Рабочая программа по Развитию речи 2 класс.
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Власюк Татьяна Ивановна

Рабочая программа по предмету: «Развитие речи»  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья во 2 классе, составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz.rechi_2_kl_nespovityy.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

г. ЗЕРНОГРАД

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА г. ЗЕРНОГРАДА

(МБОУ ООШ г. ЗЕРНОГРАДА)

Утверждена

приказом МБОУ ООШ г. Зернограда

                                                                                                                                                            от                №

Директор   ______  З.Н. Федорущенко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию речи

индивидуальное обучение на дому

на 2016-2017учебный год 2 класс  

Количество часов: 1 час в неделю  33 часа  в год

Учитель: Власюк Татьяна Ивановна.

Программа разработана на основе  «Программы  специальных (коррекционных)

образовательных  учреждений 1-4 классы  

под редакциейИ.М. Бгажноковой 2011 года

 

г.Зерноград

НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА

            Рабочая программа по развитию речи для учащегося, обучающегося на индивидуальном обучении на дому, по адаптированной основной  общеобразовательной программе для УО во  2  классе составлена  в соответствии с нормативно - правовыми документами:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ(ст. 42,55,59,79).
  2. Федерального Закона   № 181-ФЗ ( ст. 1) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

        3.  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598  « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

        4.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

        5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

         6.Примерной адаптированной основной  общеобразовательной программой  образования обучающихся  с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения  по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

          7. Приказа Министерства образования РФ от 31.03.2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации  имеющих  государственную аккредитацию образовательных  программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

           8. Письма «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения № 27/2643-6 ».

            9. Письма Минобразования России от 30.03. 2001 года № 29/ 1470 - 6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения   (школ надомного обучения)».

          10.Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065 "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

           11. Постановления Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03. 2014 г. № 1 « Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей ( законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях ».

           12.  Адаптированной основной общеобразовательной программой образования для обучающихся с  умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы г. Зернограда с 2016 по 2021 г.г., утвержденной приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 29.08.2016 № 191.

         13. Положения «О порядке регламентации и оформлении отношений МБОУ ООШ г. Зернограда и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам начального общего , основного общего образования ( в том числе адаптированным образовательным программам) на дому, утвержденного приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 29.10.2014г. № 291.

          14. Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов , дисциплин ( модулей) , утвержденного приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 12.01.2015 № 07.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

  • отчетливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов;
  • выполнять различные задания по словесной инструкции;
  • использовать громкую и шепотную речь, менять темп речи по указанию учителя, практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях;
  • участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно отвечать на вопросы;
  •  пользоваться вежливыми словами при изъявлении благодарности;
  • называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
  • пересказывать их содержание, опираясь на картинно-символический план.

2-й уровень

  • выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
  • называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
  • правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые слова»;
  • адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
  • называть свое имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников;
  • участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

          Рабочая программа по предмету: «Развитие речи»  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья во 2 классе, составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Цель программы обучения:

  • коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся коррекционной школы.

Задачи программы обучения:

  • способствовать совершенствованию речевого опыта;
  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • учит строить устные связные высказывания;
  • воспитывать культуру речевого общения.

      В каждом из классов курс «Устная речь» включает в себя четыре раздела с постепенным расширением и усложнением программного материала.

Раздел «Аудирование» включен в программу 1-2-х классов и нацелен на улучшение качества воспроизведения речи (аудирование) и собственно произносительной стороны речи: внятность, отчетливость произнесения слогов и слов в речи (дикция).

Дети, у которых выявляются специфические нарушения произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.

В 3-4 классах вводится раздел «Речь и ее значение в жизни». Основу данного курса составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания, о значении речи в жизни человека. Большая часть времени на уроках устной речи отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей того или иного возраста. Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, ученики осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.

В организации связного высказывания огромную роль играют знакомство учащихся с простейшими моделями построения высказывания и одновременное развитие всех сторон устной речи с целью обеспечения базы для связной речи. А это значит, что к моменту высказывания в речевом арсенале ученика должен быть достаточный объем словаря по теме, необходимые синтаксические конструкции, отдельные фрагменты речи, как модели высказывания. Все это и составляет основное содержание уроков устной речи.

Кроме того, учащиеся постепенно овладевают таким качеством устной речи как дикция ивыразительность: сила, темп, тон, мелодика. Они учатся понимать и использовать в речевом общении мимику и жесты. Материалом для такой работы служат различные скороговорки, потешки, прибаутки, короткие стихотворения, песенки, считалки, загадки, связанные с темой урока.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. В этой связи необходимо проводить специальную работу по обогащению речи словами, оборотами, конструкциями и другими языковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия и др., помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Урок Развития речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Отбор материала по звукопроизношению, дикции, выразительности речи и культуре общения подчинен требованиям темы и служит как повышению общего уровня речи, так и улучшению качества речевого общения в заданной ситуации. Всякое упражнение должно показывать ученику, как наилучшим образом справиться с отдельным речевым заданием и помогать, ему реализовать их в речевой ситуации.

Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен подраздел «Культура общения»(1-4классы). Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Урок развития речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.

Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.

На основании программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  под редакцией И.М. Бгажноковой 2011 года издания, в рабочую программу устной речи 2 класса  включены  следующие разделы:

Аудирование.

Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова).

Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства).

Выполнение действий с предлогами.

Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с следующим словесным отчетом о действии.

Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы.

 Дикция и выразительность (эмоциональность) речи.

Общие упражнения на подвижность органов речевого аппарата(игровые приемы активизации органов речи).

Дыхательные упражнения.

Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.

Голос. Сила голоса. Громкая, тихая, шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.

Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.

Мимика и жесты.  Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.   Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».

Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др. (на усмотрение учителя).

