"Автоматизация звука [р] в слогах, словах, фразах"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Гафарова Медине Казимовна

В конспекте логопедического занятия пердставлен материал по автоматизации звука Р в слогах, словах и фразах. В игровой форме рекомендуется проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Подобранные дидактические игры, направлены не только на автоматизацию звука, но так же на развитие внимания, мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx228.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Автоматизация звука Р в слогах, словах, фразах.

Цель: упражняя в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и фразах; развивать фонематическое восприятие; закрепить умение определять наличие и место звука [р] в словах; развивать целостность восприятия, память, мелкую моторику; формировать положительную мотивацию на занятии; воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Тип занятия: закрепление пройденного материала

Оборудование: «конфетки» со слогами, предметные картинки, сюжетная картинка, листочки с нарисованными домиками, цветные карандаши, тарелочки с манной крупой.

Ход занятия

Организационный момент

1. Подготовка детей к занятию.

2. Актуализация опорных знаний.

Логопед: - Сегодня к нам пришла посылка. Догадайся, от кого она. Вот загадка:

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это? …. (Буратино)

- Послушайте, какой звук я выделила: Бур-р-р-ратино? ([р]). Какой это звук? (Твердый согласный, звонкий)

3. Сформулировать тему и цели занятия.

Тема нашего занятия «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, фразах». Сегодня мы будем стараться правильно произносить этот звук.

Основная часть

1. Подготовительные артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика – «Сказка о язычке».

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам (упр. «Часики» – улыбнуться, открыть рот, двигать языком то к левому, то к правому углу рта 2-3 раза). Проснулся язычок и пошел чистить зубки (упр. «Чистим  зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка водить влево-вправо за нижними зубами, а потом за верхними зубами 2-3 раза). Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Напек он себе блинов (упр. «Блинчик»  – улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно 2-3 раза). Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье, испачкал верхнюю губу. Надо ее аккуратно облизать (упр. «Вкусное варенье» – улыбнуться, не закрывая рта, облизнуть верхнюю губу широким кончиком языка сверху вниз 2-3 раза). Хорошо позавтракал язычок! Вышел на улицу: резвился, кувыркался (упр. «Катушка» - выгнуть вверх и продвинуть вперед спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам 2-3 раза).  Увидел язычок высокие качели, начал раскачиваться (упр. "Качели" - широкий кончик языка поднимается за верхние зубы 2-3 раза). Слез язычок с качелей, видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться. Сел на лошадку и поскакал (упр. «Лошадка» - поцокать, с силой прижимая язык к нёбу 2-3 раза). Устал язычок, решил вернуться домой.  Вернулся домой, почистил зубки и лег спать.

2. Пальчиковая гимнастика.

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз – два – три – четыре –

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мышки вон.

3. Закрепление правильной артикуляции звука Р.

Логопед: Вспомните, пожалуйста, при каких условиях получится правильный и красивый звук [р]?

- Губы растянуты в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка поднят к альвеолам, края языка прижаты к боковым зубам. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать.

Изолированное произношение звука хором и индивидуально.

– Как рычит тигр? (Р-р-р-р)

4. Автоматизация звука [р] в слогах. Дидактическая игра «Шоколадные конфеты».

Логопед: Буратино хочет угостить нас конфетами. Угоститесь конфетами и прочтите слоги, написанные на них

            

   

5. Развитие фонематического восприятия. Дидактическая игра «Подарки»

Логопед: Друзья подарили Буратино много подарков. Назовем все подарки и определим положение звука [р] в слове: в начале, в середине или в конце слова.

Подарки (картинки): ракета, пирамида, робот, барабан, самовар, расческа, парусник, паровоз, веер.

- Пора нам размяться.

6. Физминутка.

- Произнесите чистоговорки и выполните движения, которые я покажу.

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра – глубокая нора.

Ро-ро-ро – мы нашли перо.

Ру-ру-ру – скачет кенгуру.

Ры-ры-ры – укрылись от жары.

7. Автоматизация звука [р] в словах. Дидактическая игра «Фотография»

- Буратино хочет показать вам интересную фотографию, на ней его друг Рома. Посмотрите внимательно на фотографию и назовите предметы, в названиях которых есть звук [р].

8. Дидактическая игра «Укрась домик»

Логопед: Буратино просит нас помочь ему. Он своим друзьям хочет подарить красивые домики. А для этого их нужно раскрасить. Раскрашивать можно только те части дома и двора, в названии которых есть звук [р]. Найдите эти части дома и двора и назовите их. Давайте подумаем, какими карандашами можно раскрасить дом (красный, оранжевый, розовый, серый, черный). Расскажите, что и какими карандашами вы раскрасите. Например: Я раскрашу трубу красным карандашом.

Словарь: труба, рама, крыша, ворота, забор, ручка на двери, порог, веранда, дорожка к дому, окно на чердак, форточка.  

9. Рефлексия. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Ребят, если вам было интересно, то нарисуйте пальчиком на крупе веселый смайлик, если нет, то грустный.

                                              

Итог занятия

- С каким звуком мы работали? Чему вы научились на занятии?

- Повторите чистоговорки:

Ра-ра-ра – радуется детвора.

Ры-ры-ры – шары в руках у детворы.

Ру-ру-ру – в цирке тигры, кенгуру.

Ра-ра-ра – до свидания, детвора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Индивидуальное логопедическое занятие в 3В классе. Тема: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, фразах, тексте".

Цели:  Коррекционно-образовательные: уточнить изолированное произношение звука Р;закрепить правильное произношение звука Р в  слогах, словах, фразах, тексте;совершенствовать грамматический с...

Индивидуальное логопедическое занятие во 2 «Б» классе. Тема: «Приключение Буратино». Автоматизация звука (Р) в слогах, словах, фразах, тексте.

Цели: автоматизация звука «Р» в слогах, словах, фразах, тексте  посредством использования логопедических игр.Коррекционно-образовательные: ·...

Автоматизация звука [З] в слогах, словах с прямым слогом

Автоматизация звука [З] в слогах, словах с прямым слогом. Закрепляем произношение звука з в слогах, словах с прямым слогом, помогая медведю собирать малину....

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях. Автоматизация звука в самостоятельной речи. Работа над интонацией

Открытый урок в коррекционной школе для детей с нарушением слухаПодготовила: педагог-сурдолог Байцаева Л.В.г. Владикавказ, 2019 г.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах,  чистоговорках и предло...