«Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве»
статья на тему

Пузь Людмила Александровна

 

Процессы, происходящие в российском обществе в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижения нового качества специального образования, которое определяется его соответствием актуальным и перспективным запросам современного общества, обеспечение государственных гарантий доступности качественного специального образования становится особенно актуальным для современной системы специального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_puz_lyudmila_aleksandrovna.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхопенская СОШ им.М.Р.Абросимова»

Ивнянского района

Белгородской области

Тема: «Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве».

Пузь Людмила Александровна

2016

     Процессы, происходящие в российском обществе в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижения нового качества специального образования, которое определяется его соответствием актуальным и перспективным запросам современного общества, обеспечение государственных гарантий доступности качественного специального образования становится особенно актуальным для современной системы специального образования.

     Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому основной проблемой на современном этапе является интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, с последующей интеграцией его в современный региональный социум.

     Интегрированное обучение – это обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми.

      В основе технологии интегрированного обучения детей с ОВЗ лежит стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с ОВЗ в отдельные классы, избегая формирования у таких детей комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности, сохраняя в общеобразовательном классе в лице сильных учащихся, образцы для своего роста и развития,  в виде своеобразной верхней планки, к которой будут подтягиваться остальные неуспешные классы.

      Совместное обучение способствует социализации детей с ОВЗ, а для нормально развивающихся детей создаёт среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой «единое сообщество людей, включающее людей с ограниченными возможностями здоровья».

     Интеграция детей с ОВЗ в сообщество своих ровесников, имеющих норму развития – это закономерный этап развития специального образования, обусловленный качеством отношения общества и государства к детям с ОВЗ, признанием их прав на обучение в сообществе своих ровесников.

      Интеграция, в свою очередь, имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, дети с ОВЗ не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.

Положительные стороны интегрированного обучения:

  • в условиях интегрированного обучения успешнее формируется понятие о социальных отношениях;
  • успешнее формируется учебная мотивация;
  • адекватнее формируется самооценка;
  • позволяет людям, по воле судьбы, оказавшимся родителями ребёнка с особыми образовательными потребностями, не чувствовать себя ещё более несчастными и отверженными;
  • учит педагогов использовать действительно разные стратегии обучения;
  • позволяет получать равные возможности для обучения.

Трудности в переходе к интеграции связаны с:

  • чрезвычайно динамичной социокультурной ситуацией не только в регионах, но и в стране в целом;
  • несоответствием традиционных технологий управления современным процессам развития в сфере образования и других общественных сферах.

Опыт показывает, что сами дети легко устанавливают контакты между собой, быстро начинают общаться, играть, сотрудничать друг с другом. Намного сложнее научить взрослых адекватно относиться к интегрированному ребенку.

Анкетирование педагогов общеобразовательных учреждений показало достаточно пессимистичный настрой на совместное обучение здоровых и детей с ОВЗ. Около 50%  педагогов считает, что снизится качество обучения, ухудшится дисциплина школьников и  меньше внимания будет уделяться здоровым детям.

Нежелание педагогов работать с детьми с ОВЗ объясняется следующими причинами:

  • учитель во время обучения в вузе ориентирован на работу с нормальными детьми и не имеет специальных дефектологических знаний;
  • он не в состоянии оценить тяжесть дефекта ребёнка, не может построить с ним грамотную коррекционную работу;
  • педагог не видит результата своей деятельности и отказывается работать с ребёнком.

Несмотря на все проблемы и сложности, следует констатировать, что процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательное учреждение в России набирает обороты. В разных регионах страны развиваются разнообразные модели и формы взаимодействия специальной (коррекционной) и массовой школы, предпринимаются попытки создания адекватных условий для наиболее полной социальной адаптации и развития личности таких детей.

    Поэтому чрезвычайно важными условиями для интеграции детей с ОВЗ в образовательном пространстве являются:

  - подготовка кадров, ориентированных на интеграцию, информированных в вопросах сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;  

  - создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения образовательного учреждения;

  - специальная подготовка и переподготовка педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ  основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения;

- специально организованный учебный процесс с коррекционной направленностью в обучении и психологической коррекции индивидуальных особенностей; в выявлении и развитии имеющихся способностей каждого ребенка посредством включения его в различные виды деятельности и общения (физическая культура и спорт, детское творчество, художественная самодеятельность, общественно полезная деятельность и др.);

 - налаженный процесс взаимодействия учащихся из включенных и обычных классов в различных направлениях деятельности школы: образовательной; творческой; спортивно-оздоровительной; рекреационной во внеурочное время;

- необходимость повышения квалификации всех членов коллектива без исключения. Каждый педагог должен ясно представлять себе возможности и особенности «включенных» детей. Это защитит интегрированного ребенка и от избыточных нагрузок, и от необоснованных опасений в его несостоятельности;

 -  толерантное отношение родителей здоровых детей к детям с ОВЗ. Проблема заключается в мировоззрении данной категории родителей, которые считают, что их ребенок, находясь рядом с детьми с ОВЗ, приобретает негативный жизненный опыт, который в дальнейшем ему не пригодится. Для того, что бы процесс интеграции был успешным, эффективным, проводится работа с родителями детей общего развития. Эта работа направлена на информирование родителей, снятие эмоционального напряжения, тревожности, толерантного отношения к детям с ОВЗ – полной включенности в воспитательно-образовательную деятельность;

- создание эффективной системы педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Таким образом, реализация интегрированного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе создаёт основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Литература

  1. Алёхина С.В., Зарецкий В.К., «Инклюзивный подход в образовании ив контексте проектной инициативы» М. 2010
  2. Белкин А.С. «Инновационные процессы в образовании» М. 2007
  3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М. 2008
  4. Коноплёва А.Н. «Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития» Минск 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

Отзыв о городском семинаре "Организация интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство"

Тема семинара " Организация интеграции детей с ограниченными ВОЗ в общеобразовательное пространство" очень актуальна. В процессе работы рассматривались вопросы......

Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV межрегиональной конференции, Пакеева А.С, Дылыкова Д.Г,

Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV ...