РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция фонетических нарушений у детей дошкольного и школьного возраста по ФГОС».
рабочая программа по логопедии на тему
Речь - сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для спефических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение психолого-педагогической и медико-социальной помощи «ЦДиК» НМР РТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекция фонетических нарушений
у детей дошкольного и школьного возраста
по ФГОС».
Подготовила:
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Короткова Лариса Сергеевна
Нижнекамск, 2018г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…….……………….с.3-4
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка …………………………………………..……...с.5- 6
1.2. Актуальность…………………………………………………….......…….с.7
1.3. Научная обоснованность………………………………..………..……….с.8
1.4. Направленность программы……………………………………..………..с.9
1.5.Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-7 лет………..с.10-11
1.6. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет………………………...….с.12
II. Организационный раздел программы
2.1. Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия…..с.13
2.2. Модель организации коррекционно-образовательного процесса ….с.14-16
2.3. Направления работы …………………………………………………с.17-20
III. Содержательный раздел программы
3.1. Планирование индивидуальной работы……………………………с.21-22
3.2. Длительность программы………………………………………………..с.23
3.3. Условия реализации программы………………………………………..с.24
3.4. Итог логопедической работы……………………………………………с.25
3.5. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда…………………………………………………………..с.26-33
Литература…………………………………………………………………с.34-35
ВВЕДЕНИЕ
Речь - сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для спефических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на всё психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении, на формировании личности в целом. Дети, имеющие речевые нарушения, нуждаются в коррекции. Коррекция нарушений речи - это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи.
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся речевым развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Это вызвало потребность активного поиска новых, вариативных форм организации логопедической помощи детям, совершенствование традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно-речевой работы, их научно-методическим обоснованием и экспериментальной апробацией.
Данная программа рассчитана на детей дошкольного и школьного возраста с нормальным слухом и сохранным интеллектом, в картине недоразвития речи которых, на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны.
Эти дети нуждаются в логопедической помощи. Отсутствие надлежащей подготовки приводит к затруднениям при овладении грамотой, а иногда стойкой неуспеваемости в школе.
При реализации основных направлений программы мы основывались на:
- "Программа обучения и воспитания детей с ФФН в возрасте от 5 до 7 лет"; Т.Б. Филичивой, Г.В. Чевелевой, Н.А.Чиркиной;
- Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. Под ред. Р.Е.Левиной. М., «Просвещение»;
- Н.В.Миляева "Программа развития и образовательная программа ДОУ";
- Методика развития речи детей дошкольного возраста. /Учеб.пособие/;
- О.С.Ушакова , Е.М.Струнина Методика развития речи детей дошкольного возраста;
- М.А.Поваляева «Комплексная педагогическая диагностика и коррекция речевых нарушений»;
- О.Е.Грибова «Технология организации логопедического обследования»;
В.В.Коноваленко №Экспресс-обследование звукопроизношения»;
Т.А.Фотекова.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного и школьного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. С переходом в школу речь ребёнка совершенствуется логопедом в школьные годы (при необходимости).
Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, выполнении различных заданий;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров образования не может быть, достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
В настоящее время реализуется образовательная программа, в основе которой лежат примерные образовательные программы: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, В.В.Коноваленко «Экспресс-обследование готовности к звуковому анализу». В связи с нарастающей тенденцией появления в садах и школах большого количества детей с нарушениями речи-нарушением звукопроизношения, возникает необходимость открытия логопунктов в детских садах и школах, где логопедами ведётся работа и по коррекции звукопроизношения.
Программа составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральным государственным образовательными стандартами дошкольного и школьного образования;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Декларацией прав ребенка;
- Положением о логопедическом пункте;
- Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
- Методическое пособие для коррекции письменной речи О.Н.Лиманской, а также разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.
- Актуальность программы.
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам и школьникам, имеющим нарушение звукопроизношения.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Л.Г.Парамонова). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в школьные годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Недостатки устной речи, как правило, являются причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного и школьного возраста приводит к значительной их компенсации.
