Коррекция оптической дисграфии у обучающихся по программе VIII-го вида
методическая разработка по логопедии на тему
Нарушение устной и письменной речи у детей с ОВЗ носит системный характер. Эти дети нуждаются в специальной коррекционно-развивающей программею, которая включает в себя коррекцию оптической дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_opticheskoy_disgrafii_u_obuchayushchihsya_shkoly.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция оптической дисграфии у обучающихся по программе VIII-го вида
Учитель-логопед Фадеева Е.А.
Логопедия
Пояснительная записка
В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носят системный характер, поскольку у них оказывается несформированной речевая система в целом: лексика, фонетика, грамматика. [4,3,6] Дети VIII-го вида обучения нуждаются в специальной коррекционно-развивающей программы “по преодолению нарушений письменной речи”.
В письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются ошибки оптического характера. Оптические ошибки связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза. В основе подобных ошибок лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственных представлений, а также левшество скрытое и истинное. .[5,6]
Исследования последних лет указывают на тесную взаимосвязь трудностей письма у детей с ограниченными возможностями здоровья с несформированностью невербальных форм психических процессов [1, 2]. Так, как одним из составляющих компонентов в формировании навыка письма является оптико-пространственное восприятие, которое является сложной деятельностью, в которой участвует как правое, так и левое полушарие.
У детей с нарушением письменной речи пространственные представления изучены в меньшей степени. Актуальность проблемы свидетельствует о необходимости проведения специальной работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи, которая предполагает составление индивидуального перспективного планирования с учётом выявленных нарушений речи при логопедическом обследовании. .[7,8]
Оптическая дисграфия - связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Заменяются графически сходных рукописные буквы; зеркальное написание букв; пропуски элементов; лишние и неправильно расположенные элементы. .[11, 13]
Концептуальный подход к проблемам оптической дисграфии существенно изменился в последнее время, в связи с исследованиями о принципах переработки информации полушариями мозга. Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекции трудностей в процессе обучения требуют объективной оценки функционального развития каждого ребёнка. Однако ранняя диагностика и профилактика проводится на недостаточном уровне. [6].
Учитывая психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется коррекционную работу по устранению ошибок в письменной речи строить на основе тесной
У всех обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, наравне с нарушениями устной речи, наблюдаются и нарушения письменной речи. Такой высокий процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, обусловил необходимость разработки коррекционной программы по преодолению нарушений устной и письменной речи.
Проблема нарушений письменной речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых актуальных для специальной педагогики, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения, превращается в средство дальнейшего получения знаний обучающимися. Речевая деятельность представляет собой сложное функциональное единство, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Поэтому в понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. К нарушениям чтения и письма относятся дислексия и дисграфия. [7]
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажение и замены букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
В основе нарушений письменной речи, лежат нарушения устной речи.
У всех детей, нуждающихся в логопедической помощи, отмечается системное недоразвитие речи, а именно, несформированность всех сторон речи: лексики, грамматики, звуковой стороны речи. По мимо этого несформированными остаются артикуляционные уклады, фонематическое восприятие, активный словарь, связная речь, слоговая структура, грамматический строй речи, функция словообразования, высшие психические функции. Также наблюдаются нарушения общей и мелкой, артикуляционной моторики и т.д. Преобладающими являются акустическая, аграмматическая, артикуляторно - акустическая, оптическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, семантическая дислексия и их смешанные формы.
В связи с этим возникла идея создания программы, целью которой является:
- коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях школы с 1 по 7 класс.
Задачи:
- создать индивидуальные программы сопровождения обучающихся в соответствии с речевым заключением, по результатам обследования;
- скомплектовать группы обучающихся по однородности речевого дефекта;
- проводить систематически необходимую профилактическую и коррекционную работу с обучающимися в соответствии с их индивидуальной программой.
В результате реализации данной программы, ожидается
- повышение качественной успеваемости по предметам (письмо, чтение, развитие речи), вследствие чего количество неудовлетворительных оценок будет значительно снижено;
- повышения уровня коммуникативной функции речи;
- повышение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа определяет основные направления в работе учителя – логопеда по коррекции дисграфии и дислексии, но помимо этого каждое занятие должно включать в себя лексическую тему, упражнения на формирование и развитие мелкой и артикуляционной моторики, восприятия, развитие высших психических функций.