Выявление представлений детей  по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

Называние детьми предметов и различных действий с ними. Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др.

Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах.

Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.

Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений к ролевой игре.   Коллективное составление рассказа.

 Культура общения.

Выражение благодарности. Вежливые слова. Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МЕСТО  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 В учебном плане на развитие речи отводится 1 час в неделю, 33 часа в год и составит:

1 четверть- 8 часов, 2 четверть- 8 часов, 3 четверть- 10 часов,  4 четверть- 7 часов –итого - 33 часа за год

№ п/п

Дата

план

Дата факт

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Коррекционная

работа

Самостоятельная

работа

I ЧЕТВЕРТЬ (8часов)

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «Добро пожаловать» -3 часа

1-2

06.09

13.09

Я в школе. Дежурство. Обсуждение темы. Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы. Давать характеристику предметам и различным действиям с ними.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Приветствие»

Работа в тетради

3

20.09

Ролевая игра по теме.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Упр-е на развитие внимания

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «Истории о лете» -3 часа

4

27.09

 Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации.

 Упражнение «Разноцветные точки»

Упр-е на развитие памяти

5

04.10

Активизация, уточнение  и обогащение словаря по теме.

 

Письмо элементов букв

6

11.10

Конструирование предложений на заданную синтаксическую конструкцию.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек»

Штриховка

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «Три поросёнка»

7

18.10

Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации.

Рассказывание сказки с опорой на картинный план. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Письмо по шаблону

8

25.10

Активизация, уточнение  и обогащение словаря по теме.

2 четверть

Коррекция внимания. Упражнение «Копирование точек»

Работа в тетради

9

08.11

Составление, конструирование разных по содержанию предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Игра «Живые загадки».

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

Работа со словарём

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «РАССКАЖИ МНЕ О ШКОЛЕ» - 3 часа

10

15.11

Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации.

Расширять представления учащихся о школе.

Развитие мышления.

Упр-е на развитие внимания

11

22.11

Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме.

 Развитие памяти. 

Игра «Что это?»

Упр-е на развитие памяти

12

29.11

Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию. Ролевая игра по теме.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Письмо элементов букв

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «АЛЛО, АЛЛО!»

13

06.12

Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации.

 Упражнение «Использование игр с телефоном»

Штриховка

14

13.12

Активизация, уточнение  и обогащение словаря по теме.

 Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

Письмо по шаблону

15

20.12

Составление предложений  на заданную тему. Ролевая игра по теме: «Разговор по телефону».

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Чтение номеров телефонов

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!» 3 часа

16

27.12

Тема рассказа, ее обсуждение. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации.

 Развитие памяти. Игра: «Не пропусти свой день рождения»

Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков»

17

17.07

3 четверть 

Активизация, уточнение  и обогащение словаря по теме.

Развитие мышления. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра – День рождения.

Работа в тетради

18

24.01

Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.

Развитие координации движений.  Игра: «Каравай»

Составление рассказов о праздновании своего дня рождения.

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ДЕЖУРСТВО» - 3 часа

19

31.01

Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.

Развитие мышления

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

20

07.02

Активизация, уточнение и обогащение словаря.

Игра «В столовой»

Развитие ориентации в столовой

Упр-е на развитие внимания

21

14.02

Составление, конструирование предложений.

Игра «Живое предложение»

Упражнение «Копирование точек»

Упр-е на развитие памяти

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «У МЕНЯ ЕСТЬ ЩЕНОК» - 3 часа

22

21.02

Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации.

Развитие доброты, развитие ответственности

Письмо элементов букв.Работа со словарём

23

28.02

Активизация, уточнение  и обогащение словаря по теме.

Развитие чувства ответственности

Штриховка

24

07.03

Составление предложений  на заданную тему.

Развитие памяти

Письмо по шаблону

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» - 3 часа

25

14.03

Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации.

Развитие внимания

Игра «Звуковые загадки»

Работа в тетради

26

21.03

Активизация, уточнение  и обогащение словаря по теме.

4 четверть

Развитие памяти

Упр-е на развитие внимания

27

04.04

Составление предложений  на заданную тему.

Развития мышления

Упражнение «Копирование точек»

Письмо элементов букв

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «Я ЗАПИСАЛСЯ В КРУЖОК» - 3 часа

28

11.04

Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации.

 Развитие внимания

Штриховка

29

18.04

Активизация, уточнение  и обогащение словаря по теме.

 Развитие слухового внимания

Письмо по шаблону

30

25.04

Конструирование предложений на заданную синтаксическую конструкцию.

 Развитие фонематического восприятия

Работа со словарём

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «МЫ РАБОТАЕМ НА ОГОРОДЕ» - 3 часа

31

02.05

 Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации.

Развитие моторики

Игра «Пуговица»

Работа в тетради

32

16.05

Активизация, уточнение  и обогащение словаря по теме.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Игра «Лабиринты». Развитие внимания.

Упр-е на развитие внимания

33

23.05

Конструирование предложений на заданную синтаксическую конструкцию.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

Упр-е на развитие памяти

КИМЫ

Критерии оценивания.

При оценке итоговых результатов освоения программы по развитию речи должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Во втором  классе продолжается безотметочное обучение.

Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках устной речи. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Устный опрос учащихся является одним из методов ЗУН учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во внимание:

  • правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
  • полнота ответа;
  • умение практически применять свои знания;
  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Для поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу «хорошо-очень хорошо - отлично». При этом принимается во внимание не конечный результат работы, А результат ребенка в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении.

РЕКОМЕНДОВАНО                                                                                                                                        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                           Заместитель директора по

методического совета                                                                                                               учебно-воспитательной работе

МБОУ ООШ г.Зернограда                                                                                                                  __________  

от__________2016г.  №______                                                                                                               ____________2016 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по развитию речи 3 класс

В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса

Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...