Рабочая программа по Развитию речи 3 класс.
рабочая программа по логопедии (3 класс) по теме

Власюк Татьяна Ивановна

Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_3_kl_glushchenko.docx67.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

г. ЗЕРНОГРАД

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА г. ЗЕРНОГРАДА       

                                                                         (МБОУ ООШ г. ЗЕРНОГРАДА)                                                                                                                

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                          Утверждена

                                                                                                                                                приказом МБОУ ООШ г. Зернограда

                                                                                                                                                                         от                 №                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                              Директор   ______  З.Н. Федорущенко                                                      

                                                                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                                          по развитию  речи

индивидуальное обучение на дому

на 2016-2017 учебный год 3 класс

Количество часов: 3 часа в неделю 100 часов  в год

Учитель: Власюк Татьяна Ивановна.

Программа разработана на основе «Программы специальных

 (коррекционных) образовательных учреждений  

под редакцией   В. В. Воронковой, М. 2012г.

Пояснительная записка.

Нормативное обеспечение программы

                     Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

1.        Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ст. 42,55,59,79).

  1.  Федеральный Закон   № 181-ФЗ (ст. 1) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
  3. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065 "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

5.  Приказ Министерства образования РФ от 31.03.2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации  имеющих  государственную аккредитацию образовательных  программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

6. Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ – 136/08 «О федеральном перечне учебников».

  1. Письмо Минобразования России от 30.03. 2001 года № 29/ 1470 - 6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения   (школ надомного обучения)».
  2. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065 "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  3. Постановление  Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03. 2014 г. № 1 « Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным
    общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях ».
  4. Положение  «О порядке регламентации и оформлении отношений МБОУ ООШ г. Зернограда и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего образования (в том числе адаптированным образовательным программам) на дому, утвержденного приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 12.01.2015г. № 07.
  5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания № 1/15 от 08.04.2015г.)
  6. Основная образовательная программа начального общего образования (1-4) МБОУ ООШ г.Зернограда с 2015-2019год.
  7.  Устав МБОУ ООШ г. Зернограда (в новой редакции), утверждён приказом управления образования    

             Администрации Зерноградского района Ростовской области № 17.12.2014 г.  № 455.

  1.  Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ ООШ  г. Зернограда. Приказ  от 12.01.2016 г.  № 07                                          

Рабочая программа по предмету: «Развитие устной речи на основе изучения предметов  и явлений окружающей действительности»  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.  

  Адресат: Рабочая программа по предмету: «Развитие устной речи на основе изучения предметов  и явлений окружающей действительности»  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.

           Срок реализации настоящей программы по предмету: «Развитие устной речи на основе изучения предметов  и явлений окружающей действительности» - 1 год.

           Соответствие Государственному образовательному стандарту:  рабочая программа по предмету: «Развитие устной речи на основе изучения предметов  и явлений окружающей действительности»  в 3 классе детализирует и раскрывает содержание ФГОС для ОВЗ  в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета. Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений,  обусловлено значительным отставанием умственно отсталых обучающихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

            Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

           Задачи:

  •  У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
  •  Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления.
  • Обогащать словарный запас обучающихся.

Направления коррекционной работы:  

  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие высших психических функций;
  • Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • Развитие речи, владение техникой речи;
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Принципы обучения:

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации;
  • Развитие и коррекция высших психических функций.

Методы:

  • Общепедагогические:  

Словесные – рассказ, объяснение, беседа;

Наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

Практические – упражнения.

  • Специальные методы коррекционно – развивающего обучения (по Е.Д. Худенко):

Задания по степени нарастающей трудности;

Специальные коррекционные упражнения;

Задания с опорой на несколько анализаторов;

Включение в уроки современных реалий;

Развёрнутая словесная оценка;

Призы, поощрения.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

Формы работы:- индивидуальная.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Занятия по  развитию речи имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок),  обучающиеся упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь обучающихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
       Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
              На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
              Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся.

3 класс: Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов. Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.  Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы. Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
 Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Обучающиеся должны уметь:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
  • участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
  •  связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
  • ухаживать за одеждой и обувью;
  • поддерживать порядок в классе, школе, дома;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила уличного движения
  •  Обучающиеся должны знать:
  •  названия и свойства изученных предметов;
  •  выученные правила дорожного движения.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 3 классе.

