Песочная терапия в работе учителя-логопеда.
презентация к уроку по логопедии на тему

Презентация для выступления на мастер-классе по использованию песочницы в коррекционной работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.72 МБ
Файл tekst_k_prezentatsii_master_klassa.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед Кунах Светлана Михайловна Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Слайд 2

Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно. К. Г. Юнг

Слайд 4

В чем сила песка ? • песок — очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент; • песок — демократичный материал, ведь позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать; • песок — природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, дает ощущение творца; • песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды; • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, • песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость;

Слайд 5

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия . Строя картинки из песка, придумывая разные истории, мы в наиболее органичной форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.

Слайд 6

Направления арт-терапии МУЗЫКОТЕРАПИЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ ИГРОТЕРАПИЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ИЗОТЕРАПИЯ КУКЛОТЕРАПИЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ И МНОГИЕ ДРУГИЕ

Слайд 7

История метода Метод песочной терапии берет начало в 1929 году, когда английский детский психотерапевт М.Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала огромное значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира». Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским терапевтом Дорой Кальфф . Она дополнила технику Ловенфельд психоаналитическим подходом. Благодаря работам Кальфф песочная терапия была представлена в качестве составной части аналитического процесса, формой выражения метода «активного воображения».

Слайд 8

Использование песочной терапии на логопедических занятиях помогает в работе с любыми темами -игры на развитие фонематического слуха, -коррекции звукопроизношения, - по развитию связной речи, -по развитию грамматического строя речи, - во время обучения чтению и письму, -во время работы над разнообразными понятиями (овощи, мебель, посуда и др.). -В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

Слайд 9

Показания к применению Метод песочной игры подходит для детей от трех лет, применяется для работы с проблемами: • Трудности в общении • Взаимоотношения детей и родителей • Кризисные ситуации (развод, переезд и др.) • Психологические травмы • Расстройства настроения • Страхи, тики, навязчивости и др. расстройства • Проблемы поведения (агрессия и др.) - Помимо общепринятых направлений используется для коррекции нарушений устной и письменной речи у детей.

Слайд 10

ПРИНЦИПЫ ПЕСОЧНОЙ ИГРОТЕРАПИИ - Основной принцип игр на песке — создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Реализация этого принципа позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. -Еще один принцип — реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов .

Слайд 11

• Присоединение к ребенку • Искренняя заинтересованность, заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. • Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.

Слайд 12

Что нужно для игры в песок?

Слайд 13

Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 Текст к презентации мастер класса

Добрый день, уважаемые  коллеги!

Сегодня мы поговорим  с вами о песке. Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Сл.3

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Сл.4

Чем же так хорош песок.

песок — очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;


• песок — демократичный материал, ведь позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать;

• песок — природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, дает ощущение творца;


• песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;

 • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях,


• песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость;

Сл.5

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение песком.

Сл.6

  Что такое арт терапия я останавливаться подробно не буду. В двух словах это лечение искусством. Направлений арт терапии сейчас много и психологам они все хорошо известны и применяются на практике, принося положительные результаты. И мы логопеды взяли на вооружения некоторые виды или элементы от этих методик.

Сл.7

Метод песочной терапии берет начало в 1929 году, когда английский детский психотерапевт М.Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала огромное значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира». Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским терапевтом Дорой Кальфф. Она дополнила технику Ловенфельд психоаналитическим подходом. Благодаря работам Кальфф песочная терапия была представлена в качестве составной части аналитического процесса, формой выражения метода «активного воображения».

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

Но как известно все новое – хорошо забытое (или незабытое) старое. Все мы знаем как полезно рисовать пальчиками на манке, перебирать мелкие предметы, сравнивать тактильные ощущения, ощупывая  разные по структуре поверхности. Все это нам дает применение игр с песком на наших коррекционных занятиях.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.

Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук.

С помощью песочницы мы можем проводить игры на развитие фонематического слуха. Например: Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук.

Можно работать над звукопроизношением. Например: При автоматизации свистящих, шипящих мы можем произносить корригируемый звук одновременно с движением пальчиков или ладошек по песку (ползет змея, едет велосипед. Звук Р – едет машина)

Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: 
предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили); 
наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Для развития связной речи песочница представляет собой множество вариантов. Это и рассказы по только что созданной картине, по построенной волшебной стране и разыгрывание сказок  и т.д. В общем  применения песочницы могут ограничиваться только вашей фантазией.

Сл.9.

Использовать песок можно с детьми начиная с 3 летнего возраста.

Сл.10

-Основной принцип игр на песке —  создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Реализация этого принципа позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

Сл.11.

Как показывает практика включение игр с песком в занятия приносят положительные результаты в коррекции речевых нарушений. Ребенок с большим интересом идет на занятие.

Сл.12

Что нам нужно для занятий? Это всевозможные мелкие игрушки, камушки, ракушки, защищенные карточки, конструктор и т.д.

Сл.13

И в заключении хочу добавить. Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.

Сл.14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Слайдовая презентация песочная терапия в работе учителя логопеда...

Использование песочной терапии в работе психолога

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным ...

Песочная терапия в работе с аутичными детьми

В статье рассматриваются возможности использования различных техник песочной терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Речь идет о работе с сухим, мокрым и цветным песко...

Су-Джок терапия в работе учителя-логопеда

Су-Джок терапия в работе логопеда...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМ ЗВЕНОМ.

Сопровождение в начальном звене, гармоничное развитие младшего школьника. Работа с песком гармонично встраивается в работу психолога....

Су-джок терапия в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ.

Су-джок терапия в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ.Современная система образования неуклонно требует от педагогов оптимизации, и модернизации всего педагогического процесса .В настоящ...