Тайны слов: Этимологический анализ слов как одно из направлений коррекционной работы по восполнению лексических средств языка.
методическая разработка по логопедии на тему

Безуглова Ирина Юрьевна

Обогащение словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, изучении предметов и явлений окружающей действительности, умении наблюдать и анализировать, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них. Формирование и совершенствование мыслительных операций и языковых способностей позволяют сознательно  не только на теоретическом, но и на практическом уровне воспитывать у детей с ОНР интерес к языковым явлениям.Работе над словом на занятиях уделяется основное внимание в плане грамматическом, словообразовательном и орфографическом. Предлагаю уделить особое внимание в работе над словом в аспекте семантическом, стилистическом и в особенности этимологическом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тайны слов:

Этимологический анализ слов как одно из направлений коррекционной работы по восполнению лексических средств языка.

Безуглова Ирина Юрьевна, учитель-логопед высшей квалификационной  категории МБОУ «Лицей № 15 им. акад. Ю.Б. Харитона»,

 г.Саров  Нижегородской обл.

Работа над словом составляет органическую часть комплексного подхода к речевому развитию учащихся с ОНР. Она ставит перед учителем-логопедом следующие задачи:

  • обогащать и развивать словарный запас детей с ОНР как путем накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
  • формировать представления о слове как об основной языковой единице;
  • осуществлять актуализацию словаря; обучать точному употреблению слов;
  • расширять и закреплять связи между словами;
  • изучать элементарные теоретические сведения по лексике и стилистике;
  • развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно;
  • отбирать и использовать лексические средства с учетом жанра и стиля высказывания.

Обогащение словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, изучении предметов и явлений окружающей действительности, умении наблюдать и анализировать, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них. Формирование и совершенствование мыслительных операций и языковых способностей позволяют сознательно  не только на теоретическом, но и на практическом уровне воспитывать у детей с ОНР интерес к языковым явлениям.

Работе над словом на занятиях уделяется основное внимание в плане грамматическом, словообразовательном и орфографическом. Значительно менее систематически проводится работа над словом в аспекте семантическом, стилистическом и в особенности этимологическом (хотя бы в узких пределах). Естественно, сам учитель-логопед должен иметь определенные знания в области этимологии русских слов. Эти знания ему понадобятся при объяснении неясных с точки зрения современной орфографии групп  слов,  при анализе состава трудных по своему строению слов, при показе исторических изменений значений слова и т. п. К месту приведенные в доступной форме экскурсы по этимологии отдельного слова, по его происхождению, историческому сложению, по его былому значению, значительно оживят занятия, сделают их интереснее и богаче.

         «Детская этимология» - стремление осмыслить непонятное слово, объяснить, почему дано такое название, приводит детей к «открытиям». Открытия эти производятся легко, только на основании совпадения звучаний слов. Часто ребенок придумывает для объяснения слова целые легенды, так называемые «рабочие гипотезы». Хотя они могут не соответствывать истине, но развивают фантазию ребенка, его творческие способности        

Дети с нормой речевого развития живо интересуются причинами возникновения названий, пытаются сами проникнуть в  «тайны слов». А детям с ОНР нужно создавать такие условия и ситуации, чтобы они могли приблизиться к словоистолкованию, к этимологическому обследованию производных слов. Мы, логопеды, должны побудить детей к познанию, исследованию всего окружающего, пробудить интерес к названиям, подтолкнуть детей к придумыванию «рабочих гипотез» и подвести к правильному этимологическому анализу.

Что дает проведение этимологической работы?

Во-первых, это один из путей развития интереса к языку, к речи,

к истории своего народа, к его культуре. «Весь свой духовный опыт жизни народ сохраняет в речи, в языке», - писал К.Д.Ушинский.

Во-вторых, это путь развития языкового чутья, словотворческих способностей, развития углубленного понимания значений слов, их многозначности, расширения словарного запаса.

В-третьих, это средство развития наблюдательности, познавательных интересов, мыслительных способностей детей. «Воспитание речи есть воспитание мысли», - так сформулировал это положение К.И.Чуковский.

В-четвертых, это способ постижения «устройства» языка, его лексики, грамматики, его законов. И способ легкий, учитывающий естественную потребность ребенка в желании узнать «почему так называется».

В-пятых, это способ, развивающих природную лингвистическую одаренность любого здорового ребенка и помогающий подготовиться к осмыслению законов языка в школе, а также избавляющий от многих орфографических ошибок в будущем. Ведь один из принципов орфографии – морфологический.

