ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях, проводимых с учащимися ОВЗ и обучающихся в интегрированных классах
материал по логопедии на тему

Спирева Наталья Анатольевна

 Цели коррекционной работы: 

Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_korrabota_krem_sosh.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРИНЯТО                                                                                      

Педагогическим советом

МОУ Кременкульская СОШ                                        

протокол № ________

от «_____»___________2017г                                                     

УТВЕРЖДАЮ:

директор

МОУ Кременкульская СОШ

     ___________________ Харисова Л.С.

    № _________ от   _________

ПОЛОЖЕНИЕ

об индивидуальных и групповых

коррекционно-развивающих занятиях,

проводимых с учащимися ОВЗ и обучающихся в интегрированных классах в

МОУ Кременкульской СОШ

с.Кременкуль, 2017 г.

1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение  разработано на основе 

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; в ред.приказов от 17 декабря 2010г № 1897);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

1.2. Коррекционная работа в школе  направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.

  1. Коррекционная работа начального общего образования и основного общего образования должна обеспечивать:

- создание в школе специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

- дальнейшую социализацию,  адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в школе.

  1. Цели коррекционной работы
  1. Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).
  1. Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
  1. Задачи коррекционной работы
  1. Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, при освоения ими основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.
  2. Определение особенностей организации образовательного процесса и условие интеграции для указанной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
  3. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, учебных планов, организация индивидуальных или групповых занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизни.
  6. Развитие коммуникативной компетенций, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников.
  7. Реализация комплексной системы мер по социальной адаптации и профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
  1. Принципы, определяющие содержание коррекционной работы в  школе
  1. Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе ребенка от одного образовательного уровня к другому, обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.
  2. Соблюдение интересов ребенка.
  3. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития в обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность обучения и помощи в развитии.
  5. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
  6. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о переводе детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные образовательные организации, классы.
  1. Направления коррекционной работы
  1. Коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее основное содержание:
  • диагностическое,
  • коррекционно-развивающее,
  • консультативное,
  • информационно-просветительское.
  1. Диагностическая работа включает:

- выявление основных образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья;

- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей учащегося;

- изучение социальной ситуации и условий семейного воспитания ребенка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка;

- системный разносторонний контроль за уровнем динамикой развития ребенка.

5.3 Коррекционно-развивающая работа включает:

- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации образовательного процесса;

- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;

- развитие универсальных учебных действий в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, образовательной основной программой основного общего образования;

- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии;

- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетентности;

- развитие компетенций, необходимых для продолжения  образования и профессионального самоопределения;

- формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях.

5.4 Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование педагогов специалистами по организации коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;

- консультативную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизическими особенностями.

5.5 Информационно-просветительская работа включает:

- информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Механизмы реализации коррекционной работы.
  1. Коррекционная работа на этапах освоения основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы основного общего образования может реализовываться школой    как совместно с другими образовательными организациями так и самостоятельно (при наличии соответствующих ресурсов).
  1. Условия реализации коррекционной работы.
  1. Коррекционная работа может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
  2. К формам получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья относятся: обучение в общеобразовательном классе, коррекционном классе, интегрированном классе, по общеобразовательной программе или по индивидуальной программе, обучение на дому или дистанционно.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение реализации коррекционной работы в образовательном учреждении включает:

- оптимальный режим учебных нагрузок;

- психолого-педагогические условия (учет индивидуальных особенностей учащегося, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, использование современных педагогических технологий, повышение эффективности образовательного процесса);

- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особенности и потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуализация обучения с учетом специфики нарушения здоровья детей);

- здоровьесберегающие условия;

- участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных мероприятиях;

- развитие системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

7.4.  В процессе реализации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут быть использованы рабочие коррекционно-развивающие программы психолого-педагогической направленности, диагностический и психолого-педагогический инструментарий, необходимы для осуществления профессиональной деятельности педагога, учителя-логопеда, дефектолога, социального педагога.

7.5 В случае обучения детей по индивидуальному учебному плану, с учетом особенностей здоровья, целесообразным является использование специальных коррекционных программ, учебников и учебных пособий для специальных образовательных организаций соответствующего вида.

7.6 Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специальное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.

7.7  Педагогический работник образовательного учреждения, реализующий коррекционную работу, должен иметь четкое представление об особенностях психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного процессов.

7.8   Педагогический работник, реализующий коррекционную работу, обязан проходить курсы повышения квалификации.

7.9 Материально-техническое обеспечение реализации коррекционной работы в ОУ заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды школы.

7.10 Создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, наглядным пособиям, мультимедийными и видео материалам.

8. Контроль за индивидуальными и групповыми коррекционно-развивающими занятиями.

8.1. Учёт индивидуальных занятий ведётся в журнале «Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия». Темы занятий должны носить коррекционно-развивающую направленность и не должны дублировать темы уроков по предметам.

8.2. Обязанности по контролю за организацией и проведением индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий возлагаются на заместителей директора по УВР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».

В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей начальной школы, обучающихся по программе VIII вида 2 вариант.

Данная программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития умственно отсталых школьников. Основной целью коррекционно-развивающей программы является развитие («доведени...

Опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных или межличностных проблем

В данной методической разработке представлен опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической по...

Групповое коррекционно-развивающее занятие у педагога-психолога для учеников 2-3х классов.

Данное занятие предназначено для проведения педагогом-психологом группового коррекционно-развивающего занятия для учеников 2-3х классов. В занятии представлены задания,упражнения и игры на развитие вн...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ вариант 7.2 3 класс

Групповое занятие направленное на развитие внимания и памяти для обучающихся 3 класса. Вид  занятия – игра-путешествие, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавате...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие основных свойств внимания». (3 класс, обучающиеся с ЗПР).

Цель занятия: тренировка внимания.Задачи:1.Дидактические:Учить концентрировать внимание.Повышать уровень развития логического мышления.2.Коррекционно-развивающие:Развивать свойства внимания (конц...