Разработки подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий для учащихся начальных классов.
план-конспект по логопедии на тему


Предварительный просмотр:

Разработка группового занятия для учащихся 2 класса  по теме:

                                         «Звуки  [ш] - [ж] »

 Цели:

 учить учащихся различать звуки [ш] и [ж] по признаку звонкости —

 глухости в составе  слов;

 закреплять звукобуквенную связь;

 упражнять в звукослоговом анализе слов;

 упражнять в интонационном выделении звуков.

Оборудование: карта Шарарама,

Ход    занятия

Логопед: Сегодня мы  совершим увлекательное путешествие  в Шарарам с нашими друзьями- Смешариками. Посмотрите на карту нашего путешествия. Нам предстоят необыкновенные приключения, а  Крош и Ёжик будут нашими провожатыми в этом путешествии.

Итак, в самом начале пути нам предстоит полет на воздушном шаре. Чтобы добраться до поляны,где нас ждет воздушный шар,нам необходимо ответить на вопросы.

 Послушайте слова: «шар», «жар».

— Одинаковые они или разные?

— Что обозначает слово «шар»?

— Что обозначает слово «жар»?

— Чем по звуковому составу они отличаются?

— В слове «шар» на первом месте стоит звук [ш], а в слове «жар» на первом месте стоит звук [ж].

— Назовите эти звуки, ([ж], [ш])

— Произнесите звук [ш] перед зеркалом.

— Произнесите звук [ж] перед зеркалом.

— А теперь положите тыльную сторону ладони на шею и произнесите звуки [ш] и [ж] поочередно несколько раз.

— Чем отличаются звуки [ш] и [ж] между собой.

— Звуки [ш] и [ж] отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса. Звук [ж] произносится с голосом, это звонкий звук. Звук [ш] произносится без голоса, это глухой звук.

— Произнесите еще раз звук [ж] и послушайте, как он напоминает «жужжание» жука. И буква «Жж» похожа на жука.

— Произнесите еще раз звук [ш] и послушайте, как он напоминает шум ветра. Звук [ш] обозначается буквой «Шш».

Вот и  в именах наших друзей есть звуки Ж и Ш.Скажите в какой звук вы слышите в имени Крош? а в имени Ёжик?

Задание 1. Крош и Ёжик предлагают поиграть нам в мяч, но с таким условием: я кидаю вам мяч и произношу слово, а вы в этом слове меняете звук Ш на звук Ж и возвращаете мне мяч с получившимся словом.

Работа с парами слов: Шаль — жаль, шить — жить, шалость — жалость, уши — ужи, крушить — кружить, Саша-сажа, Луша- лужа, тушить-тужить ,шесть-жесть, вышивать-выживать.

Итак, все готово к полету .В  путь! Пролетая, над желтой поляной, до нас доносятся разные слова .

        Задание 2. Послушайте внимательно эти  слова. Положите руки на парту. Если услышите в слове звук Ж –сожми кулаки, а если услышишь звук Ш- разожми ладони, а если в слове оба звука одну ладонь сожми  в кулак, а другую ладонь разожми.

Слова:школа,пирожок,галоши,шажок,жаба,штукатурка,жилет,джинсы,ножницы,крыша,

кожа,лыжи, шутка, башня, кружево ,женьшень, снежинка, лошадь, жираф, шаржи.

       Вот мы и прилетели на поляну,где нас ждет Нюша. Она очень хочет с нами  отправиться в гости к  Лосяшу ,но Нюша еще не сделала домашнее задание и просит нас о помощи Поможем ,ребята?

Задание 3.. Работа с карточками.

— Вставьте недостающие слоги «ша» или «жа».

ка...

ми...

лап...

мы..та

лу...

да...

 кры...

е...та

лу...

са...

бар...

кало...

ко...

ло...

па...

сту...

Ма...

лы...

сар...

ку..ет

— Вставьте недостающие слоги «жи» или «ши». Помните правило о правописании «жи» и «ши».

мы...

кры...

поло...

ма...на

лы...

вож...

дока...

дю...на

но...

ска...

напи...

лу..ца

пи...

стри...

клави...

ма..нист

— Вставьте недостающие слоги «жу» или “шу”

ви...

сту...

воро...

ми...ра

но...

 г ля...

поло... с

на., .мел

пи...

ска...

нака...

пи...щая

си...

ска...

напи...

вя...щая

ре...

спе...

дока...

...мели

ле...

ело...

дер...

..равли

Вставьте недостающие слоги «жок» или «шок».

ме...

пу...

пры...

лу...

малы...

пиро...

утю...

вер...

творо...

 лапу...

сто...

сап...

сне...

пету...

сти...

пасту..

кру...

фла...

  Л.:  Смешарики как и вы быстро справились  с заданием и теперь им предстояло приключение в сказочном лесу, где их ждала Совунья .И вот по дороге к своей  подруге наши друзья забрели в лесную школу,где работал Лосяш.Его два нерадивых ученика написали словарный диктант ,в котором сделали очень много ошибок. Давайте проверим их работу и исправим ошибки.

Задание 4.(на доске) Игра«Ты учитель».

Исправь ошибки у нерадивого ученика и объясни ему правописание этих слов.

    Гараш,камыш,чертёш,экипаш,ёрш,мираш,ладшыж,пейзаш,шалаш,детеныж,этаж,манеш,карандаш,морш,ковш,крепыш,сторош.

 Л.:Задание выполнено ,можно отправляться  дальше. Лосяш предложил  Смешарикам,      взять для Совуньи в подарок  свиток с мудрыми пословицами и поговорками, но прежде чем их правильно прочитать, нужно раскрыть скобки.

Задание 5. Раскройте скобки.

Метил в луко(ш,ж)ко, а попал в око(ш,ж)ко. Не бывать сосновой ши(ш,ж)ке на рябине. Не нашел гусь зерны(ш,ж)ка, глотает и каме(ш,ж)ки. Утка в юбке, селезень в сере(ш,ж)ках, курочка в сапо(ш,ж)ках. Дорога ло(ш,ж)ка к обеду. Не спрашивай у ко(ш,ж)ки лепе(ш,ж)ки. В наряде хоро(ш,ж), а без него на пень похо(ш,ж). Ко(ш,ж)ке игру(ш,ж)ки, а мы(ш,ж)ке — слезки. С миру по нитке — голому руба(ш,ж)ка.

Объясните, как вы понимаете значение этих пословиц и поговорок.

Вот и дом гостеприимной Совуньи .Мы знаем ,что Совунья любит зарядку. Она предлагает нам вот такую разминку для рук: 

Развитие мелкой моторики

Пила”. Пиление ребром ладони одной руки тыльной стороны кисти другой руки.

Пили, пила, пили, пила
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем.

“Утюг”. Пунктирными движениями вперёд-назад, смещаем кожу на один сантиметр, продвигаясь к лучезапястному суставу.

Утюгом разгладим складки
Будет всё у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ёжику и мишке.

А потом Совунья  загадала своим друзьям загадки:

Задание 6.

«Весёлая компания, удвой своё внимание!!!»

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты дружок, не торопись,

 На крючок не попадись!

Ходят по клеточкам конь и ладья,

Ход свой победный готовит … (не судья, а шахматист)

Вот уж готово пышное тесто –

Вкусно накормит внуков … (не невеста, а бабушка)

Косточек горы, а в чашках всё пусто,

Съедена с сахаром мигом … (не капуста, а вишня)

А у нас, чуть раньше срока,

Родила котят … (не сорока, а кошка)

В огороде, в старом баке,

Громко квакают… (не собаки, а лягушки)

Л.: Гости, веселясь на празднике, придумали интересную игру.

Задание  7.Прочитате предложения. Исправьте  смысловые ошибки, заменив данные  в скобках слова анаграммами. Запиши новые предложения.

Образец: Незнайка надел новую (пляшу).-Незнайка надел новую шляпу.

Шустрая (камыш) юркнула в норку.

Оркестр играет на площади (шрам).

Дети, тише: не надо (лишать).

Я  (живу) в небе луну  и звёзды.

У машины на дороге лопнула (наши).

В реке плавают колючие (реши).

Пожарный (шутит) пожар.

Надо  не (желать) на диване, а работать .

Итог занятия:

- Вот и закончилось наше путешествие!

- Какие звуки мы учились различать?

-Какими буквами обозначаются эти звуки?

-  Какие слова со звуками  Ш и Ж вы запомнили?



Предварительный просмотр:

Разработка группового  логопедического занятия для учащихся 1 класса.

Тема: Составление рассказа-описания по предметным картинкам путем сопоставления двух предметов(тюльпан,василек)

Цель: составить   сравнительное  описание   тюльпана и василька  по предметным  картинкам    с  элементами  диалога.

Задачи:

  • Составить  рассказ-описание   по  предметным картинкам.
  • Выработать  навык сравнения  двух предметов по картинкам, подмечая сходство и различия .
  • Повторить и расширить  словарь по теме «Цветы».
  • Словообразование,введение в речь и  согласование с существительными прилагательных(от слов луковица,василек,лекарство).
  • Расширить словарь прилагательных, используемых в описании  цветов.
  • Закрепить  навык  диалогической  речи у детей.

Оборудование: предметные картинки с  изображением  тюльпана,  василька,  букета из тюльпанов  ,  венка из васильков;    живые цветы ( тюльпаны);  игрушечные телефоны.

Ход занятия:

Введение  в тему:

Л.:  Ребята, какое время года  сейчас?   Дети:  весна.

Л.: Правильно. А вы замечали , что уже  проснулись и зацвели первые весенние цветы?  

СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ПОГОВОРИМ О ЦВЕТАХ.

Основная часть занятия.

Л:   Как вы думаете, как называются цветы, которые просыпаются и радуют нас  самые первые?

 Д.:ПЕРВОЦВЕТЫ.

Л: Какие первоцветы вы знаете?

Д: Подснежники,крокусы,нарциссы,ландыши,тюльпаны.(слайд  2)

Л.: А знаете ли вы , что большинство первоцветов  вырастают из луковицы, которая спит в земле всю зиму и отогретая первым весенним солнцем  дает  росток, который потом становится прекрасным весенним цветком?

Л: Скажите, пожалуйста, а как называются цветы , которые вырастают из луковицы?

Д.: ЛУКОВИЧНЫЕ.

Л.: Какие еще луковичные цветы  вы знаете?

Д.: Нарциссы,  ландыши, тюльпаны. (слайд 3)

Л: Давайте посмотрим на наши картинки. На одной из них изображен тюльпан, а на другой – василёк. Я смогла найти для нашего занятия  только один из этих цветов- тюльпан, а василек- нет. Как вы думаете ,почему?

Д.: Потому что васильки цветут  летом.

Л.: Сегодня мы с вами будем сравнивать эти два цветка: тюльпан и василек.                                          И начнем наше   сравнение с корней . Как вы считаете, какой из этих корней - корень тюльпана, а какой корешок василька?(вызвать ребенка).

Д: У  тюльпана корень-луковица, а у василька  корень  стержневой,длинный .

Л.:  Как называется  эта часть цветка?(показывает на стебель)  .    

 Д: стебель.

Л.: Давайте сравним стебель тюльпана и василька. У  тюльпана стебель какой?    

Д.:  У тюльпана стебель толстый , сочный, хрупкий.

(Дать  детям живой тюльпан,чтобы они попробовали сломать стебель ,убедиться в том, что он хрупкий и сочный)

Л.: А у василька стебель какой?  

Д.: У василька стебель тонкий,шершавый,жесткий, крепкий.

На стебле у василька могут быть ответвления с бутончиками.( похож на кустик.)

( Если дети  затрудняются, то можно подсказать: «Вы когда- нибудь пробовали сорвать василек? Это легко сделать или трудно? А почему? Потому что стебель василька очень прочный ,сломать его очень трудно.»)

Л.: Теперь обратите внимание на листья тюльпана и василька. Какие листья у тюльпана?(слайд 5)

 Д.: У тюльпана листья  крупные, широкие, гладкие. (Какие по форме?)- продолговатые.

Л.:А у василька листья, какие?

Д.: У василька листья мелкие, тонкие, продолговатые, узкие.

Л.: Давайте посмотрим на самую красивую часть цветка- головку. Что  можно сказать о лепестках наших цветов?  У  тюльпана  какие лепестки? (слайд 6)

Д.:У тюльпана лепестки   крупные,  ровные, гладкие, прижаты друг к другу, красного цвета.

Л.: Как вы думаете, тюльпаны бывают  только красного цвета?

Д.: Нет. Тюльпаны бывают желтые, розовые, оранжевые, фиолетовые, белые, пестрые.(слайд 7)

Л.:А какие лепестки у цветка  василька?

Д.:  А у  василька  лепестки   мелкие, резные, как - будто  собраны в одну корзиночку ,   синего цвета.

