полноценное формирование письма); операционные предпосылки (основные действия, входящие в состав письма как деятельности: выделение звуков из речевого потока, перевод звуков в зрительный образ букв, превращение графических знаков в графические начертания); функциональные предпосылки ( процессы, обеспечивающие базу для формирования письма). Всё это создаёт необходимые условия для предупреждения или минимилизации проявлений  трудностей формирования первоначального навыка письма учащихся 1 классов с нарушением в развитии устной речи и подготавливает к формированию обобщённых представлений (речеслуховых, речедвигательных, зрительно-пространственных, зрительно-двигательных), необходимых для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами.

 В результате дети овладевают автоматизированным навыком письма, характеризующимся отсутствием дисграфических ошибок при выполнении репродуктивных и творческих письменных заданий, создаются оптимальные условия для успешного освоения программного материала по русскому языку не только в начальной школе, но и в основной.

Система заданий и упражнений по предупреждению и коррекции нарушения чтения  способствует предупреждению и исправлению нарушения чтения обучающихся 1-4 классов с преимущественной несформированностью зрительных (гностических и моторных) компонентов чтения. При использовании УМК создаются предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей  формирования первоначального навыка чтения. К устно-речевым предпосылкам относятся развитие фонемного анализа и синтеза, фонематического восприятия, коррекция звукопроизношения. К операционным предпосылкам относятся начальные действия, входящие в состав чтения как деятельности (опознание буквы в связи с её фонемой, перевод зрительных образов печатных букв в звуки, определение букво-звуковых соответствий, узнавание буквы в контексте слога). К функциональным предпосылкам относятся зрительные процессы, обеспечивающие базу для формирования чтения (коррекция и развитие гностических и моторных функций).

Создание данных предпосылок способствует предупреждению или минимилизации трудностей формирования первоначального навыка громкого чтения. Формируются обобщённые представления (зрительно-пространственные, зрительно-двигательные, речедвигательные, речеслуховые), необходимые для овладения навыком чтения вслух. Происходит овладение осознанными и произвольными операциями и способами громкого чтения вслух (слияние нескольких букв в слог, слияние нескольких слогов в слово, соединение нескольких слов в высказывание). Развивается понимание прочитанного с использованием молчаливого способа чтения.

В результате этого учащиеся овладевают автоматизированным навыком чтения, характеризирующимся продуктивными способами чтения, достаточным темпом чтения, правильностью чтения вслух и про себя. Создаются оптимальные условия для формирования смыслового компонента чтения, успешного освоения программного материала по чтению не только в начальной, но и в основной школе.

УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО к созданию образовательных условий в части использования специальных пособий и дидактического материала для успешного освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего образования. Используется в рамках логопедического сопровождения учащихся начальных классов в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы.  Предназначен для педагогов, логопедов, обучающих младших школьников с трудностями формирования навыков чтения и письма или с нарушением чтения и письма и нуждающихся в организации специальных условий обучения с учётом их особых образовательных потребностей.

Оценка динамики индивидуальных достижений сформированности письма и чтения у детей, занимающихся на коррекционных занятиях по  УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» показала высокую результативность логопедической работы по коррекции нарушений письма и чтения при использовании данного учебно-методического комплекса.