Конспекты логопедических занятий
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Марголина Людмила Викторовна

 

…Преподавание – это не только сообщение сведений, но и пробуждение образов.

Дик Фрэнсис

 

 

Актуальность. Непременным условием успешного обучения в школе является полноценная речь ребёнка. Все составляющие устной речи объединяет и координирует темпо - ритмическая организация устной речи.

Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и её подтекст. Речь без интонации невнятна и непонятна. Интонация – сложное явление, включающее в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо – ритмической организацией речевого потока.

При дизартрии имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Нарушения просодических компонентов речи - это один из наиболее характерных признаков дизартрии. Они имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности. Именно темпо-ритмические и мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей с дизартрией.

- Речь при дизартрии у детей смазанная, нечёткая.

- Темп речи нарушен. Он может быть ускоренным или замедленным (чаще ускоренным).

- Фраза формулируется нечётко: беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, фраза недоговаривается до конца.

- Голос то тихий, то громкий, монотонный, часто назализованный, хриплый.

- Преобладает ключичный тип речевого дыхания: вдох короткий, поверхностный, выдох слабый.

Нарушения просодической стороны речи у детей с дизартрией влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи, не дают возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля, могут вызвать семантические нарушения и затруднять коммуникацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx2.66 МБ
Файл otkrytoe_zanyatie.docx998.54 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – «ОЦДК»

Конспект

логопедического занятия по теме

«Темпо – ритмическая организация речи детей».

Основа всей жизни человека ритм,

данный каждому его природой, дыханием.

К. Станиславский

Составитель:

Учитель – логопед: Л.В. Марголина


Девиз:

Темпоритм – показатель скорости мышления и эмоциональности.

Слоган:

«Темп и ритм помощник речи

Звук танцует и поет»

Методическая цель занятия: представление разнообразия методических приемов для развития просодической стороны речи через дидактические упражнения.

Цель: развитие темпо – ритмической организации речи детей.

Задачи:

  1. Развитие чувства ритма.
  2. Коррекция звукослоговой структуры слов.
  3. Автоматизация шипящих звуков в речи.
  4. Упражнение в ритмичном согласовании движений пальцев руки и произнесении.
  5. Формирование правильного речевого выдоха.
  6. Формирование интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  1. Индивидуальные зеркала.
  2. Настольная дидактическая игра «Найди ударный слог».
  3. Клубочек ниток на каждого ребенка.
  4. Диск с мелодией.
  5. Шумовые музыкальные инструменты на каждого ребенка.
  6. Листы бумаги с образцами графического рисунка.
  7. Наборы цветных карандашей.
  8. Куклы бибабо на каждого ребенка.


Ход занятия:

I. Артикуляционная гимнастика с индивидуальными зеркалами (3-4 минуты)

Упражнения:

1. «Лягушка – хоботок»

2. «Накажем непослушный язычок»

3. «Лопатка»

4. «Чашечка»

5. «Качели»

6. «Вкусное варенье

7. «Бублик»

8. «Часики»

9. «Маляр»

10. «Лошадка»

II. Речевая разминка (4 минуты)

Дети проговаривают чистоговорку параллельно в ритм слога с движениями «танцующих башмачков», предварительно одетых на указательный и средний палец, сначала правой руки, потом левой руки.

«Облепили лампу мошки,

греют тоненькие ножки.

Осторожно, мошки,

обожжёте ножки.

На окошке крошку – мошку

ловко ловит лапкой кошка».

III. Дидактическая игра «Найди ударный слог».(5 минут)

На доске появляются предметные картинки. У детей на столе схемы слогового анализа. Ребенку необходимо разделить слово на слоги и подобрать соответствующую слоговую схему к представленной картинке.

IV. Игра с клубочками. (5минут)

Дети сначала хором, а затем поочередно сматывают клубочек ниток, проговаривая каждый слог стихотворения на один оборот нити вокруг клубка. При этом фиксировать внимание на контроле за речевым выдохом и добором воздуха.

Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).

Мчатся тучи, вьются тучи (добор воздуха) ;

Невидимкою луна.

Освещает снег летучий (добор воздуха);

Мутно небо, ночь мутна (добор воздуха).

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин... (добор воздуха)

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин. (А. Пушкин)

V. Физминутка.(кинезиологические упражнения с кистями рук: кулак – ребро; «лесенка»). (4 минуты)

C:\Users\Logoped\Documents\Мои документы\Учитель-логопед Л.В\открытый урок 2014\фото урока Марголиной\DSC07662.JPG

VI. Игра «Повтори мелодию». (5 мину)

Дети берут по одному шумовому музыкальному инструменту, встают в круг и повторяют музыкальный ритмический рисунок по показу педагога. Кто первый из детей правильно повторит, тот становится ведущим и придумывает свой ритм, производя его для остальных спиной к детям.

C:\Users\Logoped\Documents\Мои документы\Учитель-логопед Л.В\открытый урок 2014\фото урока Марголиной\DSC07672.JPG

VII. Графическая работа на листе бумаги.(3 минуты)

Дети на листе бумаги цветными карандашами прочерчивают ритмический рисунок, продляя его до края листа.

C:\Users\Logoped\Documents\Мои документы\Учитель-логопед Л.В\открытый урок 2014\фото урока Марголиной\DSC07677.JPG

Описание: D:\Мои документы\Мои рисунки\Безымянный.bmp

VIII. Игра «Эхо».(6 минут)

Дети делятся на две команды по 2 человека, одевают на ведущую руку куклу «бибабо». Одна команда задает вопрос, акцентируя внимание на ударном слове во фразе, другая команда, отвечая, делает акцент на своём ударном слове и меняет интонацию с вопросительной на утвердительную.

C:\Users\Logoped\Documents\Мои документы\Учитель-логопед Л.В\открытый урок 2014\фото урока Марголиной\DSC07684.JPG

При этом каждая фраза сопровождается ритмическим открыванием рта куклы ребенком. Например,

- Вы поедите на машине?

- Мы поедим на машине?

- Вы поедите на машине?

- Мы поедем на машине.

C:\Users\Logoped\Documents\Мои документы\Учитель-логопед Л.В\открытый урок 2014\фото урока Марголиной\DSC07682.JPG

IX. Итог занятия.(1-2 минуты)

«Какая игра понравилась, запомнилась больше всего и хотелось бы ее повторить еще?»

Разработанные дидактические игры можно использовать не только элементами в коррекционной работе, но и комплексно на логопедическом занятии. Данный конспект занятия составлен на основе наработок по теме коррекции нарушений темпо – ритмической организации речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....