Л.:А знаете ли вы ,что ярко-синий цвет называют еще  по-другому? И это название появилось потому, что  это цвет василька? Как вы думаете, как называется такой цвет?(слайд 8)

Д.:ВАСИЛЬКОВЫЙ.

Л.: Давайте понюхаем тюльпан. Пахнет он или нет? Вспомните,  пожалуйста, пахнет  ли   василек?

Д.:  Тюльпан пахнет, а василек не пахнет.

Л.:Давайте с вами повторим, когда цветет  тюльпан?  И когда цветет василек?(слайд 9)

Д.: Тюльпан цветет- весной, а василек цветет- летом.

Л.: Где растет тюльпан ? А где растет василек? (слайд 10)

Д:.. А тюльпан растет в садах.    Это садовый цветок.

 Василек растет в полях   и поэтому называется полевым цветком

(Л.: Если василек растет в поле, то это какой цветок? Д.: ПОЛЕВОЙ)

Л.: Давайте с вами подумаем , как и где  используются наши цветы?

Д. : Из тюльпанов делают букеты. Тюльпаны  выращивают на  клумбах. Весной ими украшен  наш город. (слайд 11, 12)

Из васильков можно сплести венок, они радуют нас летом, когда цветут на полях. Из  василька делают лекарство .Василек-  ЛЕКАРСТВЕННОЕ  растение.

 Игра «ЦВЕТОЧНЫЙ  МАГАЗИН»

I ЭТАП (диалог)

Играют два человека: один -Покупатель, другой- Продавец. Покупатель звонит в магазин ,чтобы заказать букет из цветов, название которых он забыл. Продавец  расспрашивает его все об этом цветке, Покупатель отвечает на его вопросы. Продавец  должен понять, о каком цветке идет речь. Здесь ответы и вопросы  постоянно чередуются друг с другом.

(слайд 13)

Вопросы Продавца  к  Покупателю:

-Когда цветет  цветок ,который вы хотите заказать?                                                                                          -Какой корень  у этого цветка?                                                                                                                                   -Опишите мне стебель цветка.                                                                                                                                    -Какие у него листья?                                                                                                                                                    -Расскажите мне о чашечке цветка.Какой фомы лепестки?                                                                              -Какого он цвета?Бывает ли он другого цвета?     -Он пахнет?                                                                                                                                                            -Когда цветет этот цветок?      -Где растет?     -Как он используется?

II  ЭТАП (Рассказ- описание)

(слайд 14)

Покупатель   подробно  описывает и рассказывает все , что знает о цветке(описывает части цветка, цвет, форма ,величина ,запах). Продавец  может задавать уточняющие вопросы.(Где растет? как используется? и т. д.)

Логопед  дает образец  игры с одним из  детей. Дети играют парами.

Подведение  итога .

Мы  с вами сегодня рассматривали картинки с изображением двух цветков- василька и тюльпана, сравнивали их т.е. находили их сходства и различия .Узнали не только о том, как выглядят  эти цветы, но научились их описывать. Атак же вспомнили когда цветут, где растут и как используются эти  цветы.    Итак, давайте еще раз  сравним   героев  нашего  занятия.

   (Слайд 15).

 Что общего между  нашими «героями»? Они цветы.А значит,у них одинаковое строение.     Оба они имеют корень,стебель ,листья и чашечку цветка.   А чем же различаются наши цветы?

Тюльпан цветет весной, а василек –летом.                                                                                                           У  тюльпана корень-луковица,это луковичное растение.А  у василька  корень  стержневой, длинный . У тюльпана стебель толстый , сочный, хрупкий. А у василька стебель тонкий, шершавый, жесткий, крепкий. У тюльпана листья  крупные, широкие, гладкие,продолговатые.    А  у василька листья мелкие, тонкие, продолговатые, узкие.                                                                                У   тюльпана лепестки   крупные,  ровные, гладкие, прижаты друг к другу, красного цвета.              А  у  василька  лепестки   мелкие, резные, как - будто  собраны в одну корзиночку ,синего  , василькового цвета. Тюльпан пахнет, а василек не пахнет. Тюльпан растет в садах.  Это садовый цветок.  

А василек растет в полях   и поэтому называется полевым цветком.  Из тюльпанов делают букеты. Тюльпаны  выращивают на  клумбах.                          А  из  васильков можно сплести венок, они радуют нас летом, когда цветут на полях. Из  василька делают лекарство.

           МОСКОВСКИЙ    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КОНСПЕКТ    ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  ДЛЯ      ДЕТЕЙ   С   ОБЩИМ    НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ   ДОУ №1787    ПО ТЕМЕ: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА- ОПИСАНИЯ  ПО ПРЕДМЕТНЫМ КАРТИНКАМ     ПУТЕМ СОПОСТАВЛЕНИЯ ДВУХ ПРЕДМЕТОВ»

                                                                                                        Слушательницы ФПС «Логопедия»

                                                                                                         Сидоровой  О.А.

                                                                                                         Методист:  Кроткова Л.А.

                                                                                                         Учитель-логопед:  Шабанова Л.В.

                                                                Москва 2010



Предварительный просмотр:

Тема: Образование слов с помощью приставок.(3 класс)

Цель: Практическое овладение учащимися способами образования слов с помощью приставок.

Задачи:

  • формировать представление о словообразующей роли приставки, её семантическом  значении;
  • упражняться в практическом образовании, употреблении и написании слов с приставками;
  • развивать связную речь: учить составлять предложения ,используя слова с приставками, связывая их в единый рассказ;
  • развивать внимание, память, мышление, речевую активность.

Материал: карточки,  таблицы, деформированные слова, тетради.

                                              ХОД     ЗАНЯТИЯ.

  1. Оргмомент.(Слайд 2)

Пальцевая гимнастика с речевым сопровождением:

Одно,сознайтесь ,дело ЕХАТЬ,

Другое- в гости к нам  ПРИехать,

Еще другое- НЕДОехать

Или потом совсем  Уехать.

Приставки ПРИ,и ПРЕ,и ОТ,

ЗА,С,В,ПЕРЕ,ПОД. (Т.Г.Визель)

  1. Основная часть занятия.

 1.Работа с карточками.

Л.:– Прочитайте слова, выделите какая часть слова одинаковая?
    – Какая разная?
    – Назовите приставки в ваших словах, отметьте графически и запомните их.

(Каждый ученик читает свои слова и отвечает на вопросы логопеда).

выучить          влетел               пришить                                                                           заучить           слетел               вышить               
обучить           подлетел          зашить                                                                                             научить           взлетел             ушить                   
приучить        налетел             подшить               

выходить                перенести           отдать                                                                          переходить             вынести              передать                                                                                    заходить                 занести                подать                                                                           уходить                   унести                 раздать                                                                                обходить                 отнести                издать

Л.: Таким образом, мы с вами еще раз убедились, что приставки находятся перед главной частью слова и меняют его значение.

2.Четко почитайте слова:

Допиши ,перепиши, спиши ,выпиши ,опиши, подпиши ,надпиши, попиши.    (Слайд 3)        

 Л.:Выбери из данных слов подходящие по смыслу и впиши их в предложения в нужной форме. (Слайд 4)

Плохо выполненное задание надо…………….

Упражнение с учебника можно………………….

Новую тетрадь надо………………………………

Из текста слова с безударной гласной нужно………………….

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

3.Л.:Сходны или различны по значению приставки в этих словах?(устно)

А).Придвинул- пододвинул              искупал-выкупал

Вымазал- измазал                               построил-выстроил

Выгладил- отгладил                           напугал-испугал

Б). Слайд 5. Какими приставками (за-,от-) можно выразить начало,а какими-конец действий, обозначенных данными ниже глаголами:   гремел,сиял,шумел,стучал,цвёл,смеялся. Напишите получившиеся слова в два столбика.

4.Физминутка «Игра с мячом»

– Назовите слова-антонимы!

Логопед:                            дети:

зашел            -                      вышел
залез               -                    слез
подбежал         -                  отбежал
приехал             -                 уехал
залез                   -                вылез
запрыгнул           -               спрыгнул
подплыл               -             отплыл
залетел                   -            вылетел
принес                     -           унес
налил                        -          вылил
закрыл                       -         открыл
завернул                     -        отвернул
закопал                        -       выкопал

Л.:Подумайте и скажите ,какая часть слова придала каждому слову  новое значение?

5.Графический диктант.

Записать только приставки глаголов из данного текста.

