Рабочая программа по Развитию речи 4 класс. ОВЗ.
рабочая программа по логопедии (4 класс) на тему

Власюк Татьяна Ивановна

При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glushchenko_4_kl_raz.rechi_1_chas.docx45.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

г. ЗЕРНОГРАД

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА г. ЗЕРНОГРАДА       

                                                                         (МБОУ ООШ г. ЗЕРНОГРАДА)                                                                                                                

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                          Утверждена

                                                                                                                                                приказом МБОУ ООШ г. Зернограда

                                                                                                                                                                         от                     №                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                              Директор   ______  З.Н. Федорущенко                                                      

                                                                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                                        по  развитию  речи

индивидуальное обучение на дому

на 2016-2017 учебный год 4 класс

Количество часов: 1 час в неделю 32 часа  в год

Учитель: Власюк Татьяна Ивановна.

Программа разработана на основе «Программы специальных

 (коррекционных) образовательных учреждений  под редакцией   В. В. Воронковой, М. 2012г. 

НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА

       Рабочая программа по развитию речи  для учащегося, обучающегося на индивидуальном обучении на дому, по адаптированной основной  общеобразовательной программе для УО в  4  классе составлена  в соответствии с нормативно - правовыми документами:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ(ст. 42,55,59,79).
  2. Федерального Закона   № 181-ФЗ ( ст. 1) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

                3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598  « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

            4.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

      5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

6.Примерной адаптированной основной  общеобразовательной программой  образования обучающихся  с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения  по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

7. Приказа Министерства образования РФ от 31.03.2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации  имеющих  государственную аккредитацию образовательных  программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

   8. Письма «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения № 27/2643-6 ».

     9. Письма Минобразования России от 30.03. 2001 года № 29/ 1470 - 6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения   (школ надомного обучения)».

   10.Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065 "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

   11.  Постановления Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03. 2014 г. №1 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях ».

           12.  Адаптированной основной общеобразовательной программой образования для обучающихся с  умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы г. Зернограда с 2016 по 2021 г.г., утвержденной приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 29.08.2016 № 191. 

         13. Положения «О порядке регламентации и оформлении отношений МБОУ ООШ г. Зернограда и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам начального общего , основного общего образования ( в том числе адаптированным образовательным программам) на дому, утвержденного приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 29.10.2014г. № 291.

          14. Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов , дисциплин ( модулей) , утвержденного приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 12.01.2015 № 07.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь

1 уровень

  • понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию;
  • понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию;
  • выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

2 уровень

  • выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова
  • сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал

Речевая практика

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

                                                                         СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общение и его значение в жизни

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?

 Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаём из книги? Важно ли для нас это общение?

 Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.

 Условные знаки в общении людей: не курить, переход метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.

Аудирование

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

Прослушивание коротких сказок или рассказов магнитофонной записи с их последующим пересказом.

Дикция и выразительность речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных ситуациях.

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы«Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».

Примерная тематика речевых ситуаций«Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказки); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказу. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса».

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их рассказывает.

Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву? - …

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной структуры высказывания (начало – основное содержание – конец): Жил-был гриб-боровик. Был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он прятался под еловой лапой.

Культура общения.

Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.

Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.

Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. 

Задачи и коррекционные цели предмета «Развитие речи»:        

  • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • учить строить устные связные высказывания;
  • воспитывать культуру речевого общения.

При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

«Развитие речи» включает следующие подразделы:

1. «Аудирование»: развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь; развитие умения слушать. Материал реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных упражнений или сопровождает задания других подразделов; выбор картинки по описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, речи артистов.

2. «Общение и его значение в жизни»: организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека.

3. «Дикция и выразительность речи»: отработка у детей чёткости произношения, его эмоциональной выразительности.

4. «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания»: в содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по темам, связанным со школьной жизнью и бытом людей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими; учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируют тем самым различные варианты речевого поведения.

5. «Культура общения»: его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения просьбы, благодарности, приветствия и т.д., помогающим выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Место учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на  1 час в неделю  - 32 часа в год

Количество часов по четвертям:

1 четверть- 8 часов      2 четверть - 8  часов        3 четверть-  10 часов        4 четверть-  6 часов       Итого: - 32 часа

 Программа рассчитана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю, но реализована будет за 32 часа в связи со Всероссийскими праздниками 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.

В рабочую программу   внесено  содержание самостоятельной работы учащегося на дому в количестве  1 часа,   которое направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по предмету, на усвоение меж предметных связей.