- Научная обоснованность.
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным.
В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.
Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения. Программа опирается на следующие принципы:
• системности;
• комплексности;
• деятельности;
• онтогенетический;
• обходного пути;
•общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
- Направленность программы.
Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения.
Задачи программы:
• Развитие артикуляционной моторики.
• Развитие речевого дыхания.
• Постановка звуков и ввод их в речь.
• Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
• Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетической стороной речи.
• Профилактика нарушений письменной речи.
• Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетического недоразвития у детей дошкольного возраста.
Адресат программы: дошкольники и школьники, имеющие нарушения
звукопроизношения.
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей от 5 до 7 лет.
На пятом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок пятого-шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребенка пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Ребёнок способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
К переходу в школу они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Присутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 минут в детском саду и 45-40 минут в школе. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).
В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.
- Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.
Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
В речи ребёнка с нарушением звукопроизношения отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
II. Организационный раздел программы.
2.1.Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
• Обследование воспитанников детского сада и школы и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
• Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
• Привитие детям навыков коммуникативного общения.
• Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и групповых занятий.
• Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
• Формирование у педагогического коллектива детского сада, школы и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
• Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию детей в семье).
Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с речевыми нарушениями.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в звукопроизношении у дошкольников и школьников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели: содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
2.2. Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Этапы | Задачи этапа | Результат |
1 этап исходно- диагностический. | 1.Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка. 2.Проведение процедуры психолого- педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. | Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы. |
2этап организационно- подготовительный. | 1.Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование индивидуальных занятий и подгрупп в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций. 2.Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования. 3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы. 4.Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. | Календарно-тематическое планирование занятий, планы индивидуальной работы, взаимодействие специалистов ДОУ , школы и родителей ребенка. |
3 этап коррекционно- развивающий. | 1.Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах. 2.Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. 3.Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно- педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии. |
4 этап итогово- диагностический. | 1.Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане). 2.Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей. | Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы. |
Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.
2.3. Направления работы.
Программа коррекционной работы на дошкольной или школьнойступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного и школьного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, а при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:
• Поваляева М.А. Справочник логопеда.
• Кирьянов Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем- логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет. Материалы для специалиста образовательного учреждения.
• Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
• Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
• Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
•Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование готовности к звуковому анализу у детей.
Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционно-развивающая работа.
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ и школы конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих нарушения звукопроизношения.
Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду или в школе правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя (или учителя). Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья детей в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в образовательных учреждениях. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.
Форма организации обучения – индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми- дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях: логопедическая работа вынесена во вторую половину дня.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.
На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, коррегировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях ребёнок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука, чисто произносить его и автоматизировать его в в прямом и обратном слоге, словах, предложениях, связной речи, дифференцировать его. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
- совершенствование мимической моторики.
-совершенствование статической и динамической организации движений;
-развитие артикуляционного и голосового аппарата;
-развитие просодической стороны речи;
-формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
-формирование грамматической и синтаксической сторон речи; развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Направление коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте.
Нарушения устной речи: | Направления коррекционной работы: |
фонетический дефект; | коррекция звукопроизношения; |
фонетико-фонематическое недоразвитие речи. | развитие фонематического восприятия; совершенствование слоговой структуры слов; коррекция звукопроизношения. |
III. Содержательный раздел программы:
3.1. Планирование индивидуальной работы.
Первый этап: диагностика
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.
Учителя- логопеды проводят обследование с 1 по 15 сентября.
• Исследование неречевых психических функций;
•Сбор анамнестических данных;
•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Второй этап: подготовительный
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
• развитие органов артикуляции;
•развитие слухового внимания и слухового контроля;
•развитие звукового восприятия
Третий этап: постановка звука
Цель: постановка звука (изолировано).
•коррекция дефектов произношения;
•процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
•развитие психических функций;
•развитие формирования полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений ( мелкой моторики, органов артикуляции.
