Главные вкладки

    система формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова на логопедических занятиях с учащимися 2-3 классов с ТНР
    презентация к уроку по логопедии (2 класс)

    В презентации представлены способы работы над формированием навыка нахождения слов с безударной гласной в корне слова. Показаны 11 способов подбора слов к слову с безударной глассной.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Система формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова на логопедических занятиях с учащимися 2-3 классов с ТНР Учитель-логопед МБОУ «СОШ №12» Дорофеева С.Е.

    Слайд 2

    Специфические ошибки ошибки фонемного распознавания; ошибки языкового анализа и синтеза; смешения графически сходных букв; ошибки, связанные с нарушением выделения предложения из текста и слов из предложения; пропуски согласных; пропуски гласных; персеверации букв и слогов.

    Слайд 3

    Орфографические и грамматические ошибки сомнительные согласные; безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением; разделительный Ь; Ь знак в конце и середине слова; непроизносимые согласные и другие.

    Слайд 4

    Положения и принципы на логопедических занятиях проводится комплексный подход по коррекции дисграфии и дизорфографии с устранением нарушений звукопроизношения, чтения и письма, то есть исправление недостатков фонетико - фонематической стороны речи; формирование орфографического действия осуществляется при взаимодействии и взаимообусловленности речевых и неречевых психических функций (зрительный гнозис , оптико - пространственные представления), ряд мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление); развиваются моторные компоненты письма, навыки чтения и каллиграфии; для закрепления формируемых ассоциаций между знаком (буквой) и соответствующим ему образом, понятием (ее названием) используются схемы, таблицы, сигналы - символы, условные обозначения и др. проводимые задания включают разные виды речевой деятельности (устные и письменные формы); создаются условия для освоения грамматических знаний, правил правописания, способов проверки слов, овладения умениями их в творческих работах, выработки навыков самоконтроля; коррекция речевых нарушений строится с учетом индивидуального подхода, программных требований, уровня речевого развития детей, характера и структуры их устной речи .

    Слайд 5

    Первый этап работы Знакомство с ударением. Цель : показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Основные дидактические задачи при изучении этой темы - научить следующим действиям: проговаривать слово, выделять голосом ударный гласный по подражанию, самостоятельно; определять ударный гласный в произношении слова другим ребенком; воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание ); узнавать слово по его слуховой схеме; узнавать слово по зрительной схеме; усвоение некоторых орфоэпических норм; определение ударного гласного звука в процессе написания слов; определение безударного гласного в корне слова, требующего проверки; решать орфографическую задачу, то есть проверять безударный гласный звук ударением путем подбора проверочных слов.

    Слайд 6

    Слогоритмическая структура слов Х х х Х вата сова чайка часы домик очки ложка шары и др. ( двусложные слова) Х х х х Х х х х Х радуга ракета самолет девочка ворона карандаш яблоки воробей самокат и др. (трехсложные слова)

    Слайд 7

    Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения Детям демонстрируются картинки с общей подписью На столе кружки Дети молча читают подпись. Показывают картинку, соответствующую подписи. Читают вслух предложения: На столе кру жки . На столе кру жки . Делают вывод : изменение значения слова связывается с перемещением ударения . Наблюдают звучание этих слов и убеждаются в том, что ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударные гласные. В подтверждении вывода о смыслоразличительной роли ударения рассматриваются пары слов: За мок - за мок хло пок - хло пок бел ки - бел ки Пол ки - пол ки вычи тал - вы читал скач ки - скач ки Составляются предложения (значение слова) и выделяется ударный гласный в слове. Затем рассматривается форморазличительная роль ударения: Р у ки - рук и в е дра - ведр а голос а - г о лоса Оз е ра - о зера м о ю - мо ю т а ю - та ю Выясняется форма слова, составляются предложения. Например: У столяра золотые ру ки. Как же не подать ему ру ки .

    Слайд 8

    Второй этап работы Отработка навыков нахождения безударной гласной в корне слова. «Гнёзда» родственных слов: Задания: а) Определите, какие слова в каждой четверке "родственники", а не "родственников" выбросьте из "гнезда": маленький, малявка , маляр, малыш; гроза, грозный , гроздь, грозовой; конница, конник, подоконник , конюшня; лень, лентяй , лента, ленивец . б ) Составьте "гнездо" с корнем - дом - домишко, домище - существительное, домовничать - глагол, домашний, доморощенный, бездомный - прилагательное и др.

    Слайд 9

    Второй этап работы в) Рассмотрите схему образования однокоренных слов: --- гусак --- гусыня --- гусенок Гусь --- гусятина --- гусятинка --- гусятница --- гусиный г ) Соберите однокоренные слова: Завалинка, валежник, валик, валун, обвал, перевал, привал, развалины. Напишите имена существительные с корнем - вал - в порядке значений: сухие сучья деревьев; остановка в пути; остатки разрушенного строения; камень; земляная насыпь вокруг стен избы; туго набитая подушка для дивана; дорога через горный хребет; снежные глыбы или камни, упавшие с гор.

    Слайд 10

    Третий этап работы. Способы проверки Дети должны научиться: выделять " ошибкоопасное " место в слове с безударной гласной в корне; понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимая его; последовательно выполнять действия, предписанные этим правилом; подбирать проверочные слова; различать слова с двумя безударными гласными; подбирать однокоренные слова, относящиеся к различным лексико - грамматическим категориям (обозначающие предмет, его действие и признак), для проверки безударной гласной в корне; применять различные способы проверки на материале слов с одной и двумя безударными гласными; определять в контексте смысл слов, которые различаются на письме, одной гласной в корне, и подбирать к этим словам проверочные.

    Слайд 11

    11 способов проверки безударных гласных 1 способ . Слово во множественном числе заменить словом в единственном числе: о о м ря - м О ре - м О ря ; п ля - п О ле - п О ля а а 2 способ . Слово в единственном числе заменить словом во множественном числе: е о з мля - з Е мли - з Е мля в да - в О ды - в О да и а 3 способ . Слово с безударной гласной проверить родственным словом, состоящим только из корня: о о к рмить - к О рм - к О рмить с лить - с О ль - с О лить а а 4 способ. Слово, обозначающее предмет проверить словом, обозначающим признак предмета: о е д брота - д О брый - д О брота т мнота - т Е мный - т Е мнота а и 5 способ. Слово, обозначающее признак предмета проверить родственным словом, обозначающим предмет: о е м рская - м О ре - м О рская з леная - з Е лень - з Е леная а и 6 способ. Слово с безударной гласной проверить родственным словом с уменьшительно - ласкательным значением: а е гл за - гл А зки - гл А за пч ла - пч Е лка - пч Е ла о и е о

    Слайд 12

    11 способов проверки безударных гласных 7 способ. Слово, обозначающее действие предмета, проверить родственным словом, обозначающим предмет: я а гл деть - взгл Я д - гл Я деть кр снеть - кр А ска - кр А снеть и о 8 способ. Слово, обозначающее действие предмета, проверить родственным словом, обозначающим признак предмета: а е пл тить - пл А тный - пл А тить б леть - б Е лый - б Е леть о и 9 способ. Слово, отвечающее на вопрос что делал? проверить словом, отвечающим на вопрос что делает?: и я п сал - п И шет - п И сал т нул - т Я нет - т Я нул е и 10 способ. Слово, отвечающее на вопрос что делает? проверить словом, отвечающим на вопрос что делал? и и в зет - в Е з - в Е зет м тет - м Е л - м Е тет е е 11 способ. Слово, отвечающее на вопрос что сделал ? проверить словом, отвечающим на вопрос что делает ? и а сп сал - п И шет - сп И сал св лил - св А ливает - св А лил

    Слайд 13

    Четвёртый этап. Закрепление 1) Использование стихотворных упражнений: Слышим мы его прекрасно, Р:чной, л:сной, г:ристый, А в письме какая буква? М:рской, р:дной, л:систый, Здесь поможет нам наука: Проверь сл:ва , да не сп:ши , Гласный ставь под ударенье, Красиво, грамотно сп:ши .

    Слайд 14

    Четвёртый этап. Закрепление 2) Использование дидактических и речевых игр А О Е И Я Игра : "Покажи гласную". У каждого ученика карточки с гласными буквами Логопед называет слова с безударными гласными в корне, а дети должны показать карточку с гласной, которую необходимо писать в этом слове. По вызову логопеда один из учеников подбирает проверочное слово. За каждый правильный ответ дается фишка - молодчинка . Выигрывает тот, кто больше соберет фишек. Примерный материал: грачи, сады, трава, шары, вода, гора, дома, дрозды, коза, нора, нога, оса, роса, перо, слоны, сова, сосна, змея, леса, река, стена, зима, лиса, лицо, пила, число, мячи, пятно, ряды.

    Слайд 15

    Четвёртый этап. Закрепление Игра: "Волшебная яблоня". На доске нарисована яблоня, к веткам прикреплены плоские картонные изображения яблок с буквами Я, И, Е, О, А. На доске написаны в столбик слова с пропущенной безударной гласной. Гл:за в..да Гн:здо гр:бы В:лна п:ла Л:сток з:мля Логопед говорит: "На этой яблоне выросли необычные яблоки. Они очень крупные, и на них написаны буквы. Сорвать яблоко может только тот, кто скажет, какую букву надо писать в слове". Правильное выполнение задания оценивается фишкой.

    Слайд 16

    Четвёртый этап. Закрепление З М Я П Л Т А З В З Д А С В С Т О К Х Л П У Ш К А С В Т Л Я Ч О К Игра: "Лесенка" На доске несколько "лесенок". Побеждает тот, кто быстрее спустится с "лесенки", не сделав ни одной ошибки.

    Слайд 17

    Четвёртый этап. Закрепление Игра: "Подбери противоположное по значению слово". Дети подбирают слова - антонимы: Друзья - враги лето - : близко - : Лживый - : ругать - : маленький - : Сытый - : начало - : старый - : Хороший - : вредный - : пресный - : Теплый - : утро - : легкий - : Трудолюбивый - : темно - : дневной - : Назвать в слове безударный гласный, подобрать проверочное слово. Записать слова, выделить орфограммы.