         По  предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 3 классе обучается Глущенко Дима. Программный материал усваивают на достаточном хорошем уровне. Он умеет называть и характеризовать предметы,  сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения, но в беседе не может участвовать,  с трудом отвечает на поставленные вопросы, не составляют простые распространенные предложения,  использует предлоги и некоторые наречия. В ответах допускает неточности и некоторые ошибки в речи, которые исправляет при помощи учителя.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Познавательные УУД :

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий,

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

Регулятивные УУД:

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

- предвосхищать результат;

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; 

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

Оценка:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

-умение слушать и вступать в диалог; формулировать свои затруднения, выполнять взаимопроверку

Нормы оценивания:

Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

«4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности и некоторые ошибки в речи (1-2 ошибки), которые исправляет при помощи учителя.

 «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи учителя.

«2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки в ответах;  не использует помощь учителя.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Структурно и содержательно программа для 3 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития речи во 2 классе, и рассчитана  на 3часа в неделю,  100 часов  в год, 1четверть – 26 часов, 2четверть – 23 часа, 3 четверть- 29 часов, 4 четверть -22 часа.  В рабочую программу   внесено  содержание самостоятельной работы обучающегося на дому в количестве  4 часа,  которая направлена  на расширение и углубление практических знаний и умений по предмету, на усвоение межпредметных связей.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тематика занятий развития речи.

              Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
              Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
              Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
              Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
              Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
              Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
              Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
              Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
              Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
              Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
              Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
              Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
              Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
              Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
              Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
              Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
              Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
              Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
              Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
              Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
              Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
              Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
              Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.    

Повторение пройденного.

Календарно-тематическое планирование уроков

Дата

Кол-во часов

Тема занятия

Коррекцион

ная работа

Словарь

Самостоятельная

 работа

Оборудование

Основные виды деятельности

1

01.09

1

Сезонные изменения в природе. Признаки лета. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Цветение трав

 Повторить признаки лета. Развитие

 связной монологической

 речи при описании погоды.

Плакат «Времена года».  Дидактический материал А.К. Аксёнова

Ответы на вопросы, выполнение заданий упражнений.

2

02.09

 Обобщение наблюдений за погодой летом.

Коррекция мышления

Солнечные дни

 Повторить названия летних месяцев.

Мини рассказ: «Пришла осень»

Иллюстрация «Осень», пособие «Родная природа»

Оформлять  работу в соответствии с принятыми нормами.

3

07.09

Труд людей осенью.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей.

сентябрь, сад, огород, овощи, фрукты, уборка, урожай, убирать, выкапывать, консервировать

Мини рассказ:

 «Труд людей осенью»

Плакат «Времена года».  

Оформлять  работу в соответствии с принятыми нормами.

4

08.09

 Улица, на которой расположена школа.  Дома, тротуары. Школьный и домашний адрес.  

Коррекция зрительного восприятия

Тротуар, адрес

 Повторить школьный и домашний

 адрес.

Табличка «адрес», картинки с изображением улиц, учебные принадлежности

 Чтение правил дорожного движения

5

09.09

Золотая осень.

Коррекция внимания, развитие речи при описании погоды и сезонных изменениях в природе.

листопад, дождь, отлёт, день, ночь, тепло, холод, температура, спячка, звери, птицы.

Описание осени в родном городе,

селе.

картина «Золотая осень», картинки, рисунки.

Работать с вопросами и заданиями к учебному тексту – осень.

6

14.09

Экскурсия по улице, на которой расположена школа. Обозначения названия улицы, номера домов.

Коррекция зрительного восприятия

Номера домов

 Повторить названия улиц.

Описание осени в родном городе.

Работа с карточками.

7

15.09

Арбуз, дыня. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

Коррекция внимания

Бахчевые культуры

Повторить бахчевые культуры.

 Зарисовка бахчевых культур.

Иллюстрации: арбуз, дыня. Учебные принадлежности, набор карточек «Цвета».

Описание овощей по иллюстрации.

8

16.09

Растения на клумбах. Астры, бархатцы. Узнавание и называние. Части растений:

корень, стебель, листья, цветки.

Коррекция зрительного восприятия

Бархатцы, астры

Повторить названия цветов на

 клумбах. Рисунок:

 «Осенняя клумба».

Учебные принадлежности, картинки с иллюстрациями цветов, частей растений,  набор карточек «Цветы»

 

Описание овощей по иллюстрации.

9

21.09

Экскурсия к цветочной клумбе.

Коррекция внимания

Клумба

Повторить названия цветов.

 Рисунок:  «Осенняя клумба».

Составлять план ответа, связно высказываться.

10

22.09

Осенние работы на огороде. Практическая работа по уборке урожая.

Коррекция мышления

Лопата

Повторить названия овощей.

Развитие монологической речи

 при описании овощей.

Ведра, грабли.

 

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

11

23.09

 Практическая работа на огороде. Вскапывание почвы.

Коррекция общей моторики

Вскапывание

Повторить правила вскапывания

почвы. Зарисовка овощей.

Лопаты

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

12

28.09

Осенние изменения в природе. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Пасмурные дни

Повторить признаки осени.

Развитие речи при описании погоды

Иллюстрация «Осень», Пособие «Родная природа»

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

13

29.09

 Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе.

Коррекция речевой сферы

Туманы

Повторить названия осенних

 месяцев.

Иллюстрация «Осень», Пособие «Родная природа»

Составлять план ответа, связно высказываться.

14

30.09

 Ягоды. Рябина, калина. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Коррекция зрительного восприятия

Калина, рябина

Повторить названия ягод.

Развитие монологической речи

 при описании ягод.

Учебные принадлежности, картинки с иллюстрациями «Ягоды», набор карточек «Ягоды»

Составлять план ответа, связно высказываться.

15

05.10

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус.

Коррекция внимания

Трамвай, троллейбус

Повторить виды транспорта.

Описание видов транспорта.

Учебные принадлежности,  иллюстрации «Транспорт»

Уметь последовательно излагать текст.

16

06.10

Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Коррекция мышления

Светофор

Повторить ПДД.

Учебные принадлежности,  дорожные знаки, картинки «Переход».

Оформлять различные виды предложений

17

07.10

Экскурсия по закреплению правил дорожного движения.

Коррекция внимания

Переход «зебра»

Повторить правила перехода улицы.

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

18

12.10

Посуда. Чашка, стакан, тарелка, кружка, блюдце, миска. Различение.

Коррекция зрительного восприятия

Блюдце

Повторить названия посуды.

Учебные принадлежности,  картинки «Посуда».

Оформлять различные виды предложений

19

13.10

Практическая работа по уходу за посудой.

Коррекция памяти

Посуда

Повторить названия посуды.

Рисунок: виды посуды.

Посуда, вода, губки.

Оформлять различные виды предложений

20

14.10

Изменения в природе поздней осенью. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Увядание трав

Повторить признаки осени.

Правила ухода за растениями

Плакат «Времена года»

Составлять план ответа, связно высказываться.

21

19.10

 Обобщение наблюдений за изменениями в природе поздней осенью.

Коррекция мышления

Поздняя осень

Повторить названия осенних

 месяцев. Рисунок, деревья

 родного края.

Учебные принадлежности,  картинки «Осень», пособие «Родная природа»

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

22

20.10

Овощи. Картофель. Внешний вид клубня картофеля. Вкус. Употребление в пищу. Хранение зимой.

Коррекция зрительного восприятия

Клубень

Повторить названия овощей.

Развитие речи при описании

 овощей.

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи», учебные принадлежности, картофель.

Оформлять различные виды предложений

23

21.10

 Капуста.

Коррекция внимания

Кочан капусты

Повторить названия  овощей.

Развитие речи при описании

овощей.

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи», учебные принадлежности,  картинки «Овощи», капуста.

Составлять план ответа, связно высказываться.

24

26.10

 Свекла.

Коррекция мышления

Корнеплод

Развитие речи при описании свеклы.

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи», учебные принадлежности,  картинки «Овощи», свекла.

Уметь последовательно излагать текст.

25

27.10

Горох. Проращивание гороха.

Коррекция мышления

Бобовые

Повторить бобовые.

Развитие связной речи.

Учебные принадлежности, картинки «Овощи»

Оформлять различные виды предложений

26

28.10

Деревья. Дуб. Узнавание, называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба.

Коррекция зрительного восприятия

2 четверть

Жёлуди

Повторить названия деревьев. Развитие связной речи при составлении рассказа – описания.

Учебные принадлежности, пособие «Родная природа», набор картинок «Деревья»

Составлять план ответа, связно высказываться.

27

09.11

Деревья. Тополь.

Коррекция зрительного восприятия

Тополь

Повторить части дерева.

Учебные принадлежности, пособие «Родная природа», набор картинок «Деревья»

Уметь последовательно излагать текст.

28

10.11

Растения. Деревья, кустарники. Узнавание, различение.

Коррекция зрительного восприятия

Кустарники

Повторить  деревья и кустарники Сообщение о редких растениях

Учебные принадлежности, пособие «Родная природа», набор картинок «Деревья», «Кустарники»

Составлять план ответа, связно высказываться.

29

11.11

Одежда. Назначение различных видов одежды. Шапка, шляпа, берет, шарф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы.

Коррекция мышления

Гольфы

Повторить виды одежды.

Учебные принадлежности, набор картинок «Одежда».

Оформлять различные виды предложений

30

16.11

Практическая работа по уходу за одеждой.

Коррекция общей моторики

Химическая чистка

Повторить назначение различных видов одежды.

Одежда, щетки.

Составлять план ответа, связно высказываться.

31

17.11

Сезонные изменения в природе. Январь (экскурсия)

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении

январь, зима, метель, снег, месяц, гололед

Рисунок «Зима пришла»

Учебные принадлежности, картинки на тему «Зима».

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

32

18.11

Зимние изменения в природе. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

иней

Повторить признаки зимы. Мини – рассказ «Зима пришла»

Плакат «Времена года»

Уметь последовательно излагать текст.

33

23.11

Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе.

Коррекция мышления

снегопад

Повторить названия зимних месяцев. Рисунок «Зима пришла»

Учебные принадлежности, картинки на тему «Зима».

Уметь последовательно излагать текст.

34

24.11

Зима – время года. Труд людей города и села зимой.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

машины, ремонт, снегозадержание, уборка

Рисунок: «Труд людей»

картинки зимних пейзажей, сюжетные картинки

Составлять план ответа, связно высказываться.

35

25.11

Обувь: зимняя, летняя, осеннее – весенняя.

Коррекция внимания

весеннее – осенняя обувь

Повторить виды обуви.

Учебные принадлежности, набор картинок  «Обувь».

Оформлять различные виды предложений

36

30.11

Практическая работа по уходу за обувью (мытьё, просушивание, чистка щёткой, использование кремов для обуви).

Коррекция мышления

крем для обуви

Повторить назначение различных видов обуви.

Обувь, щетки, крем для обуви.

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

37

01.12

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф.

Коррекция зрительного восприятия

Мебель

Повторить названия мебели

Учебные принадлежности, набор картинок  «Мебель».

Составлять план ответа, связно высказываться.

38

02.12

Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Коррекция памяти

Чистка

Рисунок: «Мебель моей комнаты»

Учебные принадлежности, набор картинок  «Мебель».

Уметь последовательно излагать текст.

39

07.12

Комнатные растения. Герань.

Коррекция внимания

Герань

Повторить названия комнатных растений. Мини-рассказ: «Чистый воздух»

Растение герань, учебные принадлежности,  картинки «Комнатные растения».

Составлять план ответа, связно высказываться.

40

41

08.1209.12

Комнатные растения. Традесканция.

Коррекция мышления

Традесканция

Повторить названия комнатных растений.

Растение традесканция, учебные принадлежности,  картинки «Комнатные растения».

Оформлять различные виды предложений

42

43

14.1215.12

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

Коррекция мышления

Леечка

Полить  растения дома.

Комнатные растения, лейка, вода, грабельки.

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

44

16.12

 Домашние животные. Коза. Части тела, питание, польза, приносимая людям.

Коррекция зрительного восприятия

Польза

Повторить названия домашних животных. Моё любимое животное

Учебные принадлежности, набор картинок «Животные»

Составлять план ответа, связно высказываться.

45

46

21.1222.12

 Домашние животные. Овца. Части тела, питание, польза.

