Методическая разработка по теме:"Игра на уроках музыки в коррекционной школе"
методическая разработка по музыке

Сергеева Наталья Владимировна

Игра на уроках музыки в школе - одна из форм творческого самовыражения. Разнообразие музыкальных игр. Музыкальные игры на уроках музыки в начальной школе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся,          

                     воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

                            специальная (коррекционная) школа

                   ГКОУ С(К)Ш

                 

                        Методическая разработка по теме:

           «Игра на уроках музыки в коррекционной школе»

                                                                                                                                                                        

                                                                                                 Учитель: ГКОУ С(К)Ш

                                                                                                                 Н.В. Сергеева

                                                        г. Выкса

            2020

                                 

                                    

                                 Пояснительная записка

                                           Если вы не видите немедленного результата -

        хорошего или плохого, - будьте терпеливы и        

        наблюдайте.

                                  Дипак Чопра

Игра на уроках музыки в школе – одна из форм творческого самовыражения.

Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазий, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. В игре зарождается личность ребёнка. Игра оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта. Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игра на уроке музыке носит развивающий характер и ориентирована на овладение двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

          Воздействие игры можно рассматривать в трёх аспектах.

Первый аспект – физиологический, связанный с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системы, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект – психологический. Музыка воздействует на эмоционально-личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.

В музыкальной игре детям легче освоить средства музыкальной выразительности, характер музыки и речи – ритм, динамику, высоту. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры.

                         Цель и задачи музыкальной игры

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребёнку внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные задания, связанные с процессом узнавания и различение характера музыки, отдельных выразительных средств, активизирует чувства, воображение, мышление.

В соответствии с этим музыкальные игры имеют следующие задачи:

1. Коррекционные:

- развитие слухового, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, тембр, динамику, ритм), координация движений;

- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движений.

2. Оздоровительные:

- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

- совершенствование способности снимать эмоциональное и физическое напряжение, укрепление «мышечного чувства»;

- развитие быстроты двигательной реакции.

3. Образовательные:

- обучение речевым, певческим навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

- формирование умственных умений и действий.

4. Воспитательные:

- воспитание общей музыкальной речевой культуры;

- формирование эстетическому восприятию окружающего мира;

- развитие эмоциональной сферы.

5. Развивающие:

- развитие познавательной активности;

- поддержание устойчивого интереса;

- укрепление саморегуляции и контроля;

- развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

                           Разнообразие музыкальных игр

 Среди музыкальных игр Н.А. Метлов выделил игры с пением, которые развивают слух, голос, умение правильно передавать мелодию, а также игры-сказки, используемые музыкальными руководителями в детском саду и школе.

Н.А. Ветлугина в ходе научных исследований в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально- дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. Дальнейшую разработку этой группы игр продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина.

Е. Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, З. Ушакова изменили представление об игре, их методические разработки игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.

Е.Д. Макшанцева предложила ещё один вид музыкальных игр – игры-забавы.

Л.Н. Комисарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении дидактических игр.

Игры драматизации, театрализованные игры, также активно используются в школах: на уроках музыки, внеурочной деятельности, в коррекционной работе с детьми.

Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощения и самовыражения через разнообразные практические действия.

Игра на уроке музыки превращается из внешней формы развлекательного характера в форму, обеспечивающую творческое самовыражение ребёнка.

Максимилиан Волошин: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники и музыканты – ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении – это те, которые не сумели вырасти».

     Музыкальные игры на уроках музыки в начальной школе

                             Музыкальная игра «Осень»

Цель: развитие пластических движений, умения передать образ.

Ход игры: Звучит песня «Падают листья» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен).

Педагог: «Представьте себе, что наступила осень, листья на деревьях стали жёлтыми, красными. Внезапно подул сильный ветер, сорвал с ветки листья, и они плавно закружились в воздухе, опускаясь на землю. А теперь представьте, что эти листья – это вы. Попробуйте передать с помощью движений кружение листьев».