В-шестых, постижение «устройства» родного языка лежит в основе овладения «устройства» другого. Чтобы овладеть вторым языком, нужно научиться сравнивать языковые явления, что и дает предлагаемое направление речевой работы.

Как проводить этимологическую работу?

Лингвистическое воспитание – это не «напичкивание» информацией, а формирование наблюдательности. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Успех работы зависит от заинтересованности и лингвистической подготовленности учителя, от его умения ответить на вопросы «гениальных лингвистов». Основной источник лингвистического, речевого развития – общение со взрослым, умеющим организовать содержательную деятельность, по поводу которой возникает потребность в разговоре, обсуждении, возникнут вопросы. Выбрав подходящую ситуацию, логопед ненавязчиво предлагает подумать, почему так назвали растение, вещь, действие, почему дали котенку, щенку такое имя. Можно ли было назвать как-то иначе и почему?

Этимологические (словоистолковательные) «исследования» проводятся при рассматривании предметов, игрушек, иллюстраций, картинок; во время наблюдений в природе, при наблюдении за живыми объектами; при чтении и обсуждении художественной литературы, во время знакомства с новыми материалами и вещами, новыми людьми.

Смысл, заложенный в словах, открывается ребенку через познание того, как слово было образовано и почему.

I этап. Рассматривание объекта, наблюдение за ним, выявление специфики. (Например, если рассматривается облепиха, то отмечается, что ягоды словно облепили ветку.)

II этап. Соотношение с производным словом (называется растение «облепиха»). На первом этапе не давалось преднамеренно.

III этап. Выявление мотивации названия («Почему так назвали? Как можно было назвать еще? Почему все-таки назвали облепихой?»)

Пробудить интерес к названиям, подтолкнуть детей к придумыванию «рабочих гипотез» позволяет использование различных коллективных форм работы: бесед, загадываний загадок о названиях, викторин, игр в «разведчиков слов», в «исследователей тайн и названий слов».

К детям на занятия приходят Сказкин, Затейкин, Игрушкин, Напоминайкин и Разъяснялкин. Имена этих героев-следопытов очень выразительны, потому что образованы от знакомых всем слов. Они предлагают провести расследования и узнать, какая тайна скрывается в словах. Слова распределены по темам и спрятаны в волшебном сундучке. Дети выступают в роли исследователей, следопытов, выдвигают «рабочие гипотезы», рассуждают и доказывают, затем обращаются к различным словарям (толковому, словообразовательному, этимологическому).

 Ребята сами с удовольствием придумывают и образуют различные названия животных (хрюкалка, мяукалка, жужжалка, леталка и т.п.), заменяют их в сказках, стихах и рассказах; названия различных частей тела по их функциям (гляделки, смотрелки, мешалки, говорилки, ходилки; у малышей-топотушки, болталки и т. п.); названия месяцев (январь-морозник; апрель-водолей, плакса; сентябрь-школьник; октябрь-листобой, ветродуй; март-рассветник); дают  имена временам года (Весна Мартовна Подснежникова, Весна Апрелевна Капельникова, Весна Маевна Первоцветникова,  Птицевстречникова; Февраль Метельевич  Морозов; Декабрь  Ледович  Первозимников).

Ученикам нравиться превращать «веселые стихи» (см. ниже) в забавные рассказы, придумывать загадки («Висела Заморозкой, а стала Водовозкой»; «Держалка и копалка, писалка и хваталка»), сочинять сказки («Про хвосты и Хвостунов», «Плач сосульки», как она плакала: кап-кап и пела песенку: ля-ля-ля и родилась КАПЛЯ, «Коровье насекомое»,где корова подружилась с щекочущим ее насекомым, мычала от удовольствия - МУ и смеялась-ХА, т.о.получилось название насекомого; «К сожаленью, день рожденья  только раз в году…» - о рождении месяцев (мальчиков и девочек) и о назначении их интересных имен, «Перепелка» - о птичке, которая могла долго петь, и др.). Из предложенных загадок дети определяют, что слова могут иметь названия по каким-то общим признакам (по месту, где обитают и  произрастают (подснежник, камышовка), по внешнему виду (рыжик), по сходству с другими предметами (клест), по описанию предмета (горихвостка), по месту жительства (береговушка), от поведения (трясогузка).

На занятиях используются также игры-загадки: «Почему так назвали комнатные растения?», «Почему так назвали цветы?», «Загадки лесной поляны», «Сами о себе рассказывают вещи», «Отгадай, как нас назвали и почему?», «Секреты дней недели», «Почему курочка Ряба, а корова Буренка?», «Где спряталась отгадка?», «Имена любимых героев сказок. Почему их так зовут?».