Коррекция зрительного восприятия

Питание

Повторить названия домашних животных. Рисунок: Овца

Учебные принадлежности, набор картинок «Животные»

Уметь последовательно излагать текст.

47

48

23.1228.12

Дикие животные. Ёж. Внешний вид, пища, повадки. Как зимует.

Коррекция мышления

Повадки

Повторить названия диких животных. Рисунок: Ёж

Учебные принадлежности,  картинка «Еж», «Лесные истории»

Составлять план ответа, связно высказываться.

49

29.12

Дикие животные. Медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимует.

Коррекция мышления

3 четверть

Берлога

Повторить названия диких животных. Рисунок – медведь

Иллюстрация «Медведь»

Оформлять различные виды предложений

50

51

11.01

р/к

12.01

Птицы. Снегирь. Величина птицы. Части тела. Чем покрыто тело. Польза. Подкормка птиц зимой.

Коррекция зрительного восприятия

Подкормка, снегирь

 Повторить названия птиц. Мини-рассказ: «Зимующим птицам-

кормушка»

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы», наглядный и раздаточный материал «По дороге к азбуке» №1

Уметь последовательно излагать текст.

52

13.01

Птицы. Синица.

Коррекция зрительного восприятия

Синица

Повторить зимующих птиц. Рисунок «птичий двор»

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы», наглядный и раздаточный материал «По дороге к азбуке» №1

Составлять план ответа, связно высказываться.

53

54

18.0119.01

Изменения в природе в феврале. Экскурсия.

Коррекция внимания

Оттепель

Повторить признаки зимы.

Плакат «Времена года»

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

55

20.01

 Обобщение наблюдений за изменениями в природе в феврале.

Коррекция мышления

Вьюга

Повторить зимние месяцы. Рисунок: «Зимние забавы»

Учебные принадлежности, иллюстрации по теме «Зима».

Оформлять различные виды предложений

56

57

25.0126.01

р/к

Домашние птицы. Курица. Основные части тела, питание. Уход.

Коррекция зрительного восприятия

Части тела

Повторить названия домашних птиц. Рисунок: «Курица»

Учебные принадлежности, набор карточек «Домашние  животные и птицы»

Составлять план ответа, связно высказываться.

58

27.01

Домашние птицы. Утка.

Коррекция внимания

Водоплавающие

Повторить части тела птиц. Рисунок: «Утка»

Учебные принадлежности, набор карточек «Домашние  животные и птицы»

Уметь последовательно излагать текст.

59

01.02

Птицы. Грач.

Коррекция внимания

Грач

Повторить  названия домашних птиц. Рисунок: «Грач»

Учебные принадлежности, картинки «Птицы».

Оформлять различные виды предложений

60

02.02

Птицы. Скворец.

Коррекция мышления

Скворец

Повторить названия перелетных птиц. Рисунок: «Скворец»

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы». Наглядный и раздаточный материал «По дороге к азбуке» №1

Составлять план ответа, связно высказываться.

61

03.02

Птицы: перелетные и зимующие.

Коррекция мышления

Перелетные, зимующие

Повторить зимующих птиц.

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы».

Уметь последовательно излагать текст.

62

63

08.0209.02

Весенние изменения в природе. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Весна

Повторить признаки весны.

Плакат «Времена года»

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

64

10.02

Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе.

Коррекция мышления

Первоцветы

Повторить названия  весенних месяцев.

Картинки по теме «Весна».

Оформлять различные виды предложений

65

15.02

 Раннецветущие растения. Подснежник.

Коррекция зрительного восприятия

Подснежник

Повторить названия раннецветущих растений. Рисунок

- подснежник

Учебные принадлежности, картинки «Раннецветущие растения».

Уметь последовательно излагать текст.

66

16.02

Растения. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Коррекция мышления

Растение

Повторить различие между деревьями, кустарниками, травой и цветами.

Учебные принадлежности, набор  картинок «Деревья»,  «Кустарники»

Уметь последовательно излагать текст.

67

68

17.0224.02

Охрана здоровья. Лицо. Части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, брови, нос, рот.

Коррекция внимания

Подбородок

Повторить части тела человека. Мини- рассказ: «Моё здоровье»

Учебные принадлежности, слайды с картинками  «Части тела человека».

