Конспект.Сценарий группового коррекционно-развивающего занятия 1 класс обучающиеся с РАС (вариант 8.2; 2-ой год обучения).
план-конспект занятия (1 класс)
В системе развивающих занятий с педагогом-психологом закладываются основы учебной деятельности ребенка,активное развитие познавательных способностей,коммуникативных навыков взаимодействия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий коррекционно-развивающего занятия 1 класс обучающиеся с РАС (вариант 8.2; 2-ой год обучения)
ФИО: педагога-психолог Зверева Юлия Михайловна
Место работы: КГБОУ «Железногорская школа №1»
Название программы: Развитие навыков взаимодействия в среде сверстников (для детей с аутистическими расстройствами «Регуляция и социум»)
Тема занятия: «Путешествие в «Страну дружбы»»
Формы организации занятия: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Цель: Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в классе, сплочению детского коллектива, посредством составления законов дружбы.
Задачи:
обучающие:
- обобщить у детей знания о понятиях «друг», «дружба»;
- закрепить знания о лесных животных.
развивающие:
- развивать умение выражать свои эмоции, отношение к окружающим вербальным и невербальным способами;
- способствовать развитию умения понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё;
- развивать межполушарное взаимодействие;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, пространственное восприятие;
- развивать коммуникативные навыки и умения;
- способствовать снятию эмоционального и физического напряжения.
воспитательные:
- воспитывать уверенность в себе и умение действовать в группе;
- воспитывать толерантное отношение к высказываниям одноклассников;
Планируемые результаты:
предметные:
- понимать эмоции, настроения одноклассников;
- понимать понятия: дружба, друзья, взаимопомощь;
- развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
- сопереживать чувствам других людей;
- составлять законы дружбы.
личностные:
- создать положительные межличностные отношения с обучающимися;
- уметь пользоваться элементарными формами самооценки и рефлексии.
Формируемые универсальные учебные действия:
регулятивные:
- принимать цели, поставленные на занятии
- адекватно применять ритуалы занятия (приветствие, прощание, поднимать руку);
- произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану, работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, учиться контролировать свои действия.
познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные признаки;
- уметь обобщать, сравнивать;
- пользоваться опорными-схемами.
коммуникативные:
- взаимодействовать и работать в коллективе (ученик-педагог-психолог, ученик-ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и педагогом-психологом;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.
Необходимые материалы для проведения занятия : проектор, презентация, магнитный плакат, ватман, цветные карандаши, ключ к шифру.
Структура коррекционно-развивающего занятия
1. Вводная часть: организационный момент/ритуал приветствия;
2. Основная часть: закрепление знаний, динамическая пауза, усвоение новых знаний
3. Заключительная часть: рефлексия, итоги, ритуал окончания занятия.
Ход коррекционно-развивающего занятия
№ | Этап занятия | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов занятия) | Формы организации деятельности обучающихся | Действия педагога-психолога по организации деятельности обучающихся | Действия обучающихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы |
1. | Вводная часть. Ритуал приветствия. |
| Фронтальная работа | 1. Ритуал приветствия. Педагог-психолог приветствует учащихся. Ритуал приветствия. -Дружно встанем мы по кругу, скажем -Здравствуйте, друг другу! - Нам здороваться не лень! -Всем, привет! И добрый день! -Давайте поприветствуем друг друга. Включение класса в деловой ритм, мотивационные действия. | Обучающиеся приветствуют друг друга. |
|
2. 2.1 | Основная часть. Актуализация знаний. |
| Фронтальная работа | 2. Орг.момент Педагог-психолог рассказывает о настроении. -Ребята, я сегодня в хорошем настроении, потому что очень рада вас видеть! -Я улыбаюсь, у меня доброе выражение лица: рот растянут в улыбке, ямочки на щеках, слегка прищурены глаза. -Давайте попробуем понять, а в каком настроении пришли ваши одноклассники. -Напоминаю, что у нас бывает разное выражение лица, по нему мы судим о настроении человека. Психолог показывает круг эмоций. Задает вопрос: -Как вы это определили, поняли? Игра «Поделись настроением» | Обучающиеся отвечают на вопрос; выражают свои эмоции, отношение к окружающим вербальным и невербальным способами. Играют в игру «Поделись настроением» |
состояние друг друга;
|
2.2 | Постановка задач по теме занятия. |
| Фронтальная работа | Психолог включает презентацию с посланием от Радуги из сказочной страны. Спрашивает учащихся «Ребята, вам не кажется, что Радуга не того цвета?». -Ребята, лесные жители потеряли свой естественный окрас, стали бесцветными, вирус непонимания распространился на всех, они стали ссориться, и не знают, как правильно договориться, из-за их упрямства «Страна дружбы» разбилась на маленькие осколочки. -Ребята, что же делать? Радуга черно-белого цвета. Педагог-психолог создает условия и подводит учеников к совместной постановке задачи занятия. -Вот и мы с вами сегодня будем учиться взаимодействовать. Постараемся понять кто такой друг, и как нужно вести себя с друзьями. Радуга предлагает нам карту, чтобы отправиться в путешествие в «Страну дружбы». -Для того, чтобы попасть туда нам нужен транспорт. Психолог спрашивает: «А, где мы его возьмем?» | Ученики слушают и смотрят презентацию, Замечают, что Радуга черно-белого цвета. В совместной деятельности с педагогом-психологом ставят задачи занятия. Ученики отвечают на вопросы педагога-психолога. |
|
2.2 |
| Индивидуальная работа | 3. «Танец волн» Графический диктант. Пунктирные волны. Педагог-психолог раздает листы в клеточку и предлагает ученикам выполнить графический диктант. Задает вопрос. -Какой транспорт у нас получился? Далее предлагает одновременно двумя руками с разных сторон провести карандашами по волнистой линии. - Сначала первую волну, пока не встретятся ваши карандаши, затем вторую, и третью. Далее предлагает поплыть по волнам к «Стране дружба». Педагог-психолог выдает ученикам красные «осколочки». | Обучающиеся следуют инструкции, выполняют последовательные действия. Отвечают педагогу. |
| |
2.2 |
| Парная работа | 4. Расшифровка (задания с шифрами, методика Векслера). Педагог-психолог показывает на экране первое препятствие. -Узнать куда мы приплыли, вы сможете, ответив на зашифрованные задания. -Чтобы их разгадать нужно знать специальный ключ к шифру. Психолог раздает ключ к шифру. Предлагает работать в парах. Психолог обращается к ученикам: -Если кому-то сложно поднимите руку. Ребята вам обязательно помогут! По ходу отгадывания, на доске появляются картинки - лиса, волк, ёж, кабан, белка, заяц. Педагог-психолог совместно с детьми обсуждают признаки животных. -Молодцы, все задания расшифровали и помогли своим одноклассникам. -Настоящие друзья! - Вот мы и попали в сказочный лес. -Но что- то здесь не так? -Верно, всё не цветное! -Лесные обитатели не умеют дружить и не знают, что такое дружба, поэтому всё такое скучное и не цветное. -Давайте поможем, оживить лес. Расскажем, как нужно дружить. Педагог-психолог выдает ученикам оранжевые «осколочки». | Обучающиеся расшифровывают задания. Поднимают руки. Помогают одноклассникам. |
работают в парах бесконфликтно;
| |
2.2 | Динамическая пауза. |
| Индивидуальная работа | 5.Дорожка «Весёлые следы». Психолог раскладывает на пол силуэты стоп с левой стороны, с правой стороны силуэты ладошек. -По лесной тропинке мы отправляемся с вами за следующим заданием. Педагог-психолог выдает зеленые «осколочки» | Обучающиеся произвольно включаются в деятельность. |
|
2.2 |
| Групповая работа | 6. «Опушка-путаниц» Педагог-психолог предлагает поработать в группе. Дает опорные схемы-путаниц, ученики должны выбрать правила дружбы. - Судя по карте, мы находимся на опушке-путаниц. -Выберите картинки, которые являются правилами дружбы. 1. Помогай товарищу в беде. 2. Не делись с товарищами, если у тебя есть интересные книги, игрушки. 3. Останови товарища, если он делает что-то плохое. 4. Не ссорься с друзьями. 5. Обманывай ребят. 6. Умей договариваться с другом. Педагог-психолог предлагает составить правила на магнитном плакате. -Плакат останется висеть в нашем классе, и вы всегда сможете заглянуть в него, как правильно поступить в ситуации со своими друзьями. Психолог выдает желтые «осколочки». | Учащиеся активно включаются в процесс взаимодействия с педагогом-психологом и друг с другом. Определены правила на магнитном плакате. |
формируется конструктивно-коммуникативная среда; | |
2.2 |
| Индивидуальная работа | 7. «Поляна оживления» Психолог предлагает найти к каждой картинке пару. Выдает картинки-пары. -Ребята, кто заметил, для кого не нашлось пары? Почему предположите? -Давайте нарисуем бабочек. Но сначала я предлагаю вам размять пальчики. Педагог-психолог выдает каждому ученику голубой «осколочек». | Высказывают свои предположения. Ученики накладывают картинки –пары на плакат, выданные педагогом-психологом. |
обосновывать свой выбор, выполнять действия по алгоритму;
доброжелательно относиться друг к другу. | |
2.2 |
| Индивидуальная работа | Пальчиковая гимнастика «Дружат все на свете». Педагог-психолог выдает ученикам синего цвета «осколочки». | Ученики выполняют пальчиковую гимнастику. |
| |
2.2 |
| Парная работа | 8. «Бабочки» Педагог –психолог предлагает ученикам раскрасить бабочек. -Раскрашивать будете вместе со своим соседом. Обсудите, как вы решите раскрасить. Как только вы начнете раскрашивать, в какой-то момент я сделаю хлопок, и вы поменяетесь бабочками. Ваш сосед продолжает раскрашивать вашу бабочку, а вы его, так как вы договорились. Потом опять хлопок, и ваша бабочка возвращается к вам. И вы опять продолжаете раскрашивать. И так, пока мы не завершим работу. Постарайтесь договориться со своим соседом. Как слажено вы работаете, бабочки получаются очень яркими, необычными, радужными! В «Стране дружбы» точно станет веселее и красочней. А вы станете намного дружнее, потому что научились работать. Договариваться друг с другом. | Учащиеся раскрашивают бабочек, договариваются друг с другом в процессе выполнения задания. Получают фиолетового цвета «осколочки». |
| |
3. | Заключительная часть. Рефлексия. |
| Фронтальная работа | «Бабочки привели нас в «Страну дружбы» Здесь каждый из вас подсчитает, сколько у него цветных «осколочков» (напротив каждого цвета). Психолог проводит рефлексию. -Молодцы! У кого больше всех? Как вы считаете, вы хорошо справились с просьбой Радуги? -Что вам понравилось, а что было трудным, не понятным? -Как вы поняли, как нужно относиться к друзьям? Понравилось ли вам работать в паре или в группе? Педагог-психолог предлагает учащимся оценить свою работу на занятии, на листе самооценивания. -Переверните листочек и на нарисованной лестнице поставьте себя на любую ступеньку. Выдает листок каждому ученику, где с одной стороны наклеены бумажки всех цветов, использовавшихся в игре, а с другой стороны нарисована лестница. Листок подписывается. | Обучающиеся подсчитывают «осколочки» по цветам, напротив каждого цвета пишут полученную цифру. Оценивают свою работу на занятии. Наклеивают «осколочки» на ватман. |
толерантное отношение друг к другу;
|
3.2 | Итоги. Ритуал окончания занятия. |
| Групповая работа | -А теперь «оживим» нашу сказочную страну, сложим радугу из полученных «осколочков». Педагог-психолог предлагает наклеить цветные осколочки всем вместе. Ученики наклеивают цветные осколочки на ватман, где изображен контур зебры. Только с помощью дружеских отношений, совместной, слаженной работы, мы преодолели все трудности! Наша зебра стала радужной! Дружба творит чудеса!» Педагог-психолог предлагает встать в круг, для вручения медалей «Я умею дружить!» | Встают в круг. |
|
Рефлексия. Самоанализ коррекционно-развивающего занятия.
Направление занятия: коррекционно-развивающее.
Категория детей: 1 класс обучающиеся с РАС (вариант 8.2; 2-ой год обучения).
Количество детей: 4 чел.
Разрабатывая данный сценарий, я учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности обучающихся. Опиралась на результаты мониторинга УУД. Поставленная цель: «способствовать формированию дружеских взаимоотношений в классе, сплочению детского коллектива» была успешно реализована. Для реализации задач использовалась игровая технология «игровая оболочка» по
М.Р. Битяновой, что способствовало поддержанию интереса участников к деятельности и освоению различных способов действий, коммуникации и мышления. На занятии осуществлялся личностно-ориентированный подход к ученикам: уделялось внимание каждому ребенку, создавались ситуации успеха. Также я использовала системно-деятельностный подход, стремилась не давать готовые знания, а помогала научить учиться, тем самым, овладеть универсальными учебными действиями.
Занятие началось с «Приветствия», которое являлось организационным моментом и в то же время способствовало положительному настрою на дальнейшую деятельность. Содержание занятия соответствует требованиям программы и возрастным особенностям обучающихся, деятельность нацелена на формирование УУД.
Основная часть занятия была направлена на реализацию поставленных задач:
обучающие:
- обобщить у детей знания о понятиях «друг», «дружба»;
- закрепить знания о лесных животных.
развивающие:
-развивать умение выражать свои эмоции, отношение к окружающим вербальным и невербальным способами;
-способствовать развитию умения понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё;
-развивать межполушарное взаимодействие;
-развивать психические процессы: внимание, память, мышление, пространственное восприятие;
-развивать коммуникативные навыки и умения;
-способствовать снятию эмоционального и физического напряжения.
воспитательные:
-воспитывать уверенность в себе и умение действовать в группах;
-воспитывать толерантное отношение к высказываниям одноклассников;
В соответствии с требованиями по ФГОС:
- На занятии чередовались динамические и статические нагрузки. Применялись формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, что позволило избежать переутомления у учеников.
- Для обучающихся были подготовлены наглядные материалы по принципу доступности, современности, качества.
- Структура занятия соответствовала нормам: вводная часть (создание мотивации), основная часть (использование различных приемов руководства: наглядных, практических и словесных); анализ деятельности учеников после каждого вида деятельности; ритуал прощания позволил насыщенно и логически завершить занятие.
- Использовались психолого-педагогические технологии (проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие технологии).
- Активизировалась речевая деятельность детей (вопросы к ученикам носили проблемно-поисковый характер).
Все это способствовало формированию дружеских взаимоотношений, сплочению детского коллектива, развитию умения правильно выражать свои эмоции и чувства.
В заключительной части, на этапе рефлексии ученики делились впечатлениями от занятия, отвечали на вопросы и сами оценивали результаты своей деятельности на листе самооценивания «Лесенка». После проведенного ритуала окончания занятия, были вручены каждому ученику медали «Я умею дружить!», что вызвало позитивные эмоции учеников.
Считаю, что содержание занятия, использованные методы и приемы, технологии, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности позволило обеспечить активность, работоспособность, внимание и интерес учеников к деятельности на протяжении всего занятия. Поддерживался положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению результативности занятия и успешному решению поставленных задач. Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизическим особенностям учеников. Следует отметить, что 75% обучающихся, удерживали и точно следовали инструкции, выполняли действия по алгоритму, работали в общем темпе, 25% обучающимся требовалась мотивирующая, направляющая помощь педагога-психолога, в силу индивидуальных особенностей расстройства аутистического спектра. Считаю, что цель занятия достигнута, поставленные задачи решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».
В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей начальной школы, обучающихся по программе VIII вида 2 вариант.
Данная программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития умственно отсталых школьников. Основной целью коррекционно-развивающей программы является развитие («доведени...

ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях, проводимых с учащимися ОВЗ и обучающихся в интегрированных классах
Цели коррекционной работы: Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).Ф...

Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ вариант 7.2 3 класс
Групповое занятие направленное на развитие внимания и памяти для обучающихся 3 класса. Вид занятия – игра-путешествие, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавате...
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие основных свойств внимания». (3 класс, обучающиеся с ЗПР).
Цель занятия: тренировка внимания.Задачи:1.Дидактические:Учить концентрировать внимание.Повышать уровень развития логического мышления.2.Коррекционно-развивающие:Развивать свойства внимания (конц...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...

Технологическая карта группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (УО 2 вариант, ТМНР) по теме: "Веселая математика в профессии повара"
Данный конспект занятия, технологическая карта может быть использована учителями-дефектологами при проведении группового коррекционно- развивающего занятия по формированию элементарных математических ...