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи.
•коррекция дефектов произношения;
•развитие психических функций;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию.
•коррекция дефектов произношения;
•развитие психических функций;
•активизация и расширение словарного запаса;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Общее количество часов – 36.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Форма проведения занятий – индивидуальная. Может быть и подгрупповая.
Периодичность –2-3 раза в неделю
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков, будет все больше и больше расширяться. В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи. В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.
3.2. Длительность программы.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Ее продолжительность во многом обусловлена индивидуальными особенностями ребенка, определяющими интенсивность использования блоков.
Блок «Коррекция» был разработан из расчёта 2 -3 академических часа в неделю на звукопроизношение на протяжении того времени, которое необходимо для коррекции звукопроизношения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и структуры его дефекта (от 9 – 42 занятий).
3.3. Условия реализации программы.
Логопедические кабинеты как в детском саду, так и в школе должны быть оборудованы с санитарно-гигиеническими нормами.
Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо следующее оборудование: настенное и индивидуальные зеркала, приспособления для работы над силой выдоха, дидактический и игровой материал.
Существенно сокращает время коррекции недостатков в развитии речи сотрудничество с семьей логопата.
Продолжительность логопедических занятий определяется санитарно - эпидемиологическими нормами, которые составляют для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, для детей 7-го года жизни - не более 30 минут, для учащихся начальных классов- 35-40 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей.
Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребенком дошкольного возраста является игра. В связи с этим в программе предусмотрены методические рекомендации к проведению занятий, включающие в себя разнообразные игры в качестве основы логопедической работы на занятии.
I. К нам пришел гость:
1) он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;
2) гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;
3) гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить. В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.
II. Идем в гости
В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей (оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр).
III. Мы пришли в гости: 1) удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать; 2) поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.
IV. Посылка
Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или его имя выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.
Конечно, это далеко не полный список форм индивидуальных занятий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Каждый логопед может продолжить его своими наработками и идеями.
3.4. Итог логопедической работы:
• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• производить элементарный звуковой анализ и синтез;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
• различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
• овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
3.5. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда
Содержание:
Содержание программы разделено на 2 блока:
Блок I «Коррекция звукопроизношения».
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на следующие этапы:
I этап – Подготовительный (3-6 часов).
Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);
г) развитие мелкой моторики;
д) развитие физиологического и речевого дыхания;
е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. (Коноваленко 1998)
II этап. Формирование произносительных умений и навыков
(6-36 часов).
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
На этом этапе осуществляется:
1. Знакомство с артикуляцией звука;
2. Постановка звука;
3. Коррекция звука;
4. Автоматизация поставленного звука.
Постановка звуков проводится в такой последовательности:
1. Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`].
2. Шипящий [ш].
3. Соноры [л], [л`].
4. Шипящий [ж].
5. Соноры [р], [р`].
6. Аффрикаты [ч], [ц].
7. Шипящий [щ]
Данная последовательность определена естественным (физиоло- гическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. (Коноваленко, 1998)
Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей.
Автоматизация поставленного звука осуществляется:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.
Автоматизация поставленных звуков в словах рекомендуется проводить в следующей последовательности:
а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных.
б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)
Вследствие того, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, выявляется недостаточная сформированность мелкой моторики, психических функций и общеречевых навыков (словарный запас, лексико-грамматический строй речи и фонематические процессы), то необходимо их развивать на логопедических занятиях с детьми. Это создаст благоприятные предпосылки для развития устной речи и овладения письменной речью. Данное положение отражено в тематическом плане данного блока.
Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие (Богомолова, 1994):
1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.
2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.
3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно- бытовую речь.
4. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий.