Дети танцуют под музыку.

                              Игра «Весёлый звукоряд»

Цель: развитие коммуникативных навыков, формирование быстроте реакции, снятие напряжение.

Ход игры: Собрать 2-3 команды детей по 7 человек, раздать карточки, на которых написано название нот, под весёлую музыку дети веселятся, скачут, прыгают между собой на полянке, с окончанием музыки необходимо быстро построится в свои команды, главное встать по порядку: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Побеждает команда, которая построится быстрее. Игру можно повторить 2-3 раза.

                    Игра на развитие памяти «Повтори ритм»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти.

Ход игры: Под музыку «Гопака» М.П. Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка педагог ногами показывает ритмический рисунок, притопываю на   одном месте 1 фразу. На 2 фразу дети повторяют движения в нужном ритме. Освоив ритм, можно передавать его хлопками, шлепками, на ударных музыкальных инструментах.

                     Игра «Отгадай, по какому предмету стучу?»

Цель: развитие умения различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, тембрового слуха.

Обурудование: Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, музыкальный треугольник.

Ход игры: На столе за ширмой лежат предметы.

Педагог: Надо музыку послушать,

        Инструменты подобрать,

        Их звучание запомнить

        И по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки издаваемые за ширмой, затем слушают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А. Коррелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду». При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру произведений.

                                 Игра «Найди свой цвет»

Цель: развитие умения анализировать, сравнивать.

Оборудование: карточки синего, жёлтого, красного, зелёного цветов.

Ход игры: Дети слушают музыку спокойного характера. В начале каждого музыкального построения учитель поднимает карточку какого-либо цвета и держит её до следующего построения (части, предложения, фразы). Дети у которых в одежде встречается данный цвет, встают и садятся, поднимая карточку другого цвета.

2 вариант: Слушая музыку, дети поднимают карточки, разного цвета, в связи с изменением характера, таким образом, учатся определять настроение музыкального произведения (2, 3-частную форму).

                                  Игра «Где бывали?»

Цель: развитие воображения, ассоциативного мышления.

Ход игры: Для проведении игры может быть использована народная, современная, классическая в оркестровом или в вокальном исполнении.

Прослушав музыкальное произведение, дети делятся на 2 – 4 подгруппы и расходятся, чтобы сообща придумать рассказ о соответствии с жанром, стилем, характером музыки.

Рекомендуемые произведения:

- Ф. Шуман. Грёзы

- С. Рахманинов. Вокализ

- К. Сен-Санс. Лебедь

- Н.А. Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка»

- Э. Григ. Утро

- П.И. Чайковский. Симфония № 1.

                      Игра на развитие вокально-хоровых навыков

Цель: развитие исполнительских и вокально-хоровых навыков.

«Поём про себя»

Цель: развитие слухового внимания, музыкальной памяти.

Выбирается песня хорошо знакомая детям. По знаку педагога, строчка песни поётся всей группой, а вторая строчка – «молча», то есть поётся только внутренним слухом. Окончание куплета поётся вслух, для того чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию.

                         Игры на развитие ритмического слуха

«Отгадай меня»

Дети учатся «отхлопывать имена» одно-двух-трёхсложные (О-ля, Ко-ля, Ма-ри-на, Се-рё-жа), затем вызывать друг друга хлопками и отгадывать, кто вызывается.

«Едем в школу»

Педагог – машинист, дети – «пассажиры». Машинист задаёт ритм пассажирам со словами:

1. Едет, едет паровоз

        Две трубы, сто колёс

     Две трубы, сто колёс

     Машинистом рыжий пёс.

  2. Чух, чух, пыхчу, пыхчу, ворчу

      Стоять на месте не хочу.

      Колёсами  стучу, верчу,

      Садись скорее, прокачу: чух, чух!

Дети изображают темп движения поезда: отправление от станции (медленно), постепенно поезд прибавляет ход – (темп ускоряется), приближается к станции (темп замедляется) и поезд останавливается.