Помагают создать веселое настроение у детей задания-шутки со словотворческим экспериментированием. Например, стихи Ю.Тувима «Все ребята – труллялята»,

В существующих методических пособиях даются рекомендации, как проводить упражнения на словообразование по суффиксальной модели. Это образование слов, обозначающих детенышей животных (волк – волчонок, заяц – зайчонок); образование названия самца или самки (кролик – крольчиха, еж – ежиха), названий спортсменов по предлагаемому действию (кататься на лыжах – лыжник), название профессий (чинит часы – часовщик), предметов посуды (сахар – сахарница, конфеты – конфетница). Предлагается проводить упражнения «Сложи одно слово», когда вместо словосочетания, например «с красными щеками», надо употребить сложное слово «краснощекий», с «голубыми глазами-голубоглазый», со «светлыми волосами-светловолосый» и т. п.

Работа над словарем носит практическую направленность. Детям предлагается отбирать, систематизировать и записывать слова в соответствии с лексической темой урока в тематический словарь. Совершенствование лексикона продолжается на протяжении всего обучения. Элементы новизны и занимательности способствуют проявлению интереса к логопедическим занятиям и родному языку.

Таким образом, проводя «этимологические исследования», мы развиваем у детей любознательность, способность видеть проблему, оригинальность и гибкость мышления, прогнозирование, высокую концентрацию внимания, языковое чутье, формируем навыки и умения логического и творческого мышления, необходимых в решении творческих задач, а именно: умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

Оказывается, даже у детей с речевыми недостатками безграничный мир фантазий, нет предела воображению и словотворчеству. Главное - заинтересовать, разбудить и подтолкнуть! И тогда они  многому смогут научиться сами и научить нас!

Следующая литература поможет весело проводить этимологические словообразовательные игры:

Н.Л.Морозова  «Ты и твоя речь»;

З.И.Бугаева  « Развитие устной речи и дикции»;

Н.Елкина, О.Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать»;

К.Чуковский «От двух до пяти»;

В.К. Харченко «Словарь детской речи»;

Л.Успенский «Слово о словах»;

Н.Новоторцева «Развитие речи»;

Э.Вартаньян «Путешествие в слово»;

И.Голуб «Путешествие в страну слов».

Стихотворения:

Э.Мошковская «Прогульщик», С.Михалков «Смешная фамилия», Л.Кэрролл «Бармаглот», Ю.Леонтьев «Грибные имена», А.Кушнеров «Игра»,  К.Чуковский «Котауси и Мауси», И.Мазнин «В гости к Федосье», С.Маршак «Чем болен мальчик?», Б.Заходер «Загадочный шум», Н.Кончаловская «Садовод», Ю.Тувим «Про пана Трулялинского», Б.Заходер «Странное происшествие», «Кавот и Камут», И.Токмакова «Плим», Г.Остер «Мартышка и удав».

Приложение.

Лексический материал для проведения элементарного этимологического анализа.

Почему их так назвали?

  1. Цветы и растения в естественной природе

Бархатцы                - цветы на клумбах, бархатные на ощупь.

Анютины глазки        - полевые цветы напоминают глаза девочки Анюты.

Венерин башмачок        - цветок, напоминающий башмачок, утеренный, по легенде богиней    Венерой.

Львиный зев        - цветок при нажатии открывается, словно пасть, зев льва.

Мать-и-мачеха        - листья с одной стороны теплые, бархатные, нежные, как руки матери, а с другой стороны – холодные, гладкие, как руки мачехи.

Сон-трава        - люди верили, что от этой травы сон спокойный.

Куриная слепота        - цветы горькие, по поверью, от них слепнут куры.

Плакун-трава        - мелкие листья напоминают слезки.

Незабудки        - по поверью, голубые цветочки, как глазки любимой, нельзя забыть.

Вьюнок        - вьется, обвивает растерия, растущие рядом.

Медуница        - пахнет медом, пчелы собирают нектар.

Стрелолист        - листья по форме напоминают наконечник стрелы.

Сердечник        - листья по форме напоминают сердце.

Подснежник        - из-под снега первым появляется.

Одуванчик        - разлетается от дуновения (от «дуть»).

Кувшинка (речная)        - середина цветка по форме похожа на кувшинчик.

Купальница        - растет в воде, как бы купается постоянно.

Тысячелистник        - тысяча мелких листочков на стебле.