Солнце нещадно жгло землю. Листья берез завяли. Показалась синяя туча. Она продвигалась быстро, точно кто подталкивал ее, и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали березы, задрожали стекла в окнах.                    (по Г.Маркову)

Л.: Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Я прочитаю предложения еще раз ,а вы проверьте работу своего товарища.          ( правильный ответ логопед демонстрирует на  Слайдах 6,7).

6. Игра «Собери словосочетания, которые рассыпались»

– Прочитайте слова с приставками. К ним надо подобрать такое слово из правого  столбика, чтобы получилось устойчивое словосочетание, т.е. такое словосочетание, которое мы часто употребляем в речи и слышим от окружающих.

забить                                    шишку
вбить                                      чашку
сбить                                      гол
взбить                                    картину
перебить                                отверстие 
подбить                                  гвоздь
прибить                                  ковер
оббить                                    на  плохой  поступок  собеседника
набить                                    с  головы  шапку 
пробить                                  сметану
разбить                                   диван  новой  тканью

Учащиеся соединяют линиями обе части словосочетания на доске и в карточках.Читают получившиеся словосочетания.

 7. Подберите слово-синоним к глаголу сочетания «Подбить на плохой поступок» (Слайд 8)

– Как это выражение определяется в словаре синонимов? (Подстрекать, подговаривать,   подучивать,  сманить).
– Можно ли считать такой поступок человека хорошим?
– Почему?

8.Прочитайте слова:

Смелый, грустный, равнодушный, ясный, ненужный слабый, жестокий, правильный. (Слайд 9)

Л.:На какой вопрос эти слова отвечают и что обозначают? Подбери к данным словам-признакам близкие по значению  с приставками  без-(бес-).

Слова для справок: Безоблачный,бессильный,беспощадный,безошибочный,бесстрашный,беспомощный , безрадостны, безразличный, бесполезный.

Л.:Подумайте и скажите, подходят ли подобранные слова к схеме: 

 9.Распределите слова в 3 столбика! (Слайд 10)

Какое значение придают приставки слову, в такую  графу и запишите их.(на карточках). Работаем 5 минут.

Карточка  :

1. Надкусить, надорвать, надломить, надрезать, подлечить, подбросить, подмочить,  подрыть.
2. Нагреть, забить, нарвать, зажечь, завязать, накормить.
3. Заволноваться, побежать, запеть, поехать, заохать, заплакать.

Проверка выполнения задания.

Начало действия

Неполнота действия

Результат действия

 

 

 

9.Прочитайте слова:

Слайд 11

Обходчики,просмотрит,наверху,внизу,перезвонит,рассказчики,проговорит,разнесет, разговорчики, переносчик.

Что произойдет со словами,если из них постепенно убирать окончание,суффикс,а затем приставку?Назови ту часть,которая останется.Как она называется?

10.Работа  с  деформированным  словом

«Собери» слова(на доске):

-СТОЛЬ-, НА-, -Н-,- АЯ
НА-,-ЩИК-, -СТРОЙ-, И
-ОКОН- ПОД-, -НИК.
-К-, ЗА-, -СТЁЖ-, -А
ПЕРЕ-, - К-, -А, -САД-
-ХОД-, НА-, -А, -К-
ПЕРЕ-, -ВОЗ-,-ЧИК- ,-И-

Предложи подобное задание своему товарищу. Совместно обсудите правильность  выполнения задания.

11. Поставить в тексте необходимые приставки, чтобы получился рассказ.(на карточке).Все дети читают по одному предложению.  (Слайд 12)

Однажды ёжик (…)шёл в лес гулять.
Ёжик понял, что он (…)блудился, и (…)немел.
Ему надо (…)браться из кустов.
Между ветками невозможно было (…)браться.
Ёжику надо (…)лезть под ветки.                                                                                                    Кусты и деревья крепко (…)цепились  друг с другом.

III. Итог занятия

– Выделите лишнее слово: поход, ход, выход, переход.
– Почему вы так думаете?
– Что такое приставка?
– Для чего она нужна?
– Где её место в составе слова?

Приставок много,всех несчесть,

Но среди них такие есть,

Что не назвать никак нельзя,

Вполне уверена в том я.

Ведущее их назначенье-

Указывать действиям направленье. (Т.Г.Визель)



Предварительный просмотр:

План-конспект индивидуального занятия

Тема: «Звук  [Л]. Звуки  [Ц-Ч].»

Цель:

1)Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях и текстах.

2)Дифференцировать звуки Ц-Ч на слух и в проговаривании в слогах, словах, предложениях и текстах.