            Игры на восприятие и различие темпа музыки

«Море и ручеёк»

Дети делятся на две команды: море и ручеёк. При звучании произведения команда «Море» выполняют в медленном темпе плавные движения руками, изображая волну. При звучании произведения в быстром темпе команда «Ручеёк» выполняет лёгкий бег на месте. Произведение исполняется последовательно несколько раз.

«Делай как я»

Класс делится на три команды: при исполнении музыки в быстром темпе – первая команда приседает, при исполнении музыки в среднем темпе – вторая команда выполняет шаги на месте, при исполнении произведения в медленном темпе – третья команда выполняет плавные движения под музыку.

                                 Двигательные игры

Музыкально двигательные задания, прививая детям двигательные навыки и умения, необходимы при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствуют углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Движения во всех музыкально-двигательных играх (их характер, форма, выразительность) продиктованы музыкой: дети всегда передают в них музыкально-двигательный образ.

«Про Оленя»

Дети передают содержание песен показом движений.

У Оленя (показ оленя) дом (показать дом) большой (показать)

Он глядит в своё окошко (показать)

Зайка по лесу (показать зайку) бежит

В дверь к нему стучит (показать действия зайки).

Стук, стук (показать) дверь открой (показать),

Там в лесу (показать), охотник злой (показать охотника).

Зайка, зайка (показать) забегай,

Лапу мне давай (показать все действия зайки).

«Мы пойдём»

Мы пойдём сначала вправо -

Раз – два - три

(Ходьба на месте с поворотом направо.)

А теперь пойдём налево -

Раз – два - три

(Ходьба на месте с поворотом налево.)

А теперь мы все присядем -

Раз – два – три (Упор присев)

Дружно и тихонько встанем -

Раз – два – три (Встать, руки вверх)

А теперь мы все станцуем -

Раз – два - три

(Пружинистые полуприседания с поворотами туловища направо – налево.)

Посмотри (Хлопки слева, хлопки справа.)

А теперь ещё станцуем -

Раз – два - три

Раз – два - три

(Шаг вправо, приседание; шаг влево, приседание)

«Мы танцуем «Хлопай – топай»

Мы танцуем «Хлопай – топай» (шагаем на месте)

Утром, днём и вечером!

Лучший танец (хлопаем в ладоши)

«Хлопай – топай», (Топаем ногами)

Когда делать нечего… (Шагаем на месте).

Кем бы ни был ты – отличник, (Приседаем)

Иль совсем наоборот, (Повороты влево – вправо)

Разучите этот танец (Хлопаем в ладоши)

И танцуйте целый год (Топаем ногами)

«По коленочкам ударим»

По коленочкам ударим (Присели, хлопаем по коленям)

Тише, тише, тише

Ручки, ручки поднимаем (Руки подняли вверх)

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки (Круги руками над головой)

Снова опустились.        

Мы на месте покружились (Кружимся)

И остановились.

                                 Литература

1. Лободина С.В. Как развить способности ребёнка. – СПб: Питер Паблишинг, 2000.

2. Анисимова Г.И. Методические рекомендации. – Ярославль: Академия развития, 2008.

3. Нейман Л.В. , Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: Владос, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Образовательные игры на уроках музыки в начальной школе"

Публикация  является обобщением опыта преподавателя музыки и  рассказывает об эффективной форме  познавательной и творческой деятельности школьника - образовательных играх....

Презентация к уроку речевой практики по теме: "Играем вместе" - 1 дополнительный класс коррекционная школа

Презентация к уроку речевой практики по теме: "Играем вместе" - 1 дополнительный класс коррекционная школа...

Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения в сухом бассейне с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередо...

Методическая разработка "Развитие чувства ритма на уроках музыки в общеобразовательной школе "

В данной методической разработке представлен обзор проблемы развития чувства ритма у младших школьников....