Такие разные дети
статья по логопедии на тему

Груздева Юлия Вячеславовна

Каждый ребенок индивидуален. Задача педагога правильно организовать учебный процесс, применять дифференцированный подход к воспитанию и обучению школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruzdeva_yu.v._takie_raznye_deti.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Груздева Юлия Вячеславовна

 ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района

Санкт-Петербурга

Такие разные дети

           Каждый ребенок индивидуален. Есть ученики, которым удается усвоить учебный материал  с первого раза, но есть и дети, у которых  наблюдается нарушение познавательных процессов.   Когнитивные  процессы - это психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. К ним относятся внимание (произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности), ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление и речь. На основе психических процессов происходит формирование  знаний умений и навыков.  Если эти процессы недостаточно сформированы, то у школьников  возникают проблемы в обучении. К этой категории детей относятся гиперактивные дети. «Гипер...» (от греч. hyper — «над», «сверху») — составная часть сложных слов, приставка, обозначающая чрезмерное  повышение, увеличение чего-либо. Слово «активный» от латинского «activus»  означает «действенный, деятельный». В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач- невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости детям с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) назначается медикаментозное лечение. Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным.  К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная  двигательная  активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении. Поэтому педагогам необходимо использовать в работе различные приемы: общение, опору на модальность восприятия каждого ребенка. Не просто оперировать педагогическими и дидактическими приемами, а оперировать наблюдениями, исходить из ситуации развития ребенка. Применять  дифференцированный и индивидуализированный подход к воспитанию и обучению школьника. Использовать в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Для смены деятельности полезно использовать «Пальчиковые игры» из  книги  М. С. Рузиной  «Страна пальчиковых игр». Педагог начинает игру  с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут «превращаться» то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Проводит несколько игр, например «Многоножки», «Двуножки», «Слоны» и др. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы на каждой из частей, внося необходимые коррективы. Необходимо создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Использовать физкультминутки. Быть экспрессивным педагогом. Снизить требования к аккуратности в начале работы,  чтобы сформировать чувство успеха. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. Предоставлять ребенку возможность выбора.

Список литературы

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И.Селиверстова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,1997.
  2. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр.- М.: Просвещение, 1979.