    Слайд 18

    Четвёртый этап. Закрепление 3) «Игротека» П П П П П П П П П "Начинай с буквы « П » Свободное от деревьев место в лесу. Слово, противоположное по значению слову кривой. Грязное место на одежде. Часть туловища от шеи до руки. Место для игр. Насекомое, дающее мед. Тот, кто готовит пищу. Тот, кто пасет стадо. Детеныш птицы. (Поляна, прямой, пятно, плечо, площадка, пчела, повар, пастух, птенец).

    Слайд 19

    Четвёртый этап. Закрепление Исправь ошибки, почему они вызывают улыбку? В скобках напиши проверочные слова. Отчего же зависит написание выделенных слов? Мальчик полоска л (::..) собаку. В лису (::..) я нашел подберезовик. Мама отворил а (::..) дверь. Огромные волы (::.) швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Догадайся, какие буквы в слове нужно вставить. Подбери к ним проверочные. Пос:дел на скамейке - пос:дел от старости. Сл:зал сливки - сл:зал с дерева. Св:ла гнездо - св:ла пятно. Зак:лю булавкой - зак:лю здоровье. Прим:рять платье - прим:рять друзей. Острые м : чи - футбольные м:чи.

    Слайд 20

    Четвёртый этап. Закрепление Шарады. С Е торопят, если знают, Что не долго уж до срока. С И - учительница часто Говорит в конце урока. (спеши - спиши ) Делать с И спокойно нужно, Если слушаешь урок, Будешь с Е еще не скоро: Не пришел еще твой срок. (сидеть - седеть ) С И недолго сделать кошке, Если есть сметана в плошке. С Е же делать нелегко, Коль забрался высоко. (слизать - слезать)

    Слайд 21

    Пятый этап. Проверка знаний по правописанию безударной гласной . Списать слова, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Поставить ударение. Выделить орфограммы. Стр:на - : с:ло - : к:льцо - : П:су - : н:сить - : р:ды - : Гн:здо - : : кно - : цв:ты - : К:сить - : пл:чо - : в.. рю - : Р:бро - : д:ржу - : т:кла - :

    Слайд 22

    Пятый этап. Проверка знаний по правописанию безударной гласной. . Найти ударные и безударные гласные, обозначить их, подобрать родственные слова. Образец: к о рмушка - к о рм, к о рмит, подк о рмка. Н:члег - : , т:пить - : , гл:зной - :, б:ец - : , т:шина - :, Сн:говик - : , скр:пач - : , вр:дить - : , бл:стеть - : , кл:вать - :

    Слайд 23

    Пятый этап. Проверка знаний по правописанию безударной гласной. Списать слова, в скобках написать два проверочных слова, поставить ударение. Образец: сторожил (сторож, сторожка). Стр:к:за , б:р:зда, м:л:ток, т:рп:ливый, з:л:той, д:р:гой, в:л:сок, г:л:сок, ск:вор:да , с:к:линый, з:л:неть.

    Слайд 24

    Пятый этап. Проверка знаний по правописанию безударной гласной. На доске. п:.чтовый тр:щать д:лекий св:стеть м:рской б:жать х:лодный уд:влять ст:льной бл:стеть н:чной кр:чать Выясняется, к какой части речи относятся слова первого столбика и второго, какую часть речи можно использовать в качестве проверочных слов. На листочках заранее поставлены цифры, определяющие порядок слов. Дети рядом с цифрой записывают лишь гласную, которая пропущена в слове.

    Слайд 25

    Пятый этап. Проверка знаний по правописанию безударной гласной. Диктант. Зима в лесу. Побелели поля и луга. Льдом покрылась река, она уснула, как в сказке. Красиво в лесу. На елках и соснах лежат снеговые шубы. Пушистые варежки зимушка надела на ветки деревьев. Молодые кустики укрылись серебристым снежком. Под сосной на снегу видны узоры разных следов. Как хороши эти узоры!

    Слайд 26

    Заключение Таким образом, одна из трудных тем орфографии может стать понятной детям, если разнообразить задания, максимально концентрировать внимание детей на изучаемой орфограмме . Основные умения, которые необходимо формировать при обучении детей обозначать безударные гласные это - четкое представление, что такое орфограмма, умение "видеть" и "слышать" ее в речи, умение найти способ действия, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму. Основой выработки таких умений являются лингвистические знания и умения, в частности - ориентация в фонетической позиции и морфемной части слова, где находится безударный звук, обозначение которого вызывает затруднение.

    Слайд 27

    ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы над правописанием безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением (для начальных классов).

    Данная работа состоит из двух частей : теоретической и практической. В первой части дано систематизированное изложение теоретического материала по данной теме, которая является наиболее сложной, по за...

    Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

    Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

    Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

    Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

    Формирование орфографической зоркости в процессе закрепления навыка правописания безударной гласной в корне слова

    Открытое индивидуальное занятие с учеником 4 класса по коррекции дисорфографии...