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь. (Богомолова, 1994)
В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций в соответствии с концепцией, предложенной В.А.Ковшиковым (1995):
- активизация слухового внимания;
- выделение звука на фоне других звуков;
- выделение звука на фоне слога;
- выделение звука на фоне слова;
- вычленение звука;
- определение места звука в слове;
- определение положения звука по отношению к другим звукам;
- определение последовательности звуков в слове; - определение порядка следования звуков в слове;
- определение количества звуков в слове;
-составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез);
- операции фонематических представлений.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков (Коноваленко, 1998): [С-3], [С-С'], [С-Ц], [С-Ш]; [Ж-3], [Ж-Ш]; [Ч-С], [Ч-Т'], [Ч-Щ]; [Щ-С'], [Щ- Т'], [Щ-Ч], [Щ-Ш]; [Р-Л], [Р-Р'], [Р'-Л'], [Р'-Й], [Л'-Л].
Блок I «Коррекция звукопроизношения»
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Кол- во часов | |
I этап. Подготовительный. | |||
1.Общая артикуляционная гимнастика. 2.Специальный комплекс артикуляционных упражнений. | - Развитие мелкой моторики. - Развитие физиологического и речевого дыхания. - Выработка плавного и длительного выдоха. - Работа над силой выдоха. - Активизация познавательных процессов. - Развитие слухового внимания, памяти. - Развитие фонематического восприятия. | 3-6 | |
II этап. Формирование произносительных умений и навыков | |||
1. Знакомство с артикуляцией звука. 2. Коррекция звука. 3.Автоматизация поставленного звука: - в слогах; - в словах; - во фразе; - в предложении; - в стихах; - пословицах; - в тексте; - в поговорках; - в скороговорках; - в спонтанной речи. | - Развитие пространственной ориентировки. - Развитие мелкой моторики. - Развитие тактильного восприятия. - Развитие зрительного внимания. - Развитие зрительного восприятия. - Развитие зрительной памяти. - Развитие слухового внимания. - Развитие фонематического восприятия. - Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. - Развитие фонематических процессов. - Развитие слухоречевой памяти. - Развитие логического мышления. -Активизация словарного запаса. -Развитие навыков словообразования. - Развитие навыков словоизменения. - Развитие связной речи. - Формирование языкового чутья. - Развитие навыков самоконтроля. | 6 - 36 | |
Итого: | 9 - 42 |
Блок II. «Коррекция фонематического недоразвития речи».
Темы | Количество часов | Содержание работы |
Формирование и развитие фонематического восприятия и представлений | ||
1. Активация слухового внимания. | 1 | Игра «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка), узнавание музыкальных инструментов по их звучанию, «Угадай слово» (в котором не достает звука) и т.п |
2. Выделение звука из ряда других звуков. | 1-2 | Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. |
3. Выделение звука на фоне слога. | 1-2 | Совершенствование слухового внимания путем реагирования детьми лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. Особое внимание следует уделить смешиваемым звукам. |
4. Выделение звука на фоне слова. | 1-3 | Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. Сложным и особо значимым в данном случае вариантом операции является анализ ряда слов со смешиваемыми звуками. |
5. Вычленение звука. | 1-3 | Детям предлагается слово, в котором они должны назвать последний и/или первый звук слова. Особое внимание уделяется словам, которые в своем составе содержат 2 или большее число смешиваемых звуков, а также рядам слов-квазиомонимов. Например, при смешении звуков (ш)-(т): шут, шест, тушь; грош, грот; марш, март и т.д. |
6. Определение места звука в слове. | 1-3 | Педагог выделяет какой-либо звук, дети определяют, где он находится в слове: 1) в его абсолютном начале, 2) абсолютном конце или 3) в середине. Легкий вариант заданий – выделенный звук встречается в слове 1 раз, трудный – звук встречается несколько раз. Трудным является и вариант, когда в слове одновременно находятся два и более смешиваемых звука. |
7. Определение положения звука по отношению к другим звукам. | 2-4 | Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенок должен назвать, какой или какие звуки находятся перед и после выделенного звука. |
8. Определение последовательности звуков в слове. | 2-4 | Логопед произносит слово, ребенок последовательно произносит все звуки в слове. На первых этапах работы, чтобы не создавать у детей дополнительных трудностей, им нужно предлагать слова без редуцированных звуков. Следует придерживаться полного стиля их произношения. Для заданий подбираются слова со сме6шиваемыми звуками. |
9. Определение порядка следования звуков в слове. | 2-4 | Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенку нужно определить, каковым по порядку следования является этот звук: первым, третьим и т.д. Другой вариант операции: педагог произносит слово и просит дошкольника назвать в слове определенный по счету звук. |
10. Определение количества звуков в слове. | 2-4 | Педагог произносит слово, ребенок определяет количество составляющих его звуков. На первых этапах работы подаются слова без редуцированных звуков и с полным стилем произношения. |
11. Составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез). | 2-4 | Педагог в должной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок составляет из них слова. Условия формирования этой операции могут иметь разную сложность. Легкие, - когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные, - когда паузы между подаваемыми звуками продолжительные или звуки перемежаются индифферентными словами-раздражителями. В начале формирования этой операции, как и многих других, следует подавать слова без редуцированных звуков. |
12.Операции фонематических представлений. | 4-8 | Собственно дифференциация фонем: - выделение звука на фоне слова; - различение слов квазиомонимов при их слуховом восприятии и назывании (обозначении) явления действительности; - называние пар картинок, включающих в свои названия трудные для различения звуки, для формирования различения звуков в экспрессивной речи. Формирование фонематических обобщений: - раскладывание картинок на группы (2, 3 и более – в зависимости от педагогических целей), названия которых включает дифференцируемые звуки; - придумывание детьми слов, включающих тот или иной звук (звуки): 1) «свободное» придумывание вне зависимости от положения звуков в слове и последовательности слов в этом задании; 2) «связанное», «ограниченное» придумывание, т.е. ограниченное каким-то жестким условием, например, придумать (произнести) слова по аналогии: шайка – сайка, шутки – сутки и т.п. - определение «лишнего» звука в ряду других звуков (например, (р) (р) (л) (р); - замена звуков в словах с последующим объяснением их значений; - разные варианты речевого лото (например, на игровом поле закрываются сектора, где изображены предметы, названия, которых включают звонкие звуки); - выбор должного слова с опорой на контекст. |
Итого: | 20-42 |
Литература:
1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи. - СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
2. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей с нарушениями речи. – М.: Сфера, 2008
3. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
4. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996. 5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985. 6. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издат Школа 2000.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М.: 1998.
9. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
10.Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
11.Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
12.Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008. 13.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
14.Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
15.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с нарушением речи. - М.2009.
16.Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999. 17.С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. 18.Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов. (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
19. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем- логопедом в коррекционной работе с детьми , имеющими нарушения речи. – СПб,2002.
20.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия.
21.в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном- Пресс, 22.1999.
23.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
24.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации М.: Школьная Пресса, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление синдрома гиперактивности у детей дошкольного и школьного возраста
В статье указаны причины синдрома гиперактивности и основные принципы взаимодействия с ребёнком для коррекции синдро...
Методическая разработка проекта по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста
Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин:Ø дети по дороге в школу переходят проезжую часть;Ø в Красном Селе оживленная автомагистраль;Ø частые ДТП в зоне проживания учащихся....
Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НО".
Темы выступления на промблемном очно-заочном семинаре-практикуме: "Игровые приемы в познавательном и эмоционально-волевом развитии детей младшего школьного возраста"....
Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО о НО".
Темы выступления на проблемном очно-заочном семинаре-пректикуме: «Актуальные аспекты интегрирования при обучении младших школьников с нарушениями речевого развития». Создание комфортн...
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Беспокойство , тревога , страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение, гнев, удивление , печаль. Детские страхи , если к ним прави...
Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ с помощью подвижных игр
Внимание – важная сторона познавательной деятельности. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ...
"Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ"
В данной статье, представлены роль дидактической игры для развития внимания младших школьников с ОВЗ....