«Развитие связной монологической речи»
статья

Романова Анна Геннадьевна

Статья о важности развития связной речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие связной монологической речи»

Одной из основных целей реализации Государственной программы дошкольного образования является развитие детской речи. От уровня овладения дошкольником родным языком и в частности связной речью, на которой строится вся учебная деятельность, во многом зависит успешность обучения будущего первоклассника.

Интересно мнение известного ученого Ф.А. Сохина о том, что при стихийном речевом развитии ребенок не может достичь высокого уровня связных высказываний, необходимо целенаправленное научное, системное их формирование.

Значение связной речи:

1. Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению

От уровня развития связной речи зависит впрямую успеваемость ученика (ответы у доски, сочинения, изложения, рассуждения).

3. Без умения четко формулировать свою мысль невозможно полноценное самопознание и саморазвитие личности.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, т.е. рассказ.

С точки зрения характера рассказывания выделяют следующие виды рассказывания:

- рассказ повествование,

- рассказ описание,

- рассказ рассуждение.

С точки зрения реальности события рассказы делятся на:

- фактические (реальные события);

- творческие (воображение ребенка).

Для развития связной речи у детей были выделены два вспомогательных фактора:

- наглядность

- зрительный план высказывания.

Наглядность облегчает поиск ребенком слова, направляет формулирование его мысли.

Л.С. Выготский: «Для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, заключающей последовательность этапов изложения. Необходимо также, чтобы каждое звено сменялось последующим».

Первый вид рассказывания – воспроизведение рассказа, составление по демонстрируемому действию.

Наглядность представлена максимально – в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых последовательно на глазах зрителей.

Составление рассказа по следам демонстрированного действия.

Наглядность и план рассказа те же, что и предыдущем этапе. Упражнение достигается за счет отсутствия речевого образца взрослого. Рассказ дети составляют по его вопросам.

Пересказ рассказа с использованием магнитной доски.

В качестве наглядности детям предлагаются предметные картинки, передвигаемые на магнитной доске в соответствии с происходящими в рассказе действиями. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременно планом высказывания.

На начальном этапе формирования связной речи предлагаются следующие виды рассказывания:

- воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

- пересказ рассказа с использованием магнитной доски;

- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;

- составление рассказа по серии сюжетных картин;

- пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;

- составление рассказа по одной сюжетной картине.

Для детей со средним уровнем речевого развития или дошкольников среднего возраста предлагается расширенная последовательность в видах рассказывания.

- Составление рассказов по наблюдаемым действиям.

- Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.

- Составление рассказов по прослушанному тексту.

- Составление рассказов по одной сюжетной картинке.

- Составление рассказов по памяти.

- Составление рассказов по схемам.

- Составление рассказов по символам.

- Составление рассказов по предметам и объектам.

- Составление рассказов по предметным картинкам.

- Составление рассказов по заданным слова.

Основные направления развития связной речи

Выделяют пять обязательных направлений:

- Определение мотива (для чего рассказывать).

- Активизация познавательных процессов (как рассказать).

- Уточнение замысла (о чем рассказывать) – анализ содержания, времени и места действия, характеристик героев, свойств объектов, целей действий каждого персонажа, последовательности событий, причинно-следственных связей между объектами и явлениями.

- Составление плана (в какой последовательности рассказывать) – для дошкольников

схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметные картинки-символы, предметы-заменители.

- Отбор языковых средств (что рассказывать) – отбор наиболее точных слов для обозначения объектов, действий, признаков, необходимых образных выражений, фразеологических оборотов, построение грамотных, более четких предложений; уточнение глагольной цепочки, связей между предложениями и частями рассказа, его интонирования; акцентирование наиболее значимых слов и пр.

Стимулирующий наглядный материал

- Тексты с картинками включениями

- Натуральные предметы и объекты

- Фотографии

- Пиктограммы

- Иллюстрации

- Опорные сигналы

- Фигурки от киндерсюрпризов

- Настольные игрушки

- Коллажи

- Предметы заменители

- Видеоматериалы

- Слайды

- Диафильмы

- Детские рисункb


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста

Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...

Методы и приёмы обучения связной монологической речи

Методы и приёмы обучения связной речи....

Развитие связной монологической речи у учащихся с ОНР (презентация)

Презентация по теме: Развитие связной монологической речи у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи....

Влияние языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников (на примере изучения имени прилагательного)

Статья на тему : "Влияние языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников (на примере изучения имени прилагательного)"....

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ"....

Технология развития связной монологической речи детей с ОНР средствами мнемотехники. Ткаченко Т. А.

Данная технология позволяет сформировать умение детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, составлять описательные рассказы, пересказывать, заучивать стихи и загадки....