Составлять план ответа, связно высказываться.

69

70

29.0201.03

Глаза. Веки, брови, ресницы (назначение – защита глаз). Как сохранить зрение.

Коррекция внимания

Ресницы, веки

Повторить части тела человека.

Учебные принадлежности, слайды с картинками  «Части тела человека».

Оформлять различные виды предложений

71

02.03

Уши. Как беречь уши.

Коррекция мышления

Слух

Повторить части тела человека.

Учебные принадлежности, иллюстрации стр. 135

Составлять план ответа, связно высказываться.

72

73

09.03

14.03

Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком.

Коррекция внимания

Носовой платок

Повторить правила личной гигиены.

Учебные принадлежности, иллюстрации стр. 136

Уметь последовательно излагать текст.

74

75

15.03

16.03

Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов. Уход за зубами.

Коррекция внимания

Язык

Повторить правила личной гигиены.

Учебные принадлежности, иллюстрации стр. 136, 137

Оформлять различные виды предложений

76

21.03

Практическая работа. Посев семян гороха.

Коррекция общей моторики

Бобовые

Повторить бобовые культуры.

Горох, тяпки.

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

77

78

22.03

23.03

Весенние изменения в природе. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Приметы

4 четверть

Повторить признаки весны.

Плакат «Времена года»

Составлять план ответа, связно высказываться.

79

04.04

Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе.

Коррекция мышления

Гроза

Повторить названия весенних месяцев. Мини- рассказ: «Весна пришла»

Учебные принадлежности, иллюстрация «Весна».

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

80

81

05.04

06.04

Насекомые. Муравей. Муха. Называние. Внешний вид. Где живут.

Коррекция зрительного восприятия

Муравей

Повторить названия насекомых. Рисунок – муравей, муха

Учебные принадлежности, наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые».

Оформлять различные виды предложений

82

83

11.04

12.04

Насекомые. Божья коровка, стрекоза. Название, внешний вид. Где живут.

Коррекция зрительного восприятия

Стрекоза

Повторить названия насекомых. Рисунок –божья коровка, стрекоза

Учебные принадлежности, наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые».

Составлять план ответа, связно высказываться.

84

13.04

Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением птиц.

Коррекция внимания

Гнезда

Повторить названия птиц. Рисунок – описание – весенний парк.

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

85

86

18.04

19.04

Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением насекомых.

Коррекция внимания

Муравейник

Повторить названия насекомых.

Ручки, тетради

Оформлять различные виды предложений

87

88

20.04

25.04

Животные (обобщение). Звери.

Рыбы. Различение по внешнему виду.

Коррекция зрительного восприятия

Звери

Повторить различие зверей и рыб.

Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые».

Составлять план ответа, связно высказываться.

89

90

26.04

27.04

Птицы. Насекомые. Различение по внешнему виду.

Коррекция зрительного восприятия

Насекомые

Рисунок – в зоопарке

Набор картинок «Птицы», «Насекомые».

Уметь последовательно излагать текст.

91

92

03.05

04.05

Разнообразие животного мира.

Коррекция мышления, развитие связной речи

звери, птицы, насекомые, охранять, остерегаться, беречь

Рисунок – любое животное

выставка рисунков

Оформлять различные виды предложений

93

94

10.05

11.05

Охрана животных.

Коррекция мышления, развитие связной речи

звери, птицы, насекомые, охранять, остерегаться, беречь

Моё любимое животное – рассказ - описание

энциклопедия, таблица «Животные»

Составлять план ответа, связно высказываться.

95

96

16.05

17.05

Экология воздуха и охрана окружающей среды.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

кислород, воздух, загрязнение, охрана, экология, болезни, гибель, сохранение, «легкие планеты»

Мини-рассказ:

 «Чистый воздух»

Планировать текущую работу, правильно выражать свои  мысли (монологическая речь).

97

18.05

Красная книга. гербарий, открытки, картинки

Коррекция внимания и зрительной памяти, развитие речи

цветы, подснежник, мать-и-мачеха

Сообщение о редких растениях

Уметь последовательно излагать текст.

98

23.05

Охрана здоровья.

