Су-Джок терапия в работе логопеда
картотека по логопедии на тему

Бицура Виктория Викторовна

Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Один из таких методов, которые мы используем в своей работе Су-Джок терапия (су-кисть, джок – стопа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su-dzhok.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Су-Джок терапия в работе логопеда

Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Один из таких методов, которые мы используем в своей работе Су-Джок терапия (су-кисть, джок – стопа).

Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Мы применяем Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Достоинствами Су-Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат)

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. 

Примеры игр

1. Массаж Су-Джок шарами.

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Пальчиковая игра «Черепаха»

(у детей в руках Су-Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают Су Джок между ладонями).

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки.

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Пальчиковая игра «Капустка»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(дети катают Су - Джок между ладоней)

2. Массаж пальцев эластичным кольцом.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Пальчиковая игра «Пальчики»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

Этот пальчик — в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Пальчиковая игра «Семья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — папенька,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — маменька,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Пальчиковая игра «Родные братья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Ивану-большому — дрова рубить,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Ваське-указке — воду носить,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Мишке-среднему — печку топить,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Гришке-сиротке — кашу варить,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

3. Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков.

(ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Формы  работы с детьми

 • Пальчиковая гимнастика

 • Автоматизация звуков

 • Совершенствование лексико-грамматических категорий

 • Развитие памяти, внимания

 • Выполнение гимнастики

 • Звуковой анализ слов

 • Совершенствование навыков употребления предлогов

 • Слоговая структура слов

 Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов су-джок терапии при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

                                 Развитие фонематического слуха и восприятия

 • «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним»

 • «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»

 • «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»

 • «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»

 • «Телеграфисты»

 • «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

 • «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»

 • «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу» (см. Приложение)

                             Развитие звукового и слогового анализа слов

 • Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

 • Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.

 • «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»

Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)

 • «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»

 • «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»

 • «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»

 • Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики (см. Приложение)

 • «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»

 • Проговаривание различных стишков, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами (см. Приложение)

Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)

 • Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов (см. Приложение)

 • “Шарик кати - слово говори”.

 • Игры с перекатыванием массажёра друг другу:

 • Упражнение «Один-много». (см. Приложение)

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.

 • Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания (см. Приложение)

 • «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»

 • «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»

                                     

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

 • Комплекс “Разминка”

 • Сказка «Ёжик» (см. Приложение)

 • Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации

 • Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз. (Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого, «Запрещенное движение», «Делай, как я»)

 • Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом (см. Приложение)

 • Массаж пальцев эластичным кольцом. (см. Приложение)

 • Использование шариков при выполнении гимнастики (см. Приложение)

 Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в работе учителя-логопеда. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду и школе.

                             В результате использования су-джок терапии:

• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

 • стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

 • развивается координация движений и мелкая моторика;

 • развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

 Неоспоримыми достоинствами  использования в логопедической практике элементов Су – Джок терапии являются:

 Высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы; при правильном применении наступает выраженный эффект.  

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.  

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

 Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

 Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

 Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

 Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

                                                               

Приложение

Сказка «Ежик на прогулке» Упражнения с шариком массажером Су – Джок

 Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

 Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

 Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

 Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

 Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

 Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) .

 Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики) . Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик) .

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог:

 Гладь мои ладошки, ёж!

 Ты колючий, ну и что ж!

 Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

 Я хочу тебя погладить,

 Я хочу с тобой поладить.

 2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

 Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

 И катались по траве, /катать вперед – назад/

 От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

 Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

 Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

 «С добрым утром! » - им сказали.

 Стала гладить и ласкать

 Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

 3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

 А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

 А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

 Принесли в портфелях книжки.

 Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

 И в тетрадочках писать.

Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок) .

 Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

 Шла большая черепаха

 И кусала всех от страха,

 (дети катают Су Джок между ладоней)  Кусь, кусь, кусь, кусь,

 (Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

 Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней) .

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

 на клубочек ты похож.

 (дети катают Су Джок между ладонями)

 На спине иголки

 (массажные движения большого пальца)

 очень-очень колкие.  (массажные движения указательного пальца)

 Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

 нам колючки показал,

 (массажные движения безымянного пальца)

 А колючки тоже  (массажные движения мизинца)

 на ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями) .

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

 Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

 - Мальчик-пальчик,

 Где ты был?  (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)

 - С этим братцем в лес ходил,  (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,  (надеваем кольцо Су Джок на средний палец)

 -С этим братцем кашу ел,  (надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)

 -С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец) .

Автоматизация звуков

 Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш

 На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

 Этот малыш-Алеша, (средний)

 Этот малыш-Антоша, (безымянный)

 А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

 На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

 Эта малышка-Ксюша, (указательный)

 Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

 А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

 Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

 Ходит ежик без дорожек,

 Не бежит ни от кого.

 С головы до ножек

 Весь в иголках ежик.

 Как же взять его?

                                 Развитие фонематического слуха

 Игра “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”

 Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

 красный - для гласных;

 синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;

 синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;

зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;

 зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

                   Совершенствование лексико-грамматических категорий

 Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

 Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Много-один», «Чей? Чья? Чьи? »

 Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов: на столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Развитие памяти и внимания

 “Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”: дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Массаж Су – Джок шарами. •

 Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом

 Я мячом круги катаю,  Взад - вперед его гоняю.

 Им поглажу я ладошку.  Будто я сметаю крошку,

 И сожму его немножко,  Как сжимает лапу кошка,

 Каждым пальцем мяч прижму,  И другой рукой начну.

 • Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

 Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

 Вышли пальцы погулять,

 Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

 Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

 Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

 Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

 • Использование шариков при выполнении гимнастики

 И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

 1 - руки развести в стороны;

 2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

 3 - руки развести в стороны;

 4 - опустить руки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

 2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С. 78 -82.

 3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.

 4. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

 5. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008 – С. 32. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.

 6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94

 7. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г. А – КАРО, 2008 – С. 160

 8. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208

 9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72

 10. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

 11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

 12. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка через мелкую моторику "Су-Джок терапия"

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук....

Лечебные колючки. Су Джок терапия.

   Занятия логопеда прежде всего являются коррекционными. Каждая часть такого урока (оргмомент, основная часть, физкультминутка, итог) важна для сохранения и укрепления здоровья ребен...

Су-джок терапия

Приемы Су – Джок терапии...

Мастер-класс «Су-Джок терапия в работе с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс «Су-Джок терапия в работе с детьми с ОВЗ» Цель – познакомить педагогов с приемами Су-Джок терапии, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в рабо...

Тема: « Су – Джок терапия в работе с детьми младшего школьного возраста».

Применение Су-Джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптима...

Су-Джок терапия в работе учителя-логопеда

Су-Джок терапия в работе логопеда...

Су-джок терапия в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ.

Су-джок терапия в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ.Современная система образования неуклонно требует от педагогов оптимизации, и модернизации всего педагогического процесса .В настоящ...