Задачи:

1)Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях и текстах.

2).Развивать фонематическое восприятие в работе со звуком  Л в слогах, словах, предложениях.

3).Развивать умение ритмического оформления слоговых рядов созвуком Л.

4).Формировать навык синтеза предложений,содержащих слова со звуком Л и предлоги.

5)Дифференцировать звуки Ц-Ч на слух и в проговаривании в слогах, словах, предложениях и текстах.

4) Развивать фонематическое восприятие в работе со звуками Ц,Ч в слогах, словах, предложениях.

5).Формирование темпоральных и частотных компонентов речи в произношении слогов с звуками Ц,Ч.

6).Формирование навыков фонемного-буквенного анализа  слов ,содержащих звуки Ц,Ч. 7).Формирование навыка  слогового  анализа слов различной слоговой структуры.(отстукивание по слогам слов в предложении).

Речевой материал:

2)Повторить за взрослым цепочку слов. Какой одинаковый последний звук во всех словах?

Бал — был — выл, вол — гол — кол, дал — зал — жал — мал.

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка)

Назови по три «живых» и «неживых» слова, в которых есть звук [Л].

(ЛАСТОЧКА,ЛОШАДЬ,СЛОН,ЛАМПА,ЧУЛОК,ПЕНАЛ)

4)А-Д-Т-У-Л-Р-Й-П-Л-ВО-КА-ЛА-УЛ-ОТ-ОЛ-УВ-ЫЛ-КОМ-ЛОМ-ТОК-ЛОТОК-ЗОЛА-КОСА-ГОЛОД-ПОВОД-ВИЛКА-ФИШКА-ВЕТКА-МЕТЛА-ЛУНКА-БУЛКА

5)

5.1 ла—ло —лу—лы            лы — лу — ло ла

      ло—лу —ла—лы           ла — лы — лу — ло

      лу— ла — лы— ло            лы — ла — ло — лу

5.2

ол — ул — ыл         ал — ял — ол         ёл — ол — ул

ил — ыл — ел         ул — юл — ыл           ал — ял — ел

         

бла- гла- зла- кла      ела- уло-ыла-ало     гла-клы-злу-фло         укл-окл-ыкл-акл

6)Лаз, лак, лапа, юла, зола, лавка,  калач, салат, халат, булавка, ласточка, ландыш,

бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

Лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, голодный.

Лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать.

Лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник.

Вилы, алый, белый,милый, целый, смелый, спелый,  пеналы, вокзалы, каникулы, малыши.

Благодарить, глаза, гладкий, злак, Клава, класс, кладовая.

Пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок,

Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла.

7) Для, Мила, гладила, куклы, платье.

    Болотом ,за, иволга, плакала.

    Палку,сломала,лыжную,Элла.

    Клава, с, булку, ела,маслом.

8).Заяц белый, заяц белый!

    Ты куда за лыком бегал?

    Заяц белый отвечал:

   -Я не бегал, я скакал!

Белка ловко поскакала,

Спелый желудь отыскала.

Положила на зубок.

Спелый жёлудь щёлкнул :щелк!

План занятия:

1) Орг.момент

2) Подведение к теме, сообщение темы 1-ой части («автоматизация звука [Л]»)

3) Характеристика  и уточнение артикуляции [Л]

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Л]:

губки слегка в улыбке;

зубки сближены;

узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

— горлышко «работает»

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  «Качели » .

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Пощелкать кончиком языка»

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

4)Развитие фонематического восприятия звука  [Л]

Когда услышишь звук Л, подними флажок.

5)Автоматизация звука [Л ]в слогах

5.1 Повтори слоги, выделяя голосом ударный слог.

5.2. Игра «Эхо»  со слогами.

6) Автоматизация звука [Л ]в словах

Повторяй за мной слова.

7) Автоматизация звука [Л ]в предложениях

Игра «Собери предложение!»

8) Автоматизация звука [Л ]в  тексте

Повтори  чистоговорки.

II часть

Подведение к теме, сообщение темы 2-ой части

(«дифференциация звуков [Ц-Ч]»)

Цапля просит : «Не шумите,

Лягушат в тиши ловите»

Ц-Ц-Ц-Ц-Ц

(Прикладываем поочередно указательные пальцы правой и леой руки к губам.)

Чайка к  морю прилетела,

Успокоить шторм хотела.

