Методы и приёмы обучения связной монологической речи
методическая разработка по логопедии на тему

Пономаренко Инна Анатольевна

Методы и приёмы обучения связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priyomy_obucheniya_svyaznoy_rechi.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы обучения детей связной монологической речи.

       К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение:

- пересказу,

- рассказыванию по картинам,

- рассказыванию по серии сюжетных картин,  

- рассказыванию из личного опыта,

- рассказыванию с элементами творчества,

- описанию предметов.  

         Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приёмы.

         Приёмы при обучении детей  пересказу:

 на начальных этапах работы:

 - опора на иллюстративный материал;

 - помощь педагога.

К числу облегчающих пересказ приёмов относится:

- пересказ по опорным вопросам;

- показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей;

- пересказ «по цепочке»;

- выборочный пересказ;

- приём использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста   по   вопросам педагога на отдельном занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка,

-  пересказ по «опорным» сигналам. «Опорные» объекты располагаются на картине-панно в линейном ряду в соответствующей эпизодам рассказа последовательности. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно

- приём моделирования действий персонажей.

- приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для её составления используются блоки-квадраты, размещённые на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов.

- приём языковой трансформации текста (рассказать о событиях в прошедшем времени путём замены временных форм глаголов; замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица).

- приём пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей.

          При обучении рассказыванию по картинам  используются следующие методические приёмы:

- образец рассказа педагога по картине или её части,

- наводящие вопросы,

- предваряющий план рассказа,

- составление рассказа по фрагментам картины,

- коллективное сочинение рассказа детьми.  

         Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется после разбора содержания картин применение следующих приёмов:

- придумывание названия к картине или серии картин, а также разных вариантов названия,

- придумывание названия к каждой последовательной картинке серии;

- игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины «Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.;

- упражнение в составлении предложений по данному слову с учётом содержания картины;

- приём обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением;

- составление завязки к изображённому действию с опорой на речевой образец педагога;

- восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      серии картинок.

         Приёмы при составлении рассказов на тему из личного и коллективного опыта:

- с опорой на образец педагога

- предваряющий вопросный план.

 Используются: коллективная форма составления рассказа, приём его дополнения другими детьми. Составление рассказов на основе коллективного опыта может проводиться с использованием фотографий,                                                                                               рисунков самих детей, отражающих события из их жизни.

          При обучении составлению описательного рассказа рекомендуются:

- упражнения на узнавание предмета по его описанию,

- сравнение предметов по основным признакам,

- упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета. Такие упражнения проводятся с использованием настольных игр и пособий, игрушек и муляжей предметов,

- упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов.

- приём параллельного описания педагогом и ребёнком двух однотипных предметов. Педагог, а вслед за ним и ребёнок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки,

- коллективное составление плана. Определяются главные содержательные моменты рассказа. В дальнейшем детям предлагается  перед составлением описания сказать, о чём они будут говорить, используя раннее усвоенную схему.

          По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета рекомендуется вводить в обучение некоторые виды работы:  

- описание предмета по памяти,

- по собственному рисунку,

- включение описаний в игровые ситуации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

          С этой целью могут быть проведены следующие игры:

- «Магазин», в которой один из её участников - «продавец» должен узнать предмет по его описанию;

- «Кто нашел собачку?», которая направлена на закрепление навыков описания животных;

- «Маша заблудилась», в которой детьми составляется описание «пропавшей» куклы по памяти и другие.                        

         В целях формирования у детей  навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий:  

- составление рассказов по аналогии;

- придумывание продолжения незавершённого рассказа;

- составление сюжетного рассказа по набору игрушек;

- сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам и другие.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста

Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...

Роль коммуникативной и сигнификативной функций речи в развитии личности, методы и приёмы становления основных функций речи у младших школьников.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных....

Развитие связной монологической речи у учащихся с ОНР (презентация)

Презентация по теме: Развитие связной монологической речи у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи....

«Развитие связной монологической речи»

Статья о важности развития связной речи детей....

Приёмы развития связной письменной речи при работе над изложением в начальной школе.

Развитие речи – это  умение работать с текстом, умение отвечать на вопросы, уС изменением объёма и качества потребляемой информации изменяются приоритетные цели образования....

Технология развития связной монологической речи детей с ОНР средствами мнемотехники. Ткаченко Т. А.

Данная технология позволяет сформировать умение детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, составлять описательные рассказы, пересказывать, заучивать стихи и загадки....

Методы и приёмы обучения младших школьников грамматике, правописанию и развитию речи.

Данный документ содержит в себе информацию о методах и приёмах обучения младших школьников грамматике, правописанию и развитию речи....