Функционирование логопедической службы в инклюзивном пространстве образовательного учреждения
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Катрухина Ирина Федоровна

В статье представлен опыт работы на протяжении четырех лет по теме самообразования.

Обозначены новизна и актуальность, идеи и проблемы, , а также способы их выполнения.

Сформулированы выводы.

В приложениях предложен перечень разработанных программ, описание методов работы, основные законы, регламентирующие работу по инклюзивному образованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Функционирование логопедической службы в инклюзивном пространстве образовательного учреждения»

Катрухина Ирина Федоровна, учитель-логопед МАОУ "Средняя школа №3" г.Когалыма

На основании нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",  приказов Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры № 270, № 301, приказа управления образования Администрации города Когалыма № 256 наша школа стала являться региональной пилотной площадкой по созданию условий универсальной безбарьерной  среды для лиц с ОВЗ и детей - инвалидов. Данная категория детей (обучавшихся ранее на дому или в специализированных учреждениях) стала  включаться в общую систему образования и обучаться совместно со своими сверстниками. Возникла необходимость в организации инклюзивного пространства.

Инклюзивное пространство -  это особое пространство в педагогическом коллективе с максимальным количеством участников, созданное с целью достижения оптимального результата  в процессах обучения, воспитания, развития, здоровьесбережения, социализации.

Одним из важных компонентов инклюзивного пространства является коррекционно-педагогический.

В нашей школе функционирует логопедическая служба, представленная школьным логопунктом. Его работа регламентируется нормативными актами Министерства образования РФ, региональными документами, внутренним распорядком, Уставом учреждения, положением о логопункте.

Контингент учащихся общеобразовательной школы, нуждающихся во включение в инклюзивное пространство - дети, имеющие как нерезко, так и явно выраженную неврологическую симптоматику (например, при заикании, дизартрии), нарушения двигательной сферы (общей, мелкой, артикуляционной моторики), недостаточность высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и т.д.). У этих учащихся выявляется не только низкий уровень развития устной речи, но и, впоследствии, серьезные затруднения в овладении письмом и чтением (дислексия и дисграфия), отмечается специфическое несовершенство в овладении учебной лексикой (понимание и использование учебных терминов, их характеристик, определений). Это приводит к существенному снижению качества и возможностей усвоения школьной программы, а также способствует формированию у школьников негативного отношения к учебной деятельности. Выше изложенное показывает несомненную актуальность и востребованность логопедической службы в целостном инклюзивном пространстве общеобразовательной школы, ориентированном на системное обучение, воспитание, социализацию школьников и поддержание их здоровья.

В условиях перехода начальной школы к образовательным стандартам нового поколения и с введением ФГОС ОВЗ возникла необходимость в проведении ряда изменений на логопедическом пункте, которые связаны:

  •  с разработкой коррекционных программ и маршрутных листов в соответствии с требованиями;
  • с  ориентацией в работе не только на преодоление речевых расстройств у детей, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников; 
  • оснащением  кабинета дидактическими и техническими средствами, необходимыми для работы с детьми с ОВЗ.

   В соответствии с профессиональными стандартами учитель-логопед должен овладеть новыми психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для адресной работы с различными контингентами обучающихся: дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, включенными в инклюзивное пространство.

На сегодняшний день инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно со взрослым творчески решать образовательные проблемы.

Чтобы соответствовать современным критериям и оказывать обучающимся на школьном логопунке грамотную и эффективную помощь, я на протяжении трех лет работаю по данной теме самообразования: прослушаны вебинары; пройдено 5 курсов повышения квалификации; выступала с докладами на родительских собраниях, заседаниях ГМО,  региональной конференции; участвовала в конкурсах муниципального и всероссийского уровней с призовыми местами, размещала публикации в сборниках, на сайтах. Создала личный сайт педагога на платформе nsportal.ru Познакомилась с методикой здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного. Была участником IX международной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми и множественными нарушениями развития».

      На заседаниях ГМО проводились регулярные обзоры  и презентации коррекционной методической литературы и пособий по ФГОС, очных и заочных курсов по  теме самообразования, логопедических сайтов, содержащих полезную информацию. 

В рамках реализации проекта "Безбарьерная среда" для логопедического кабинета были приобретены логопедический тренажер "Дэльфа 112" и мультимедийный комплекс "Мультикид". Опыт по использованию данного оборудования я представила на региональной и окружной конференциях.

Логопедический кабинет пополнился специализированной литературой и серией дидактических пособий Т. Барчан («грамматические игры», «развитие речи»), отвечающими требованиям ФГОС. (см.приложение 1).

В результате проведенной работы мною разработаны (в соответствии с нормативно – правовыми аспектами) и применяются   7 коррекционных программ (см.приложение 2).

Оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ  проводится с учетом личности ребенка, используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

Использую модульное планирование. Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей. Организация, форма работы, привлекаемый материал соответствовуют возрасту ребенка с нарушением речи.

Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии учащегося мною используется такая форма работы, как индивидуальные занятия. Основная задача занятий - максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Чтобы заинтересовать учащихся, использую нестандартные подходы, инновационные технологии - диалоговое, информационно - компьютерное, опережающее, игровое обучение (приложение 3).

Работа с родителями  строится по разработанному плану, представлена выступлениями на родительских собраниях, индивидуальными консультациями, приглашениями на посещение коррекционных занятий, публикацией статей с советами по речевому развитию.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяют:

  • тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
  • оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
  • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
  • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
  • использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

С каждым годом обновляется контингент учащихся с нарушениями в речевом развитии, это требует изучения специфики дефекта и психо - физиологических особенностей детей с ОВЗ, также необходимости проведения грамотной диагностики и разработки специализированного маршрута сопровождения. Я планирую продолжить работу по теме «Функционирование логопедической службы в инклюзивном пространстве образовательного учреждения».

Приложение 1.

Год

Мероприятия

2014-2015

Изучение  нормативно-правовых документов по инклюзивному образованию. Знакомство с предметно-развивающей средой в логопедических кабинетах МАДОУ и МАОУ. Приобретение пособий для коррекционной работы.  Вебинары "Игровые коррекционные приемы в формировании фонематического восприятия у детей с ОВЗ", «Игровая терапия как эффективный метод развития связной речи у детей». Дистанционный  курс "Энергия родительского собрания" (36ч.). Призер муниципального конкурса «Лучшее электронное портфолио» (диплом III степени).

2015-2016

Выступление с докладом на заседании ГПС "Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС".

Провела городской семинар для учителей-логопедов и дефектологов "Организация и содержание логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС" (выступила с докладом "Особенности работы с детьми с ДЦП"). Публикация доклада «Коррекция речевых нарушений у младших школьников с ОВЗ с помощью интерактивного оборудования логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС» в рамках окружной конференции по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗ в ХМАО – Югре в 2016г.

Курс «Современные педагогические технологии коррекции нарушений устной и письменной речи у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (72ч.).

Диплом за 2 место во Всероссийской олимпиаде «Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс в условиях реализации ФГОС». Диплом за 1 место во Всероссийской блиц- олимпиаде «Пишет, как слышит. Специфические нарушения письма у школьников». Диплом участника Всероссийском конкурсе «Профессиональное мастерство учителя - логопеда». Диплом за первое место в  IV Международном конкурсе педагогических сайтов в номинации «Сайт (блог) учителя».

2016-2017

Курс повышения квалификации «Нормативно - методологические основания проектирования адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации» (удостоверение 72 ч); курс «Технологии оценки психического развития ребенка с использованием диагностического комплекта Семаго» (72 часа); вебинары - «Интерактивные методы запуска речи у «неговорящих» детей» (сертификат участника, 2ч.), «Базовые приемы развития фонематического слуха у детей с ОВЗ с применением интерактивного контента» (сертификат участника, 2ч.), «Профилактика дисграфии у детей с ОВЗ с использованием интерактивных технологий» (сертификат участника, 2ч.), «Использование метода Флортайм в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра», «Инклюзивное образование: история и современность», «Специальные образовательные условия инклюзивной школы».

Победитель Всероссийской  онлайн-олимпиады «ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе».

2017-2018

Курс «Современные технологии профилактики адиктивного поведения, формирования здорового образа жизни и безопасного поведения в образовательной среде в контексте требований ФГОС» (72 ч.).

Участник IX международной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми и множественными нарушениями развития».

организатор заседания ГМО "Комплексное сопровождение детей с РАС, трансляция опыта», выступление с докладом «Об организации IХ Международной научно-практической конференции "Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми и множественными нарушениями развития".

Приложение 2.

Коррекционные программы, разработанные для школьного логопункта МАОУ «Средняя школа №3 г. Когалыма».

  1. Рабочая программа по коррекции звукопроизношения учащихся начальных классов в условиях логопункта на 2014-2019гг.
  2. Рабочая программа «Коррекция дисграфии смешанного вида  у учащихся 2-4 классов» (2014-2019гг.).
  3. Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-2х классов на 2015-2020 гг.
  4. Рабочая программа по заиканию у школьников на 2015-2020 гг.
  5. Рабочая программа «коррекция нарушений письменной речи у учащихся 6-7 классов с ЗПР» (2016-2021гг.)
  6. Рабочая программа по профилактике дисграфии для учащихся первых классов на 2016-2021гг.
  7. Программа по внеурочной деятельности для учащихся вторых классов по профилактике и коррекции дисграфии «Грамотей-ка» (2017-2023 гг.).



Приложение 3

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Диалогового обучения

способствует тому, что в процессе коррекционного обучения  дети учатся  выражать свои мысли,  отвечать на вопросы  правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно - компьютерного обучения

 использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Опережающего обучения

предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся  в зоне ближайшего развития ребенка.

Игрового обучения

основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по  теме  «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов.  Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.

Здоровьесберегающие технологии

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия,  выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя о...

доклад на VII региональной научно-практической конференции "Служба здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга" 07.12.2012

На конференции я представила доклад по теме:"Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках при формировании пространственных представлений у детей с ОВЗ в начальных классах"....

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Статья о проблемах сохранения и укрепления здоровья младших школьников во время учебного процесса....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕШНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технол...