Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС. Работа логопеда над правильным речевым дыханием.
статья по логопедии на тему

Федосова Екатерина Александровна

Для школьников и их родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:


Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС

Работа логопеда над правильным речевым дыханием

Специалистам известно о тесной взаимосвязи процесса артикуляции с голосообразованием и дыханием. Коррекция речи предполагает одновременную работу по всем этим трем направлениям.

Нормализация речевого дыхания должна проводиться в определенной последовательности:

1 этап Сначала мы должны воспитать у ребенка правильное диафрагмально-реберное дыхание. Эта работа проводится по подражанию, а в качестве контроля выступает собственная ладонь ребенка.

2 этап Чтобы закрепить навык правильного диафрагмально-реберного дыхания и  развить умение осуществлять легкий, короткий речевой вдох и длительный, плавный речевой выдох, логопед проводит с ребенком упражнения по дифференциации (различению) носового и ротового вдоха и выдоха. Эти упражнения тренируют также ритм речевого дыхания, с кратковременной обязательной паузой после выдоха. Например: - вдох и выдох через рот; - вдох через рот, выдох через нос; - вдох через нос; - вдох через нос, выдох через рот.

3 этап Выполняя специальные упражнения, логопед работает над формированием длительного и плавного речевого выдоха. Задания постепенно усложняются: сначала мы тренируем речевой выдох на материале отдельных звуков, потом — слов, словосочетаний, коротких фраз, стихотворений, текстов. Вначале ребенок выполняет упражнения с опорой на контроль ладонью, потом — без такой опоры.

Все задания обязательно предлагаются ребенку в игровой форме, выполняются упражнения по подражанию или по словесной инструкции логопеда.

Примерные упражнения для формирования правильного речевого выдоха «Топор» Ребенок ставит ноги на ширину плеч, руки опущены вниз, а пальцы рук сцеплены в «замок». Задание: быстро поднять руки и быстро вдохнуть, затем наклоняться вперед и, медленно выдыхая, произнести: «Ух!» «Гуси» Предлагаем ребенку быстро поднять руки через стороны вверх и сделать быстрый вдох. Медленно опуская руки, плавно выдыхаем и произносим «Га-га-га».

Можно использовать любые звукоподражания: «Кар» — ворона, «Мяу» — кошка и пр. «Зоопарк» Каждый ребенок выбирает, каким животным он будет. Логопед ходит по зоопарку, называет животное, а ребенок произносит соответствующее звукоподражание на плавном и длительном выдохе. «Немое кино» Логопед беззвучно произносит какой-нибудь гласный звук. Ребенок должен угадать, что это за звук и произнести его вслух на длительном и плавном выдохе.

4 этап Проводится работа по формированию направленной воздушной струи. Так как при произношении значительного количества звуков требуется правильный выход воздушной струи через середину ротовой полости и в её образовании принимают участие щеки, язык и губы, то обязательно при проведении работы по развитию артикуляционной моторики параллельно проводим работу по формированию направленной воздушной струи.

 Для каждого упражнения по формированию направленной воздушной струи подбирается картика-образ. Упражнения выполняются по подражанию и по словесной инструкции. Упражнения для формирования направленной воздушной струи «Худышка» Картинка-образ: худенький мальчик со впалыми щеками.

Выполнение: приоткрыть рот, губы сомкнуть, на счет втягивать щеки внутрь. 5-7 раз. «Толстяк» Картинка-образ: полный мальчик с толстыми щеками. Выполнение: Предлагаем надуть щеки и, плотно сомкнув губы, удерживать воздух в течение 15-20 секунд. Повторять 3-5 раз. «Дудочка» Картинка-образ: дудочка.

Выполнение: Узкий язык высунуть вперед, слегка касаясь краев стеклянного пузырька. Стараться дуть на кончик языка так, чтобы раздался свист — играет дудочка. «Пропеллер» Картинка-образ: вертолет с пропеллером. Ребенок растягивает губы в улыбке, длительно выдыхает. Указательным пальцем ребенка двигать быстро-быстро из стороны в сторону перед губами, рассекая воздух, чтобы слышался звук пропеллера. «Снежинка» Картинка-образ: снежинка.

Ватный (или бумажный) шарик кладется на ладонь ребенка. Ребенок делает длительный плавный выдох, стараясь сдуть «снежинку» с ладони. Следить, чтобы щеки при этом не раздувались.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в соответствии с ФГОС "Множители. Произведение."

Урок разработан для 2 класса УМК "Перспектива". На уроке используются различные формы работы: письменная, устная, фронтальная, работа в парах....

"Современные подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС" Выступление на районном методическом объединениии начальных классов

Доклад о нормах и требованиях,определяющих обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основных требованиях к...

Методическая разработка. Внеучебная деятельность в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

В методической разработке описана организация внеучебной деятельности в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка образовательной деятельности "Подарок для родного города!"

Методическая разработка образовательной деятельности: "Подарок для родного города!". Образовательная область «Познание». Примерная образовательная программа дошкольного образован...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию (основы финансовой грамотности) по теме: «Что такое реклама».

       В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную ...

Современные подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС

Современные подходы к организации образовательной    деятельности в соответствии с ФГОС...

Методическая разработка. Игра «Колючие ладошки». Нейропсихологический подход в работе логопеда.

Работая логопедом, я наблюдаю, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевания, у них наблюдается наруш...