Рабочая программа по развитию речи 1 класс
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Власюк Татьяна Ивановна

Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Процент первоклассников, у которых к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растет год от года. Несформированность всех компонентов речи, называемая общим недоразвитием речи (ОНР), является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_1kl.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

г. ЗЕРНОГРАД

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА г. ЗЕРНОГРАДА

(МБОУ ООШ г. ЗЕРНОГРАДА)

Утверждена

приказом МБОУ ООШ г. Зернограда

                                                                                                                                                                               от                   №                      

Директор   ______  З.Н. Федорущенко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию речи

индивидуальное обучение на дому

на 2016-2017 учебный год 1 класс

Количество часов: 1 час в неделю  32 часа  в год

Учитель: Власюк Татьяна Ивановна.

Программа разработана на основе «Программы специальных

(коррекционных) образовательных учреждений

под редакцией   В. В. Воронковой, М. 2012г.

г.Зерноград

НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА

       Рабочая программа по развитию речи  для учащегося,  на индивидуальном обучении на дому, по адаптированной основной  общеобразовательной программе для УО в  1  классе составлена  в соответствии с нормативно - правовыми документами:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ(ст. 42,55,59,79).
  2. Федерального Закона   № 181-ФЗ ( ст. 1) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

                3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598  « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

            4.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

      5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

6.Примерной адаптированной основной  общеобразовательной программой  образования обучающихся  с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения  по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

7. Приказа Министерства образования РФ от 31.03.2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации  имеющих  государственную аккредитацию образовательных  программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

   8. Письма «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения № 27/2643-6 ».

     9. Письма Минобразования России от 30.03. 2001 года № 29/ 1470 - 6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения   (школ надомного обучения)».

   10.Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065 "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

   11.  Постановления Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03. 2014 г. № 1 « Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей ( законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях ».

           12.  Адаптированной основной общеобразовательной программой образования для обучающихся с  умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы г. Зернограда с 2016 по 2021 г.г., утвержденной приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 29.08.2016 № 191. 

         13. Положения «О порядке регламентации и оформлении отношений МБОУ ООШ г. Зернограда и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам начального общего , основного общего образования ( в том числе адаптированным образовательным программам) на дому, утвержденного приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 29.10.2014г. № 291.

          14. Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов , дисциплин ( модулей) , утвержденного приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 12.01.2015 № 07.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

           Учащиеся должны уметь:

называть отличия гласных и согласных звуков;

правильно обозначать звуки буквами;

производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

определять место ударения в слове;

отличать на слух выразительную речь от невыразительной;

уметь пользоваться дыханием и голосом в процессе речи;

вычленять  в тексте опорные слова.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Процент первоклассников, у которых к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растет год от года. Несформированность всех компонентов речи, называемая общим недоразвитием речи (ОНР), является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие  у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.

Новизна программы данного элективного курса состоит в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:

  1. коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
  2. информационная - умение работать со всеми видами информации;
  3. автономизационная -  умения саморазвития;
  4. социальная - умение жить и работать с другими людьми;

Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ОНР характеризуется следующими проявлениями:

- нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа;

- ограниченным словарным запасом;

- наличием многочисленных словесных замен;

- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений

- связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития. Таким образом, у детей с ОНР недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Кроме того, у ребенка с ОНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).

Оптимизация коррекционного обучения детей с речевой патологией требует соблюдения одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:

 –  звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. Поэтому, корригируя звуковой языковой системы, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.

     Появилась необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

В разработанной мной программе предусмотрена  работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь). Научно-практическая новизна. Новизна программы данного  курса заключается в сочетании опыта традиционной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также  в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов.           

    Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Цель программы: Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи: Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:

 формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

 развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия

 формирование и развитие фонематических процессов;

 уточнение и расширение лексического запаса;

 формирование и развитие  грамматического строя речи;

 формирование полноценной связной устной и письменной  речи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы.

I этап программы “Развитие фонетико-фонематической стороны речи”

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения

звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых

обозначений.

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

II этап программы “Развитие лексико-грамматической стороны речи”

-  обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи конструирование словосочетаний и предложений

III этап программы “Развитие связной речи”

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный пересказ текста по зрительной опоре;

- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

Первый год обучения.

Формирование и развитие фонематических представлений.

Звуки. Обозначение звука буквой. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.

Слог. Ударение.

Формирование  лексико-грамматической стороны речи.

Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Речь. Техника речи. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова- действия.  Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение».

Развитие связной речи.

Общее   понятие о тексте. Тема текста. Опорные слова. Заглавие текста. Деление текста на предложения. Составление предложений на заданную тему. Составление полных, кратких ответов на вопросы. Пересказ с опорой на вопросы, по сюжетным картинкам.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

К концу первого года коррекционной работы

обучающиеся должны знать:

строение артикуляционного аппарата;

акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

о значении правильного дыхания;

основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

МЕСТО  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 В учебном плане учащегося  1 класса  на занятия по развитию речи отводится 1 час в неделю, 32 часа в год.

1 четверть- 8 часов, 2 четверть- 8 часов, 3 четверть-9 часов, 4 четверть- 7 часов –итого - 32 часа за год

Программа предусматривает 1 занятие в неделю, продолжительностью 20 минут минут.