Подорожник        - растет около дороги.

Подсолнух        - растет, поворачиваясь за солнцем.

Камнеломка        - растет на камнях, корнями разламывает камни.

  1. Ягоды и плоды

Голубика                - цвет ягод голубой.

Черника                - цвет ягод черный.

Костяника                - косточка в ягоде послужила ее названием.

Клюква                - от слова «клюв», «клевать» (обычно клюют журавли).

Облепиха                - ягоды облепляют ветку.

Земляника                - поспевшая ягода низко склоняется к земле.

Ежевика                - колючая как ежик, кустарник в колючках.

Рябина                - рябит в глазах, когда поспевают красные ягоды.

Калина                - красная, каленая (т.е. раскаленная). 

Шиповник                - шипы на кустарнике дали название ему и плодам.

  1. Грибы

Моховик                - внизу шляпки словно мох.

Подосиновик                - растет под осиной.

Подберезовик        - растет под березой.

Поддубник                - растет под дубом.                

Боровик                - растет в бору.

Масленок                - словно смазан маслом, блестит, выскальзывает из рук.

Мухомор                - мух морит, если сделать настойку из этого гриба.

Рыжик                        - рыжий цвет шляпки.

Красноголовик        - красная голова-шляпа.

Лисичка                - гриб рыжий, похожий на маленькую лисичку.

Зеленка                - зеленеет на срезе.

Сыроежка                - по поверью, можно есть сырым.

  1. Деревья

Дубрава                - растут дубы.

Осинник                - растут осины.

Березняк                - растут березы.

Сосняк                - растут сосны.

Ельник                - растут ели.

  1. Птицы

Береговушка                - живет у реки, вьет гнездо на берегу.

Кукушка                - название от «ку-ку», которое издает кукушка.

Грач                        - от характерных для птицы звуков «гра-гра».        

Зяблик                - зябкий, зябнет.

Трясогузка                - трясет гузкой, т.е. хвостом.

Снегирь                - появляется со снегом.

Зимородок                - зимой родится.

Стриж                        - когда летит, хвост напоминает ножницы.

Вертишейка                - вертит шеей.

Овсянка                - живет в овсах, цветом оперенья напоминает овес.

  1. Насекомые

ЖУКИ

Святлячки                - светятся в темноте.

Водолюбы                - жуки, любящие воду.

Водомеры                - скользят по поверхности воды, словно меряют ее.

Рогохвосты                - «рога» и хвост имеют.

Броненосцы                - покрытые панцирем, словно броней.

Долгоносики                - имеют длинный нос.

Дровосеки                - словно секут ветки деревьев.

Кожееды                - едят кожу.

БАБОЧКИ

Листовертки                - заворачиваются в листья, вертят лист.

Павлиноглазки        - рисунок павлиньего глаза на крыльях.

Многоцветницы        - окрашены в разные цвета.

  1. Рыбы

Вуалехвостка                - хвост напоминает вуаль.

Красноперка                - имеет красные перья.

Колюшка                - колется.

Пескарь                - назван от слова «песок», в который любит прятаться.

Змееголов                - голова рыбы напоминает змеиную.

Львиноголовка        - голова похожа на львиную.

Живоглот                - глотает живьем пищу.

  1. Говорящие названия вещей:

Какого цвета        белила?

                чернила?

                синька?

                зеленка?

Почему так называют эти вещи?

Одеяло                - потому что        им надо одеваться, покрываться.

Простыня                - потому что простая, просто кусок ткани, полотна.

Наволочка                - наволакивают, натягивают на подушку.

Подушка                 - кладут под ушко.

Раскладушка                - потому что раскладывают.

Кроссовки                - от слова «кросс» - бег на время и скорость.

Футболки                - от слова «футбол».

Тенниски                - от слова «теннис».

Телогрейки                - «тело греть» - стеганные ватные куртки.

  1. Клички животных

Кому какую кличку подобрать?

Рыжик                            - животному с рыжей шерстью.

Белянка                - кошке, козе или корове с белым окрасом.

Черныш                -  черному щенку, котенку.

Каштанка                - собаке с шерстью цвета каштана.

Жучка                        - черный, как жук, собаке.

Мурка                        - кошке, любящей мурлыкать.

Хохлатка                - курице с хохолком.

Пушок                - щенку или котенку с пушистой шерстью.

Шарик                - круглому, толстенькому, как шарик, щенку.

Клички сказочных животных (почему их так назвали?).

Курочка Ряба                - по окраске рябая, т.е. пестрая или в рябинку (рябь).

Пеструшка                - пестрая, разноцветная окраска перьев курицы шерсти коровы.

Чернушка                - черная (обычно кличка курицы или коровы)

Буренка                - бурая, т.е. темная, темно-коричневая или бурого цвета корова.

Буренушка                - уменьшительно-ласкательное от Буренки (обычно кличка коровы).

Сивка-Бурка                - одновременно и сивая (серая, пегая), и бурая лошадь.

Рыжая Каурка        - каурая, т.е. рыжеватая, светло-каштановая лошадь.

Воронок                - черный жеребенок.

Вывод: такие клички эти животные получили из-за окраски.

Конек-Горбунок        - получил название «конек»  из-за малого роста, а горбунок – из-за горба.

  1. Названия кукол

Ванька-встанька        - кукла в мальчишеской рубашке, постоянно встает.

Матрешка                - от имени Матрена (Мотря или Матрёша).

Петрушка                - от Петя, Петр, Петруша.

Лялька                - от Ляля, т.е. игрушка.

  1. Имена сказочных персонажей

Белоснежка                - от слова «белый» и «снег».

Дюймовочка                - от слова «дюйм», длина части мизинчика в 2,5 см.

Снегурочка                - от слова «снег».

Несмеяна                - от слов «не смеяться».

Колобок                - от слова «коло» - круг, круглый бок.

Добрыня                - от слова «добрый».

Кожемяка                - от «кожу мять».

Айболит                - из «ай» и «болит».

Неумейка                - от « не умеет».

Незнайка                - от « не знает».

  1. Имена (что в имени подчеркивается?)

Светлана                - светлая.

Людмила                - людям милая.

Роза                        - цветок «роза».

Лилия                        - цветок «лилия».

Вера                        - от «верить, «вера».

Надя, Надежда        - от «надеяться», «надежда».

Любовь                - от «любить», любовь к людям.

Вячеслав                - от «вечная слава».

Владимир                - от «владеть миром».

  1. Почему так называются дни недели?

Понедельник                - после недели; недельный (от «не делать») когда-то называлось воскресенье.

Вторник                - второй день недели.

Среда                        - средний, середина недели.

Четверг                - четвертый день.

Пятница                - пятый день.

Как раньше могли называть субботу и воскресенье?

Шестница                - древнее название субботы, шестого дня недели.

Седьмица        - это название воскресенье встречается в сказке Ершова «конек-Горбунок». Так первоначально называлась и вся неделя – 7 дней.

  1. Как цвет подсказывает название? Что стало названием цвета?

Салатовый                - светло-зеленый, как лист салата.

Малиновый                - цвет спелой малины, темно-красный.

Вишневый                - цвет вишни.

Сиреневый                - цвет сирени.

Фиолетовый                - от цвета цветка фиалки, темно-голубой.

Коричневый                - от названия корицы; в давние времена так и говорили «корицневый»

Лимонный                - цвет лимона, ярко-желтый, светлый.

Лазурный                - от цвета лазури – ясно-голубого, камень лазурит.

Болотный                - цвет болота, грязно-зеленый цвет болотной травы.

Изумрудный                - от цвета камня изумруд; ярко-зеленый.

Песочный                - от цвета речного песка.

  1. Что означают «волшебные», вежливые слова?

Спасибо                - от «спаси Бог».

Здравствуйте                - от слова «здоровье», «будьте здоровы», «живите и здравствуйте».

Пожалуйста                - от «пожалуйте сто» раз, т.е. не жалко и сто раз оказать услугу, любезность.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексических средств языка у учащихся с ОНР на логопедических занятиях через игровые приёмы

У учащихся с ОНР нарушения звуковой и понятийной сторон речи приводят к трудностям в понимании и усвоении учебных заданий и терминов. Речевая активность таких детей снижается. Они испытывают трудности...

Выступление "Этимологический анализ слов" с презентацией

Одной из основных задач при обучении младших школьников русскому языку является формирование прочных навыков правописания. Большую трудность для учащихся представляют непроверяемые слова, так как в от...

Применение проектной деятельности в начальной школе как одно из направлений внеурочной работы

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его ...

Презентация "Применение проектной деятельности в начальной школе как одно из направлений внеурочной работы"

•Актуальность проектной деятельности сегодня осознается и педагогами и учащимися. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектн...

Презентация "Тайны знакомых слов" (этимологический анализ слов)

Данная презентация сопровождает выступление ученика на научно-практической конференции младших школьников "Первые шаги в науку"....

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...