.Учебно-тематическое планирование по оптической дисграфии
№ п\п | Тема логопедического занятия | Кол-во часов | Сроки |
1 | Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятие цвета, формы, размера, величины | 4 |
|
2 | Работа с зашумлёнными предметами | 1 |
|
3 | Развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв | 1 |
|
4 | Развитие зрительного анализа и синтеза | 1 |
|
5 | Конструирование гласных букв | 1 |
|
6 | Конструирование согласных букв | 1 |
|
7 | Конструирование печатных букв из элементов | 1 |
|
8 | Конструирование письменных букв из элементов | 1 |
|
9 | Дифференциация расположения элементов букв | 1 |
|
10 | Реконструирование букв, добавляя элемент: из А-Л-Д, К-Ж, З-В, Г-Б. | 1 |
|
11 | Реконструирование буквы, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р-Ь, И-Н, Н-П, Г-Т. | 1 |
|
12 | Определение различий сходных букв, отличающихся одним элементом: З-В, Р-В. | 1 |
|
13 | Определение различий сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, Г-Т, И-П, П-Н. | 1 |
|
14 | Развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов | 1 |
|
15 | Пространственные представления: ориентировка в схеме собственного тела; дифференциация правых и левых частей предмета; ориентировка в окружающем пространстве; ориентировка в пространственном расположении предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе; ориентировка в пространственном соотношении между 2-3 предметами и их изображениями; ориентировка в пространстве листа. | 6 |
|
16 | Развитие зрительно-моторных координаций: простые графические диктанты; сложные графические диктанты | 5 |
|
17 | Уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; формирование временных представлений | 3 |
|
18 | Дифференциация изолированных букв о-а, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте. | 3 |
|
19 | Дифференциация изолированных букв у-и, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте | 3 |
|
20 | Дифференциация изолированных букв и-ш, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте | 3 |
|
21 | Дифференциация изолированных букв б-д, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте | 2 |
|
22 | Дифференциация изолированных букв п-т, П-Т в словосочетаниях, в предложениях, в тексте | 2 |
|
23 | Дифференциация изолированных букв л-м, Л-М в словосочетаниях, в предложениях, в тексте | 2 |
|
24 | Дифференциация изолированных букв к-н, К-Н в словосочетаниях, в предложениях, в тексте | 2 |
|
25 | Дифференциация изолированных букв ш-щ, Ш-Щ, и-ц, И-Ц, ц-щ, Ц-Щ в словосочетаниях, в предложениях, в тексте | 6 |
|
26 | Дифференциация изолированных букв З-Е в словосочетаниях, в предложениях, в тексте | 2 |
|
27 | Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах | 4 |
|
| Всего: | 60 |
|
Список литературы
- Садовникова И.Н. нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие-М.: 2 Гуманит изд. Центр ВЛАДОС”, 1997- 256с Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей и, логопедов и родителей.- М.: 5 за знания, 2005.- 128 с.
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие _М.: ТЦ Сфера, 2007.-56с.
- Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. -СПб.: КАРО, 2006.-96 с.
- Елецкая О. В., Горбачевская н.Ю. логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени: методическое пособие/ Науч. ред. О. В. Защиринская.- СПб.: Издательство 2 Речь”, 2005.-180 с.
- Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., “Просвещение”, 1972.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 336с.
- Логопедия: /Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 680с.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 224с.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.: ООО “ Аквариум –Принт”, 2006.-80с.:
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство “ ГНОМ и Д ”, 2007.-88с.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.- 3-е изд., доп.-М.: АРКТИ, 2003.-240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".
Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...
программа по коррекции оптической дисграфии
Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихс...
Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательных процессов для обучающихся по программе VIII вида
Индивидуальный образовательный маршрут...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса по теме : "Дифференциация букв И-У в слогах и словах"
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»
Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....
Индивидуальное занятие по коррекции оптической дисграфии с обучающимся 3 класса (ИН) Дифференциация букв П и Т.
Формирование умения различать звуки [П]-[Т] (на слух, по артикуляции) и букв П-Т(по написанию), совершенствование навыков языкового анализа и синтеза, уточнение и обогащение слов...
Рабочая программа учителя-логопеда: «Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста»
Программа предназначена для работы с детьми при оптической форме дисграфии. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образ...