Аутизм и расстройства аутистического спектра: особенности логопедической помощи
презентация к уроку по логопедии (1 класс) на тему

Попова Наталия Станиславовна

 В презентации описаны типы нарушений речевого развития при расстройстве аутистического спектра,  необходимые элементы работы, которые должны быть включены в структуру  занятий,  особенности логопедического обследования и дальнейшая работыа по растормаживанию речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 5ras_logopediya_prezentatsiya.ppt940.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аутизм и расстройства аутистического спектра: особенности логопедической помощи

Слайд 2

Следует учитывать Ряд симптомов, имеющихся в клинико-психологической структуре нарушений: нарушения социального взаимодействия нарушения коммуникации ограниченность интересов и повторяемый репертуар поведения

Слайд 3

Типы нарушений речевого развития при РАС 1 группа - почти полное отсутствие экспрессивной речи или отдельные слова/короткие фразы, произнесенные на высоте аффекта. 2 группа – в экспрессивной речи эхолалии, стереотипные короткие фразы (глагол в инфинитиве: «сок пить», «дать хлеб»), использование 2-го и 3-го лица; жестикуляция, крик. 3 группа – развернутая фразовая речь при отсутствии диалога. 4 группа – нечеткая речь с эхолалиями (обычно отсроченными), использование речи для общения, но пересказ затруднен

Слайд 4

Проблемы мишени

Слайд 5

Эмоционально-смысловой комментарий – необходимый элемент занятий эмоционально-смысловой комментарий - комментарий, который позволяет «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на объекте цель: добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи должен быть привязан к опыту ребенка должен вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка должен фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные должен прояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представление об устройстве предметов и сути явлений Задание родителям: комментировать все, происходящее с ребенком в течение дня, отмечая приятные эмоциональные детали, обязательно включая в комментарий отношения, чувства других людей и самого ребенка, социальные правила

Слайд 6

Особенности логопедического обследования в спонтанной ситуации (особенно – обследование импрессивной речи) понимание высказываний, которые содержат аффективно значимые для ребенка слова (выяснить в беседе с родителями) в отсутствие значимого объекта или действия в поле зрения ребенка произносят высказывание, содержащее значимое слово, и наблюдают за изменениями в поведении направленное обследование понимания речи: задания на понимание названий предметов, действий, качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения экспрессивная речь обследуется одновременно с пониманием (импрессивной) фиксируются все вокализации и звуки внегортанного происхождения наличие спонтанного подражания различным звукам, словам; выражение требований или отказа; эхолалии; собственные спонтанные высказывания ребенка непроизвольные реакции имеют большое значение

Слайд 7

Растормаживание речи у детей с РАС Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого. Непроизвольное подражание - предпосылка подражания произвольного – звукового, а затем и словесного. используют приятные ребенку сенсорные впечатления (мыльные пузыри – мимика удивления с подходящим комментарием) важно сосредоточить внимание ребенка на лице взрослого в то время, когда мы поем ему песни, читаем стихи, что-то рассказываем

Слайд 8

Растормаживание речи у детей с РАС Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции Модно добиться с помощью физических ритмов, ритмов движения ребенка С помощью стихотворных ритмов, с помощью рифмы и мелодии стимулируем вокализации, словесные реакции (читая хорошо знакомые стихи, оставляем паузу в конце строфы, провоцируя ребенка на договаривание нужного слова) можно дополнять ритм стихов и песен ритмичными движениями (раскачиваниями, ходьбой)

Слайд 9

Растормаживание речи у детей с РАС Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций, в том числе и вокальной аутостимуляции в игре, на занятиях, и, по возможности, в течение всего дня, родители и специалисты, работающие с ребенком, подхватывают его вокализации, повторяют их с его интонацией, а затем обыгрывают и превращают их в реальные слова, связывая с ситуацией Спустя какое-то время, если работа ведется постоянно и интенсивно, мы замечаем, что ребенку нравится «перекликаться» с нами, нравится, что его «понимают», ему отвечают. Нередко таким образом удается из бессмысленных вокализаций ребенка вылепить его первые слова.

Слайд 10

ВАЖНО: р аботу с неговорящими детьми старше 5 лет следует начинать с очень интенсивных занятий по растормаживанию «внешней» речи в работу с детьми школьный возраст включают обучение чтению и письму знакомство с буквами: создание «личного» букваря; особая последовательность в изучении букв; начинать изучение с буквы «Я», а не «А» (под ней – фотография ребенка); затем изучаются буквы «М» и «А» (мамина фотография в альбоме с подписью «мама») обучение чтению на начальном этапе – по методике «глобального чтения», опираясь на материал собственной жизни ребенка

Слайд 11

Принципы построения коррекционной программы Активация интегративных функций НС. Интеграция сенсорных систем. Стимуляция формирования зрительно-моторной координации. Тонкой моторики, статики, фиксации поз Стимуляция развития первичных эмоциональных реакций, когнитивных функций, предречи, коммуникаций, оптимизация системы мать-дитя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...

«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...

«Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»

В работе «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра» представлен опыт практической деятельности педагога краевого государственного образовательного уч...

Логопедическое сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра

Статья о ключевых направлениях работы учителя-логопеда и приемах работы по развитию речи, глобальному чтению, письму у детей с расстройством аутистического спектра....

Метод обучения с помощью дискретных проб детей с расстройством аутистического спектра

Материал предназначен для специалистов , работающих с детьми с РАС. Включает в себя подробное описание метода обучения детей с РАС с доказанной эффективностью....

Структурирование учебного распорядка дня с помощью средств дополнительной коммуникации для обучающихся с расстройствами аутистического спектра детей первого года обучения

В статье рассматриваются процессы структурирования учебного распорядка дня с помощью средств дополнительной коммуникации для обучающихся в расстройствами аутистического спектра детей первого года обуч...