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

Дата

факт

Коррекционная работа

Самостоятельная работа

1. Аудирование  -11часов  

1

Делимся новостями.

 Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем

1

1 четверть

05.09.

Коррекция мышления Способствовать созданию радостной атмосферы встречи после каникул

 

     С 7-9

2

Делимся новостями.

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем

1

12.09

Коррекция общей моторики Развивать умение составлять рассказ с опорой на иллюстрации

 

     С-10-11

3

Делимся новостями.

Прослушивание коротких сказок (чтение учителем) с их последующим пересказом

1

 

19.09

Коррекция зрительного восприятия Развивать умения составлять пересказ

      Рисунок: «О летних каникулах»

4

Я выбираю книгу Прослушивание коротких рассказов (чтение учителем) с их последующим пересказом

1

26.09

  Коррекция общей моторики  Уточнить и расширить представления о видах книг, их назначении

     С 13-15      

5

Я выбираю книгу. Прослушивание коротких сказок и рассказов в записи с их последующим пересказом

1

03.10

Коррекция мышления Закреплять умения составлять рассказы с опорой на фиксированную структуру

текста

    С 16-17

6

Экскурсия в школьную библиотеку. Книга – наш собеседник. Что мы узнаём из книг?

1

10.10

Коррекция зрительного восприятия Воспитывать интерес к книге, как к источнику различной информации.

Комплимент книге.

7-9

Работа над сказкой.

3

17.10

24.10

2 четверть

07.11

Коррекция общей моторики Совершенствовать умения слушать речь в аудиозаписи

  С 19-21

  С 22-25

10-11

Сочиняем сказку.

2

14.11

21.11

Коррекция общей моторики Развивать творческую активность учащегося

 С 27-29

 С 30-31

                                                                   2.  Общение и его значение в жизни- 9 часа  

12-13

У телевизора. Для чего люди создали кино и телевидение? Кто говорит с нами с кино и телеэкрана? Работа телеведущего.

2

28.11

05.12

Коррекция мышления Помочь детям понять назначение радио, телевидения в современной жизни.

С 33-35

14

Для чего люди создали радио? Кто говорит с нами по радио? Я в роли ведущего радиопередачи

1

12.12

Коррекция общей моторики Пополнять словарный запас по теме.

 С 36-37

15-16

17

Знаки помощники. Влияние речи на поступки людей

Экскурсия по улице, школе.

3

19.12

26.12

3 четверть

16.01

Коррекция зрительного восприятия Коррекция мышления Помочь понять значение распространённых знаков.

 С 39-41

С 42-43

Рисунок «Моя улица»

18-20

В гостях у леса.

3

23.01

30.01

06.02

Коррекция зрительного восприятия Закреплять умения составлять различные по структуре предложения.

С 45-47

С 48-49

Составление письма Леснику.

3. Дикция и выразительность речи- 8 часов

21-22

Задушевный разговор. Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства

2

13.02

20.02

Коррекция мышления Тренировочные упражнения в передаче радости (восторга)

С 51-53

С 54-55

23-25

Приглашение. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё. Устное и письменное приглашение. Упражнения в составлении приглашения

3

27.02

06.03

13.03

Коррекция зрительного восприятия Познакомить со структурой устного и письменного приглашения.

С 57-59

С 60-61

Открытка - приглашение

26-28

Поздравляю!  Мимика и жесты Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Устное и письменное поздравление. Упражнения в составлении поздравления

3

20.03

4 четверть

03.04

10.04

Коррекция зрительного восприятия Познакомить со структурой устного и письменного поздравления.

С 63-65

С 66-67

Поздравительная открытка

4. Культура общения - 4 часа

29-30

Извинение: извините, пожалуйста; я прошу прощения; не сердитесь, пожалуйста

2

17.04

24.04

Коррекция общей моторики Актуализировать умение участвовать в диалогах.

С 68-69

31-32

Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях

2

15.05

22.05

Коррекция мышления Развивать эмпатию по отношению к окружающим.

С 70-71

 

Нормы оценивания:

Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

«4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности и некоторые ошибки в речи (1-2 ошибки), которые исправляет при помощи учителя.

 «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи учителя.

«2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки в ответах;  не использует помощь учителя.

РЕКОМЕНДОВАНО                                                                                                                                        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                           Заместитель директора по

методического совета                                                                                                               учебно-воспитательной работе

МБОУ ООШ г.Зернограда                                                                                                                  __________  

от__________2016г.  №______                                                                                                               ____________2016 года

председатель МС______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по развитию речи 3 класс

В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса

Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...