Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».
методическая разработка (3 класс) на тему

В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут учителю организовать индивидуальную работу с отстающими учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_shevlyakovoy.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-групповое  коррекционно-развивающее занятие

«Русский язык как государственный для обучающихся с неродным русским языком».  

для учащихся 3 класса  с задержкой психического развития

специальной коррекционной школы VII вида

Тема занятия: «Зимующие и перелетные птицы».

 Цель: познакомить детей с перелетными птицами, развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, координации речи с движением.

 Задачи:

коррекционно-образовательная:

·обучать детей  использовать в речи новые слова по теме, составлять распространённые предложения по опорам и картинкам;

 коррекционно-развивающие:

· учить детей различать понятия «перелетные» и «зимующие» птицы;

· развивать словарный запас по заданной теме;

· развивать у детей навыки словообразования;

 коррекционно-воспитательная: 

· формировать  у детей положительные поведенческие навыки по отношению к природе, птицам.

Оборудование: серия тематических картинок; карточки; предметные картинки птиц, тематическая презентация.

Ход занятия

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА РАБОТУ.   

Звучит музыка и голоса птиц.

Учитель:

 -Здравствуйте! Эта музыка напоминает нам о чудесных изменениях в природе.

II.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

 Учитель:

-О чём мы  будем говорить сегодня вам надо  догадаться самим. Для этого мы  сыграем в игру.

  Игра    «Слова-горки»                                                Упражнение на улучшение

(дети читают слова в каждом столбике)                звукопроизношения  слогов  и слов,

 1 горка        2  горка                                увеличение скорости и качества чтения.

ох                                             дождливый

уже                                         капельками

если                                       пасмурно                                                

птицы                                   холодает

стрижи                                журавли

улетают                              осень

листопад                           стая

ветреный                         как                            

                                                                                         

Учитель:

- О каком времени года подсказывают нам прочитанные слова? (об осени)

-Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь) 

«Скоро белые метели
снег поднимут от земли,
Улетают, улетели,
улетели журавли.
Не слыхать кукушек в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет:
Улетает, улетел...»

Тема занятия «Зимующие и перелётные птицы» 

III. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.

1. Работа с предметными картинками

Учитель:

-Рассмотрите птиц и назовите тех, которых уже знаете.   Упражнение на развитие памяти и

-Какие птицы улетают в тёплые края?                                внимания

-Как называют таких птиц? (Перелётные)

-Какие птицы остаются зимовать? (Зимующие)

2. Психоречевая гимнастика                                                                                                         

а) Повторение цепочки картинок сначала              

 с опорой    на карточку, затем по памяти                       

 (грач – ласточка – кукушка – скворец-ворона)

б) «Нет какой птицы ? »                                                        Лексико-грамматическое упражнение на 

(На доске 4-5 картинок, незаметно                          усвоение категории родительского падежа,

убирается картинка)                                                     единственного числа

3.Дидактическая игра с движением « Улетают - не улетают»

 ( Детям раздаются названия птиц, дети, которые выполняют роли перелетных птиц переходят « перелетают », остальные остаются на месте ) 

IV. ПЕРВИЧНА ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ.

1. «Кто с кем улетает осенью на юг?»                         Коррекционно-развивающее упражнение 

Летят журавли на юг со своими (журавлятами),       на расширение словарного  запаса

летят утки на юг со своими ( утятами),

летят гуси на юг со своими (гусятами),

летят лебеди на юг со своим (лебедятами),

летят аисты на юг со своими (аистятами).                                                                                                       

2. Дидактическая игра                                              Упражнение -ассоциации на звукоподражание

«Кто как голос подаёт?»   

(Соедини стрелками слова  по смыслу.)

воробей                               каркает

ворона                                 чирикает

утка                                     кукует

голубь                                 крякает

кукушка                              воркует

3. Аутотренинг

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко…
ПАУЗА
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Подтянуться, улыбнуться! Всем открыть глаза и красиво сесть!

V.   ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.

.

1.  «Общее и различное»                                               Упражнение на анализ и сравнение предметов.

             

Детям предлагается мысленно представить себе образ сравниваемых предметов и найти сходство и различие.

- Ты видел бабочку? А птичку? После ответов ребёнка, предлагается сравнить эти объекты.

Помогаем ребёнку с помощью наводящих вопросов:

-Что у них общего? А чем они отличаются?”

2.   Опиши птицу по плану                                         Условно-речевое упражнение описания объекта (по картинке)                                                                      по универсальному план

Вопросы                                                                                  Ответы

1.Название птицы.                                   1. Это птица ________перелётная (или зимующая).

2.Название частей тела.                           2.Тело_______состоит из___________

3. Название частей головы.                     3.На голове _______есть___________

4.Чем покрыто тело?                                4.Тело покрыто ______________

5. Где живёт?                                            5._________живёт________                                  

Слова для справок: голова, крылья, лапки, хвост ,глаза, хохолок, перья,в лесу, на болоте, в дупле, под крышей дома и т.п.

VI. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

1. Пальчиковая гимнастика (при названии - загибать палец)
                      Птичек стайка

Эта птичка-соловей, эта птичка-воробей
Эта птичка -
совушка, сонная головушка,
Эта птичка-
свиристель, эта птичка-коростель.
Эта птичка-
скворушка, серенькое пёрышко
Эта-зяблик, эта-
стриж, это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан. Птички, птички по домам!
 (Сжать пальчики в кулачки)

- Каких птиц вы узнали? Какие из них – перелётные,  зимующими?

- Почему птицы улетают в тёплые края? Как надо помогать птицам зимой?

2. Рефлексия « Моё настроение» (выбор цвета настроения)

Список литературы: 

  1. Российская Е.Н.  «Методика формирования самостоятельной письменной речи у  

       детей».- Москва,2005.-143с.

  1. Коноваленко С.В. «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.

  1. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и мл. школьников. – Ярославль: ТОО “Гринго”, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...

Доклад: «Современные требования к уроку и занятиям в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Морское путешествие"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются игры и упражнения на развитие когнитивной сферы (внимания, памяти, мы...

Методическая разработка по теме:"Игра на уроках музыки в коррекционной школе"

Игра на уроках музыки в школе - одна из форм творческого самовыражения. Разнообразие музыкальных игр. Музыкальные игры на уроках музыки в начальной школе....