Мой организм и органы чувств и зрения

Коррекция мышления, развитие связной речи

здоровье части тела, зрение, слух, обоняние, слепота, глаза, белок, зрачок, роговица

Мини- рассказ: «Моё здоровье»

Повторить правила личной гигиены.

сюжетные картинки, таблица с изображением органов чувств и зрения

Составлять план ответа, связно высказываться.

99

24.05

Органы слуха и обоняния.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

ухо, слух, громкость, глухота, нос, запах, насморк, обоняние

Повторить правила личной гигиены.

сюжетные картинки, таблица с изображением органов слуха и обоняния

Оформлять различные виды предложений

100

25.05

Орган осязания. Зубы. Сюжетные картинки, таблица с изображением зубов

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

язык, вкус, осязание, орган

Мини-рассказ: «Уход за зубами»

Составлять план ответа, связно высказываться.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ  И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предметные картинки:

1.Алфавит.                                                  24.Овощи и фрукты.

2.Виды спорта.                                           25.Обитатели морей и океанов.

3.Времена года. Природные явления.      26.Птицы.                                  

4.Герои зарубежных сказок.                     27.Профессии.                

5.Грибы, ягоды.                                          28.Посуда.                                  

6.Герои русских сказок.                             29. Правила маленького пешехода.

7.Деревья.                                                    30.Рыбы и морские пресноводные.                              

8.Домшние животные и птицы.                31.Сравниваем противоположности.

9.Дикие животные.                                     32.Транспорт.

10.Еда и напитки.                                       33-34. Уроки безопасности.2шт

11.Животные Северной Америки.            35.Формы и фигуры.

12.Животные Африки.                               36.Цвета.

13.Животные Арктики и Антарктиды.     37.Цифры.

14.Животные Австралии.                           38.Цветы.

15. Земноводные и пресмыкающиеся.      39 одежда.

16.Игрушки.

17.Инструменты.

18.Космос.

19.Музыкальные инструменты.

20.Млекопитающиеся.

21.Мебель.

22.Мамы и детки.

23.Насекомые.

Развитие связной речи.

1. Серия сюжетных картинок.
2. Сюжетные картинки.
3. Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов.

4. Игры - 4

5.Звуковые игры.

6.Объёмные игрушки- 10

7.Альбомы по коррекционной работе – 5

Развитие внимания, памяти,  мышления

1.Мозаики различной конфигурации и сложности -2

 2.« Четвертый лишний»

3. Пирамидка- 1

 4.Счетные палочки - 1

5. «Чудесный мешочек» - 1

6. «Угадай, что здесь?» - 1

Список литературы

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, 1-4 классы  под редакцией  В.В. Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 г.

2. Е. Д. Худенко, С. Н. Кремнёва «Развитие речи» учебник для специальных (коррекционных)  школ 3 класс, Москва «Аркти» 2004 г.

3. Учебник «Знакомство с окружающим миром», 3 класс,  Е.Д. Худенко, И.А.Терехова,  Москва, «АРКТИ», 2006 год

Пособия для учителя:

  1. С. А. Веретенникова «Ознакомление школьников с природой».
  2. С. Г. Шевченко «Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития».
  3. В. Г. Бабенко «Птицы Красной книги ».
  4. А. Брагин « Энциклопедия живой природы»  Издательство Москва «АСТ».
  5. И. Горелова «Энциклопедия растительного мира» Издательство Москва «АСТ».
  6. А. А. Багрова  Энциклопедия «Я познаю мир»- растения, Издательство «АСТ».
  7. П. Р. Ляхова  Энциклопедия «Я познаю мир» - животные, Издательство «АСТ».
  8. Е. В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет» Москва «ТЦ Сфера».
  9. В. К. Баталова «Сборник тестовых заданий для 1 – 4 классов»  Москва «Интеллект - Центр» 2001 г.
  10. М. А. Панфилова «Лесная школа» Москва «Творческий Центр Сфера» 2002 г.

РЕКОМЕНДОВАНО                                                                                                                                        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                           Заместитель директора по

методического совета                                                                                                               учебно-воспитательной работе

МБОУ ООШ г.Зернограда                                                                                                                  __________С.Г. Захарова    

от__________2016г.  №______                                                                                                               ____________2016 года

председатель МС______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по развитию речи 3 класс

В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса

Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...