Использование элементов игры ина коррекционных занятиях.
статья по логопедии (1, 2 класс) на тему

Володина Элина Игоревна

Игровая деятельность на коррекционных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровая деятельность20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

 общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Феодосийская специальная школа-интернат»

Использование  элементов игры

 на коррекционных занятиях.

Учитель-дефектолог

Володина Э.И

2014-2015 уч.год

  Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.

  Лев Выготский подчёркивает, что ребёнок,  играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, освобождаясь от ситуационной привязанности и выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам. При этом не считает первопричиной игр удовольствие, не считает игру преобладающим типом деятельности ребёнка, но считает её элементом развития— согласно теории о зоне ближайшего развития.

А каково же место игры в общем информационном потоке?

Детство – это период, когда ребёнок развивается как никогда бурно и стремительно. Этот период является сенситивным с точки зрения развития психических процессов школьника. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), в частности, дети с нарушением слуха - недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с нарушением слуха разнородна по составу. Это обусловлено, в первую очередь, возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья. Значимым отягощающим фактором является позднее включение ребенка с проблемами в развитии в систему психолого-педагогической диагностики и коррекции.

В игре ребёнок развивается как личность. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создаётся базис для новой ведущей деятельности — учебной. Удовлетворяя потребность ребёнка в игровой деятельности при помощи разнообразных игровых средств, педагог умело моделирует игровые ситуации, в процессе которых решаются важные развивающие и коррекционные задачи.

Игра — явление сложное и многогранное. Можно выделить функции игры.

Обучающая функция — развитие обще-учебных умений и навыков, таких как память, восприятие и др. Это использование дидактических игр.

Развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение общения взрослого с ребёнком из скучного занятия в увлекательное путешествие. Коммуникативная функция — объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения. Это использование в работе коммуникативных игр. Психотехническая функция — формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности.

Функция самовыражения — стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

Компенсаторная функция — создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы в реальной жизни.

Сформированная мною среда кабинета с использованием современного оборудования помогает успешному освоению программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Возрастной диапазон используемых игровых средств весьма широк .
 

1.Игры на развитие слуховых реакций: «Узнай по звуку», «Где звучит игрушка?»

2.Игры на развитие понимания речи: «Где машина?», «Делай как я», «Поручение»

3.Сенсорные игры: для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, помогают в формировании сенсорных эталонов. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов, кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки, головоломки.

Всё это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на коррекционном занятии и помогают чередовать виды речевой работы. Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки спонтанной речи, помогая переходить от жестовой речи к общению словами. У детей с нарушением слуха, от общения словами на начальном этапе коррекционной работы к развёрнутым высказываниям на завершающем этапе обучения.

Любой этап коррекционного занятия может включать элементы игры. С первого момента знакомства с органами артикуляции можно предложить ребёнку поиграть используя зеркало, картинки, презентацию.

 Чтобы сформировать у обучающегося плавную, красивую речь необходимо научить его пользоваться речевым дыханием. Для развития речевого дыхания и умения произносить на одном выдохе ряд слогов, словосочетаний, предложений я провожу с ними разнообразные дыхательные игры.

На этапе постановки звуков, вызывание звука по подражанию я использую такие игровые элементы как «Пароход гудит», «Барабан стучит», «Шарик сдулся», «Самолёт летит» и т.п.

На этапе автоматизации звуков – закреплении правильного произношения в словах, словосочетаниях, предложениях уже используются вербальные игры: «Вставь пропущенную  букву», «Добавь слог»,  «Измени слово», «Закончи предложение», «Найди пару» и т. п.

Так же необходимы на коррекционном занятии дидактические игры на развитие мышления,  логического мышления, памяти, воображения. «Разложи  в логической последовательности серию разрезных картинок», «Четвёртый лишний» на материале классификаций предметов, «Что сначала, что потом?» и многое другое.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов творчества на логопедических занятиях при преодолении дисграфии»

Творчество – это такая деятельность, в результате которой рождается нечто качественно новое для самого ребенка.  Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства уча...

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией

познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и  психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе....

Использование принципа наглядности на коррекционных занятиях.

Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся...

Мастер-класс "Использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в ОО ДО"

В данной работе для расширения знаний педагогов дополнительного образования была показана методика использования элементов краеведческой направленности  на занятиях по экологии для младших школьн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

В данной разработке  я представила приёмы работы по мнемотехнике и наглядному моделированиюВажно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и вним...

Использование логопедического тренажера на коррекционных занятиях

Компьютерный тренажер «Дэльфа-142.1» представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон речи детей с речевой патологией.Его программа ...

Использование элементов творчества на логопедических занятиях у детей с нарушением речи и письма

Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления....