Формирование лексических средств языка у учащихся с ОНР на логопедических занятиях через игровые приёмы
статья по логопедии (1 класс) на тему

Гончарова Наталья Сергеевна

У учащихся с ОНР нарушения звуковой и понятийной сторон речи приводят к трудностям в понимании и усвоении учебных заданий и терминов. Речевая активность таких детей снижается. Они испытывают трудности в оформлении собственных высказываний из-за нарушений лексического запаса и недостаточно развитой связной речи. Поэтому основной задачей коррекционного обучения на логопедических занятиях является развитие коммуникативных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексических средств языка у учащихся с ОНР на логопедических занятиях через игровые приёмы

У учащихся с ОНР нарушения звуковой и понятийной сторон речи приводят к трудностям в понимании и усвоении учебных заданий и терминов. Речевая активность таких детей снижается. Они испытывают трудности в оформлении собственных высказываний из-за нарушений лексического запаса и недостаточно развитой связной речи. Поэтому основной задачей коррекционного обучения на логопедических занятиях является развитие коммуникативных способностей.

 Для успешной социализации и адаптации учащихся с ОНР необходимо развитие всех компонентов речи.

На первом этапе коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР основной задачей является формирование полноценных представлений о звуковом составе слова.

На втором этапе коррекционного обучения учащиеся с ОНР осваивают лексико-грамматические средства.

У учащихся с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения количественного объема словаря, что проявляется в ограниченности рамками обиходно – бытовой тематики. В запасе недостаточное количество прилагательных, глаголов, наречий. Качественная неполноценность словаря проявляется в неправомерном расширении или сужении значений слов, смешении по смыслу и по акустическому сходству, в ошибках по употреблению слов.  

 Слово – незаменимое средство общения. Оно является одной из значимой единиц языковой системы: оно называет, имеет звуковое оформление, несёт смысловое содержание. Слово является объектом анализа и наблюдений. За каждым словом скрывается сложная система связей и отношений, которые в нём отражаются.

Бедность словаря учащихся с ОНР тормозит  усвоение ими орфограмм, многие затрудняются в подборе проверочных слов.

Из-за недостаточного овладения навыками словообразования страдает процесс формирования орфографического навыка.

Условием орфографически правильного письма является усвоение фонетического и морфологического принципов письма. Согласно морфологическому принципу при написании слова нужно руководствоваться нормой единого написания морфем слова, независимо от их произношения. Следовательно, овладение морфологическим принципом орфографии сводится к усвоению грамматических правил, определяющих особенности написания различных морфем слова (корня, суффикса, приставки, окончания). Важно умение установить морфемный состав слова.

Морфологический принцип является самым сложным и ведущим принципом русского правописания. Ошибки, обусловленные несоблюдением морфологического принципа – морфологичские ошибки (замены, пропуски букв в слабых позициях слов).

Обогащение лексического запаса на данном этапе коррекционного обучения происходит путем накопления новых слов,являющихся различными частями речи и  за счёт применения разных способов словообразования. При знакомстве со словообразованием важно уделять внимание не только на различие формы слова, но видеть и различие в значении слов. Поэтапная работа с учетом индивидуальных особенностей учащихся по формированию лексических средств через практическое овладение навыками словообразования повышает эффективность работы.

        Овладение навыками различными способами словообразования происходит при изучении следующих тем:

  • Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов:
  1. Суффиксы существительных.

        - названия лиц по профессии или роду деятельности:

                -щик, -чик         часовщик, лётчик;

                -тель         учитель;

                -ист         баскетболист, гармонист;

                -ник         работник, художник;

                -ец         живописец.

        - имеют названия детёнышей:

                -онок, -ёнок, -ёныш                 волчонок, лисёнок, змеёныш;

                -ат, -ят         медвежата, лисята;

        - уменьшительно-ласкательные:

                -ок, -ик         мячик, ключик;

                -ушк, -юшк, -ышк         долюшка, зимушка, солнышко;

        - увеличительное значение:

                -ущ, -ющ, -ищ         сапожищи, ручищи;

        и другие.

  1. Суффиксы прилагательных.

                -оват, -еват         красноватый;

                -ан, -ян         кованый, серебряный;

                -еньк                 рыженький;

                -лив, -ист, -чив         говорливый, лучистый, доверчивый;

                -к, -н                 весенний, тонкий.                  

  1. Суффиксы глаголов.

                -ива, -ыва         показывать, выслеживать;

                -е         краснеть, стареть;

                -и         водить, веселить;

                -ну         пикнуть.

  • Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок:
  1. Неизменяемые приставки (с гласной а: за-, на-, над-

      с гласной о: во-, о-, об-, под-, подо-, от-, ото-

      и другие: у-, вы-, с-, в-).

  1. Изменяемые приставки (из-, ис-, без-, бес-, воз-, вос-, раз-, рас- и др).
  2. Приставки (пре-, при-).
  • Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и суффиксов.
  • Сложные слова.

Учащиеся с ОНР испытывают трудности при выполнении заданий и упражнений, плохо усваивают лексические средства языка. Познавательные интересы у таких учащихся на низком уровне. Преодолеть эти трудности помогает использование занимательного материала на логопедических занятиях.

При изучении данных тем использую различные виды заданий .              

  • Загадки
  • Кроссворды
  • Игры и упражнения
  • Шарады
  • Графические упражнения

Загадки.

При изучении уменьшительно – ласкательных суффиксов прилагательных и существительных.

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. (мышка)

 

              При  изучении сложных слов.

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом,

Развернется над лугами-

Отливает серебром. (самолет)

Кубарем с горы скатился

И за что-то зацепился,

И забрал с собой друзей-

Сразу несколько камней.

Все посыпались как град-

Что же это? (камнепад)

Пыль увижу – заворчу,заворчу и проглочу.(пылесос)

Кто имеет один рог?

Отгадайте? (носорог)

За дымком,за свистком братья бегают гуськом.(паровоз и вагоны)

 

Кроссворды.

В пустые клетки вписать буквы, чтобы получились родственные слова, образованные при помощи суффиксов.

       

ЛЫЖИ, ЛЫЖНЯ, ЛЫЖНИК, ЛЫЖНИЦА.

       

ГЛАЗОК, ГЛАЗНОЙ, ГЛАЗАСТЫЙ

Игры и упражнения.

«Назовите ласково»

Блюдце- блюдечко

Белка-

Ложка

Кольцо

Сумка

Шапка

Вилка

«И я тоже»

Словообразование существительных женского рода ,обозначающих лиц по их действиям, качествам.

Я умник – и я тоже умница

Я ученик – и я тоже ученица

Я учитель -  

Я писатель –

Я воспитатель –

Я шутник –

Я охотник –

«Кузовок»

        Учащиеся подбирают слова или картинки на –ок, называют их, затем записывают в тетради. Выигрывает тот, кто назовёт большее количество слов (грибок, сапожок).

«Большой -  маленький»

Мяч – мячик

Заяц –

Стул –

Стакан –

Палец –

«Кто больше»

        Перед учащимися выставляется табличка со словом . играющие, используя всевозможные приставки, составляют новые слова .

Шел – пришел, ушел, отошел, сошел, вышел, подошел, обошел и т. д.

Допишите к данным словам  по три слова с такими же суффиксами.

Носик – лучик, котик, домик.

Уголок –

Лампочка-

Реченька-

Верхушка-

Замените словосочетания  словом с суффиксом

Музыкант, играющий на трубе – трубач;

момент бросания мяча –

музыкант, играющий на пианино –

тот, кто любит шутить –

смелый человек –

«Кто быстрее»

Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка как в слове захотел, суффикс, как в слове молоток. (заработок)

Какое слов получится, если взять корень в слове поиграли, суффикс в слове дедушка, окончание в слове карандаши. (игрушки)

«Как зовут мастера?»

От данных слов образовать названия соответствующих профессий:

Барабан - …        гитара - …

Баян - …         машина - …

Сапог - …        груз - …

Пожар - …        суд - …

Рыба - …        комбайн - …

«Ромашка»

Делается заготовка цветка ромашки. В центре записываем слово и, используя любые приставки, образуем однокоренные слова. Можно предложить составить словосочетания, предложения, рассказ с этими словами.

приучить        доучить

выучить        научить

изучить        отучить

разучить        обучить

Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

под                        хват                        ок

по                        снеж                        чик

за                        ряд                        ник

        Помоги приставкам встать в слова так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.

Приклеить – отклеить         принести –

Привязать –         привезти –

Впорхнуть –         впустить –

Вскочить –        вползти –

        Замени каждое словсочетание словом с приставкой.

Часы на стене – настенные

Час перед рассветом –

Повязка на руке –

Шаг без шума –

Камни под водой –

Совет без пользы –

         

Шарады.

Составьте слово из частей других слов. Запишите новые слова. Выделите их части.

Залез

Приготовить

Ночка

Коса

Понёс

Слово

Курица

Крапива

Бессонница

Смертный

Лесной

Осиновый

Поднял

Оконце

Ледник

Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» найди приставку мне,

суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).

В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдете,

В целом – по  мне на уроки идете. (Расписание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование пространственных представлений у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях"

В качестве одного из направлений коррекционно-логопедической работы по профилактике и преодолению речевых нарушений  ряд исследователей предлагают развитие и уточнение пространственных представле...

Доклад на тему: « Формирование нравственных представлений и поступков у детей с проблемами в развитии через игровую деятельность»

Проблема включения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.        Одной из...

Тайны слов: Этимологический анализ слов как одно из направлений коррекционной работы по восполнению лексических средств языка.

Обогащение словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, изучении предметов и явлений окружающей действительности, умении наблюдать и анализировать, устанавливать вз...

Формирование УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях как средство интеграции в образовательную среду

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос о внедрении инклюзивного образования в общеобразовательные  школы, об оказании  квалифицированной помощи учащимся с  ОВЗ, способ...

Презентация "Методика формирования коммуникативных УУД у младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях"

Данная презентация отражает практические приемы, формирующие у младших школьников с ОВЗ коммуникативные УУД. Методика отработана временем и эффективна при использовании....

система формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова на логопедических занятиях с учащимися 2-3 классов с ТНР

В презентации представлены способы работы над формированием навыка нахождения слов с безударной гласной в корне слова. Показаны 11 способов подбора слов к слову с безударной глассной....

Коррекционно – развивающая работа по формированию лексической основы речевой деятельности учащихся начальных классов.

Нарушение в раннем детстве органов чувств, интеллектуальной или эмоциональной деятельности так или иначе сказывается на общем развитии речи ребенка, и в частности — на владении словом в качестве основ...