                 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

№ п/п

Тема

занятия

Количество часов

Дата

Основные виды деятельности

                          

Требования к результату

Коррекционная работа

Самостоятельная работа

1

Звуки речи и  буквы.

1

06.09

Слово, как часть предложения.

Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»

Работа в тетради

2

Звуки речи: гласные и согласные.

1

13.09

Слова, обозначающие предметы.

Обогащение  словарного запаса

Отработка понятий «правый» и «левый».

Упр-е на развитие внимания

3

Алфавит

1

20.09

Слова, обозначающие действия.

Уточнение значений слов

 Упражнение «Разноцветные точки»

Упр-е на развитие памяти

4

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

27.09

Слова, обозначающие действия.

Развитие  у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования

 

Письмо элементов букв

5

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

04.10

Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

2 четверть

Обогащение  словарного запаса

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек»

Штриховка

6

Обозначение мягкости и  твердости согласных  с помощью гласных.

1

11.10

Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

Уточнение значений слов

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Письмо по шаблону

7

Деление слов на слоги.

1

18.10

Слова, обозначающие признак предмета.

Обогащение  словарного запаса

 Игра «Что это?»

Работа со словарём

8

Деление слов на слоги. Ударение

2 четверть.

1

25.10

Слова, обозначающие признак предмета.

Развитие  у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Работа в тетради

9

Ударение. Перенос слов.

1

08.11

Слова, обозначающие признак предмета.

Уточнение значений слов

 Упражнение «Копирование точек»

Упр-е на развитие внимания

10

Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь.

1

15.11

Закрепление.

Обогащение  словарного запаса

 Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

Упр-е на развитие памяти

11

Техника речи: дыхание, голос.

1

22.11

Предложение.

Уточнение значений слов

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Письмо элементов букв

12

Техника речи: дикция. Скороговорки.

1

29.11

Предложение.

Развитие  у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования

 Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков»

Штриховка

13

Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями.

1

06.12

Предложение.

Уточнение значений слов

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Письмо по шаблону

14

Слова приветствия и прощания.

1

13.12

Предложение.

Обогащение  словарного запаса

 

Работа со словарём

15

Слова, выражающие просьбу, благодарность, извинение.

1

20.12

Предложение. 

Развитие  у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования

 Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

16

Слова-предметы.

1

27.12

Предложение.

 

Работа в тетради

17

3 четверть 

Слова-признаки.

1

17.01

Предложение.

Обогащение  словарного запаса

 Игра «Что это?»

Упр-е на развитие внимания

18

Слова-действия

1

24.01

Согласование глагола с именем существительным в роде и падеже.

Уточнение значений слов

 Упражнение «Копирование точек»

Упр-е на развитие памяти

19

Антонимы.

1

31.01

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

Развитие  у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования

 

Письмо элементов букв

20

Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение».

1

07.02

Управление. Винительный падеж.

Уточнение значений слов

 

Штриховка

21

Общее понятие о тексте.

1

21.02

Родительный падеж.

Обогащение  словарного запаса

 

Письмо по шаблону

22

Тема текста.

1

28.02

Дательный падеж.

Уточнение значений слов

 

Работа со словарём

23

Опорные слова в тексте.

1

07.03

Творительный падеж.

 Игра «Что это?»

Работа в тетради

24

Заглавие  текста.

1

14.03

Распространение предложений.

Уточнение значений слов

 

Упр-е на развитие внимания

25

Составление предложений на заданную тему по опорным словам.

1

21.03

Предлоги.

Развитие  у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования

 Упражнение «Копирование точек»

Упр-е на развитие памяти

26

Составление предложений –полных ответов на вопросы к тексту.

1

04.04

4 четверть Предлоги.

Уточнение значений слов

 

Письмо элементов букв

27

Составление предложений- кратких ответов на вопросы к тексту.

1

11.04

Предлоги.

Обогащение  словарного запаса

 Игра «Что это?»

Штриховка

28

Деление сплошного текста на предложения.

1

18.04

Предлоги.

Развитие  у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования

 Развитие слухового внимания

Письмо по шаблону

29

Пересказ с опорой но вопросы.

1

25.04

Предлоги.

Обогащение  словарного запаса

 и фонематического восприятия

Работа со словарём

30

Пересказ по сюжетным картинкам.

1

02.05

Речь. Звуки и буквы. Алфавит.

Формировать полное представление о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого–звукового состава слова.

 (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

Работа в тетради

31

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

1

16.05

Речь. Звуки и буквы. Алфавит.

Обогащение  словарного запаса

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Лабиринты». Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

Упр-е на развитие внимания

32

Составление рассказа-описания по картинке.

1

23.05

Гласные и согласные.

Уточнение значений слов

 Игра «Пуговица»

Упр-е на развитие памяти

      РЕКОМЕНДОВАНО:                                                                                                                                      СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания                                                                                                                           Заместитель директора по

методического совета                                                                                                               учебно-воспитательной работе

      МБОУ ООШ г.Зернограда                                                                                                                  __________    

      от__________2016г.  №______                                                                                                               ____________2016 года

     председатель МС_______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по развитию речи 3 класс

В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса

Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...