Формирование УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях как средство интеграции в образовательную среду
статья по логопедии по теме

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос о внедрении инклюзивного образования в общеобразовательные  школы, об оказании  квалифицированной помощи учащимся с  ОВЗ, способствующей полноценному развитию ребёнка в различных  образовательных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ.

        В настоящее время всё более актуальным становится вопрос о внедрении инклюзивного образования в общеобразовательные школы,  об оказания квалифицированной  помощи учащимся с ОВЗ, способствующей полноценному развитию ребенка  в различных образовательных условиях.

         Приоритетной целью образования является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - учить учиться. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД). В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:  личностный,  регулятивный,  познавательный, коммуникативный.

          Наиболее актуальной для нас является проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях логопедического пункта. Мы  сделала акцент на данном виде универсальных учебных действий. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: умении слушать, умении понимать другого, умении сопереживать и сочувствовать,  умении адекватно оценивать себя и других, умение принимать мнение другого, умение решать конфликты, умение взаимодействовать с членами коллектива.

          Задача учителя-логопеда состоит в умение моделировать речевые ситуации, выбирать адекватную речевую форму, создавать для учеников условия, приближенные к реальным.

        Содержание коммуникативных умений многообразно - это умение передать в речи свои знания о предмете, сделать какое-либо сообщение, выразить отношение к событию, привлечь внимание собеседника к тому или иному  факту; обратиться с приветствием, благодарностью, извинением, просьбой, вопросом; умение предложить помощь, выразить сочувствие, расспросить собеседника, дать эмоциональную оценку какому-либо факту или событию. Это достигается при  взаимодействии учителя и ученика, взаимодействии учителя и  учащихся группы, взаимодействии ученика и ученика, общении в малых группах.

          Так, на этапе постановки звука  проводятся  индивидуальные занятия, а на этапе автоматизации использует упражнения в парах и подгруппах. Для активизации речевых механизмов  использует различные «речевые зарядки» (скороговорки, чистоговорки, загадки), которые устраняют  неточности в произношении, вырабатывают чёткую дикцию, правильное дыхание, ритм, выразительность. Что способствует дополнительной мотивации и активации речевой функции, демонстрирует положительные примеры произношения,  дает возможность соревновательного момента и общения в малых группах.

           В коррекционной работе по развитию и совершенствованию  монологической и диалогической речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья  используются  различные виды деятельности: викторины, игровые приемы и ИКТ, что позволяет активизировать детей, заинтересовать их, создать мотивацию для речевой деятельности. Для развития устной и письменной речи с успехом применяем игры с ребусами, шарадами, кроссвордами, пословицами и поговорками.

        Для развития у детей навыка построения связного высказывания     включаем в задания рассказывание по отдельным фрагментам, когда дети  составляют рассказ об отдельных персонажах картинки, а затем объединяют их в единое высказывание. Картинка, предложенная для составления рассказа, делится на четыре части, которые закрывается прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх  частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в единый сюжет. Вариативность рассказов детей  достигается за счет  выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первыми.  Часто наглядная  модель служит средством преодоления страха ребёнка перед построением связных высказываний.  

        Следующим приёмов  развития   навыка творческого рассказывания является  составление  сказок по  силуэтным изображениям. В качестве элементов  модели  ребёнку можно предложить  силуэты животных, людей, растений,  или природных явлений.  Логопед задаёт начало сказки, а ребёнок   продолжает её, опираясь на силуэтные изображения. Особенность  данных элементов в том, что силуэтные изображения в отличие от картинного материала, задают определённый  обобщённый образ, не раскрывая его  смыслового содержания.  Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого  ученика. Дети наделяют  силуэты предметов определёнными смысловыми качествами.

            Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

      Эффективная работа в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий  будет способствовать успешной интеграции в инклюзивном образовательном пространстве  учащихся с  ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве»

Процессы, происходящие в российском обществе в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижен...

"Формирование мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья"

В  данной  методической  работе  рассказывается  о  коррекционно-педагогической  деятельности с обучающимися  с  ограниченными  возможностями  зд...

«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Предложена система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для формирования ценностных жизненных ориентиров через механизм социального партнерства МОУ "Волосовская начальная общеоб...

Методический материал к проекту «Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» направлен на  решение сложной проблемы формирования личностных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ. В современном ми...

«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

        Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность и  агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и к...

Роль внеклассной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий. И...