Ч-Ч-Ч-Ч-Ч

(Поднимать и опускать руки перед собой)

 

Речевой материал:

1а) МА-ЦА-НА-ЧА-ТО-ЧО-ЛО-КУ-ЦУ-НУ-ЧУ-ОК-ОЦ-АТ-ЕН-ЕЦ-УЧ-ИЛ-АМ-ОЧ-АК-ЕЧ

ЯЧ-ЯЛ-ОП-УП-УЦ-УК-ИЧ-ЦЕ-МЕ-ЧЕ-ЛО-ЦО-ЧИ

1б) .ча — ца        чо — цо        чу — цу        чи — цы        че — це

ца — ча        цо — чо        цу — чу        цы — чи        це — че

ач — ац        еч — ец        ац — ач        оц — оч        

уц — уч        яц — яч        иц — ич        ец — еч        

ич — иц        оч — оц        уч — уц        яч — яц        

2а) Слова:   чашка, цветок, чистый,  сверчок, палец, пчелка, огурец, курочка,  очки, мельница, колодец, мочалка, ночь,  врач, чеснок,крыльцо.

  2б) Бочка, чайник, печка, цапля, чародейка, чаща, цыпленок, царевна, веточка, дочка,

лицо, чайка, цветок, грачи, очки, цыплёнок, чудо, улица, сестрица, черешни, чудесный, отец, певец.

Овца — овечка, заяц — зайчик, лицо — личико, птица — птичка, синица — синичка, курица — курочка, палец — пальчик, конец — кончик, кольцо — колечко, цвет — цветочек,  молодец — молодчина.

3а)К нам во двор прилетели черные  грачи. На  черном пальто оторвалась пуговица. Бабушка связала коричневые рукавицы. Соне подарили голубую чашку. Мама надела кольцо на палец. На удочке цепкий крючок. Ласковое вечернее солнце осветило двор

3б) Печёт солнце. Вова очистил яйцо. Цветёт черёмуха. Скачет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл. У крыльца лежат кирпичи. Учиться—всегда пригодится. Птички отпели, цветы отцвели. Жучка на цепи у крыльца. На акации чирикает воробей. Кучер сел на облучок.

4а) Весна

Солнце пригрело. Побежали ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов. Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу. Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги. Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.

4б) У орлицы два птенца

      Вылупились из яйца.

Черепаха ,не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Бегают две курицы

Прямо по улице.

Черной ночью черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

Целый день цыпленок Цып

Возле курицы сидит.

Ход занятия :

1)Дифференциация  звуков Ц-Ч  в слогах

  а) на слух

 Когда услышишь звук Ц,подними картинку с изображением  Цапли.

 А когда услышишь звук Ч, поднимикартинку с изображением Чайки.

  б) на проговаривание

На магнитной доске –гласные А,О,У,Ы и согласные Ц,Ч.

Я  произношу слог со звуком Ч, а вы с Ц  и выкладываете  их.

2). Дифференциация  звуков Ц-Ч  в словах

  а) на слух

Крестики-нолики. В сетке 4x4 клеток. Если услышишь [ц] — рисуй крестик,

если [ч] — нолик.

Составь  схемы  слов:  колодец, мочалка.

  б) на проговаривание

« В гости к Чайке и Цапле».

Рассмотри внимательно картинки.Назови предметы,которые на них нарисованы.

Разложи картинки, таким образом, чтобы слова со  звуком Ч находились в домике у Чайки, а слова в которых звук Ц  поселились в домике Цапли.

 «Измени слово»

Измени слово так, чтобы в нем появился звук Ч.(кузнец-кузнечик…)

3) Дифференциация  звуков Ц-Ч  в предложениях

  а) на слух

Слушай внимательно, когда услышишь звук Ц ,подними  картинку синий флажок, а если услышишь Ч- подними зеленый флажок..

  б) на проговаривание

Игра «Телеграфист»

Повторяй предложения за мной. Простучи  предложения по слогам.

4) Дифференциация  звуков Ц-Ч  в  текстах

  а) на слух

Когда услышишь звук Ч, клади фишку на стол.

  б) на проговаривание

Послушай текст. Перескажи его.

III  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Конспект пробного индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса

Конспект пробного индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса, разработанный Поповой А....

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса, разработанный Поповой А....

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса...

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса...

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса по вызыванию звука Р

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса...