Использование логопедического тренажера на коррекционных занятиях
компьютерная программа по логопедии на тему

Соснина Ирина Николаевна

Компьютерный тренажер «Дэльфа-142.1» представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон речи детей с речевой патологией.

Его программа содержит упражнения, направленные на преодоление недостатков в формировании звуковой стороны речи (постановка правильного речевого дыхания, коррекция назального оттенка голоса, формирование умения произвольно изменять силу голоса, развитие полноценного фонематического восприятия, обучение слитному произношению слов различной звуковой и слоговой сложности); коррекцию лексико-грамматической сторон речи (работа над звукобуквенными грамматическими обобщениями, формирование обобщенного лексического значения слова, расширение словарного запаса в рамках различных морфологических категорий), а также предупреждение или коррекцию нарушений чтения и письма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Использование логопедического тренажера

«Дэльфа-142.1»

в коррекционной работе с детьми»

  1. Организационный момент.

Теоретическая часть мастер-класса.

Знакомство с устройством – логопедический тренажер «Дэльфа-142.1»: описание, предназначение, содержание программы.

Данная компьютерная программа предназначена для коррекции нарушений голоса и звукопроизношения, развития речи и обучения грамоте.

           Дэльфа-142 активно используется для развития памяти, речи, концентрации, внимания и для коррекции эмоционально-волевой сферы.

Устройство может использоваться как на индивидуальных, так и групповых занятиях.

           Программа «Дэльфа-142.1» построена на основе игровых приёмов.

В программе реализован уровневый подход к обучению. Существует несколько блоков заданий (меню), расположенных по принципу усложнения речевого материала, с которым будет работать ребенок. Уровни сложности предусмотрены также и внутри каждого из заданий.

Данный тренажер состоит из 6 блоков.  Каждый из которых выполняет свои функции и позволяет решать определенные задачи по коррекции речи.

Первый блок: меню "Звук" включает в себя 18 упражнений. 

Данная категория предназначена для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи; помогает отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз; научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране; способствует развитию навыка голосообразования (включения голоса) и умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки, а так же отработке правильного произношения согласных звуков;

Второй блок: меню "Буква" включает в себя 9 упражнений.

Они отличаются по уровню сложности и могут быть использованы при работе над проявлением дисграфии. Эти упражнения помогут в процессе формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно-сходных фонем; используются для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости и помогут отработать навык дифференциации парных согласных.

Третий блок: меню «Слог» - 4 упражнения.

Способствует формированию первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога; позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных. Можно выбрать любую из 15 пар согласных и гласную в слоге.

Четвертый блок: меню «Слово» состоит из 19 упражнений.

С помощью этих упражнений формируется навык звукового анализа слова. В зависимости от выбора стимульного материала (картинки, аудирование) можно тренировать разные стороны фонемного восприятия. Так же можно использовать для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти.

Данный блок нацелен на формирование лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями.

Пятый блок: меню «Предложение» - 8 упражнений.

Данная категория заданий: "Восстанови предложение", "Составь предложение", "Вставь пропущенное слово", "Выбери форму слова", "Вставь предлог", "Вставь предлог (для отличников), "Вставь союз", "Закончи предложение" - предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи. Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и грамматических связей между словами в предложении.

Шестой блок: меню «Текст» включает в себя 3 упражнения, только в версиях 2.0 и 2.1.

Данные тексты предназначены для работы над связной речью. В упражнении "Пересказ" предложен набор текстов разного уровня сложности; вопросы к текстам; словарная работа и опорные слова для пересказа.

В упражнениях "Рассказ по картине" и "Рассказ по картине (для отличников)" представлены на выбор 21 картина русских художников (портреты, сюжетные картины и пейзажи). К каждой картине подобран музыкальный отрывок, соответствующий ее эмоциональному фону; вопросы сопровождаются выделением на экране смысловых частей картины; предоставляется возможность использовать при необходимости готовую лексику для описания, даны образцы текстов-описаний.

Программой компьютерного тренажера предусмотрена организация работы в нескольких режимах: тренировочном, контрольном, повтора.

Для облегчения работы с тренажером в обучающей программе заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок.

Систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционно-логопедическая работа по коррекции нарушений у детей с использованием логопедического тренажёра «Дельфа– 142 .1» позволяет качественно и количественно изменить  уровень развития ребенка.

II.  Практическая часть мастер-класса.

Сейчас мы с вами перейдем к практической части нашего знакомства с логотренажером.

1.Развитие артикуляционной моторики.

Для начала выполним несколько упражнений артикуляционной гимнастики с использованием видеоматериалов.

 - упражнения для губ: _улыбка-трубочка-улыбка

 - упражнения для языка: горка,  варенье, лошадка (видеофайлы)

2. Работа над развитием дыхания и голоса.

На логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения обязательны упражнения на развитие речевого дыхания и голоса.

  - Остудим горячий чай в чашке (Тренажер «Дельфа-142»)

  - Задуем свечи на праздничном торте (Тренажер «Дельфа-142»)

 - Бегемотик приготовил вам задание (Тренажер «Дельфа-142»)

На листочках 

А-а-а— произнести шёпотом,

О-о-о – произнести тихим голосом,

У-у-у – произнести голосом средней громкости,

Э-э-э – произнести громко.  

А - о- у- э – произнести на одном выдохе, увеличивая силу голоса.

3. Работа над правильным произношением звуков.

- Представьте, что вы в космическом корабле. Произнесите долгий звук [Р] и сбейте летающую тарелку. (Тренажер «Дельфа-142»)

4. Гимнастика для глаз.

Упражнение для глаз. (Файл «Аудиоритмика»).

5. Определение первого звука в слове.

- Назовите картинку, начинающуюся на заданный звук.

Работа с упражнением «Картинки» (Тренажер «Дельфа-142»)

6. Тренировка техники чтения и узнавания слов.

Развитие пространственного восприятия.

- Найдите нужное слово и назовите место его нахождения.

Работа с упражнением «Мозаика» (Тренажер «Дельфа-142»)

7. Развитие мелкой моторики.

- Возьмите пружинку и помассируйте каждый палец на руках,

катая пружину вниз-вверх по пальцу.

(Первый палец – большой, второй – указательный, третий – средний,

четвертый – безымянный, пятый – мизинчик. Один палец, два пальца,

три пальца, четыре пальца, пять пальцев.)

7. Формирование понимания предложно-падежных конструкций.

- Вставьте нужный предлог в предложение. (Тренажер «Дельфа-142»)

8. Формирование навыка адекватного восприятия текста.

Работа с упражнением «Пересказ» (Тренажер «Дельфа-142»)

(текст, вопросы, задания).

III. Итог.

        - В заключение любого занятия – подведение итогов

 (что нового узнали, чему научились, что понравилось).

        

Обсуждение вопросов.

           



Предварительный просмотр:

Логопедический тренажёр «Дэльфа-142.1» представляет собой комплексную многостороннюю программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией и состоит из следующих частей: электронный Блок обработки сигнала (БОС), адаптер питания АП-3302, обучающая программа «Дэльфа-142» на компакт-диске, микрофон МД-85А.

С помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» можно решать следующие задачи логопедической работы:

  • коррекция речевого дыхания;
  • коррекция силы голоса;
  • работа над устранением назального оттенка голоса;
  • коррекция произношения гласных и согласных звуков;
  • отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
  • отработка дифференциации соглас-ных по твердости-мягкости;
  • работа над звукобуквенным составом слова, над слоговой структурой слова;
  • формирование обобщенного лексического значения слова;
  • коррекция лексико-грамматической стороны речи;
  • работа над морфологическим значением слова;
  • формирование и развитие навыка чтения;
  • расширение словарного запаса;
  • работа над построением плана речевого высказывания;
  • развитие связной монологической речи и т.д.

Тренажер позволяет:

  • внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
  • многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
  • использовать различный сти-мульный материал — картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
  • работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребёнка;
  • осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ребёнка.

Состав упражнений

Меню "Звук"

- «Чашка чая», «Праздничный пирог», «Костер», «Елочка», «Репка» и «Росток» предназначены для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи, плавности выдоха.

- «Бабочка», «Сказочный замок» и «Мельница» помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз.

- «Колобок», «Бегемотик» и «Извержение вулкана» помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране.

- «Космический стрелок» и «Салют» помогут сформировать и автома-тизировать навык голосообразования и умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки.

- Паровоз» и «Воздушный змей» предназначены для отработки правильного произношения согласных звуков.

С помощью упражнения-графика «Речевая волна» можно формировать правильную ритмико-слоговую структуру речи и корректировать дефекты ее плавности и слитности, в том числе при заикании. Упражнение-график «Речевая волна–2» применяется для тренировки произношения нестационарных (кратких) звуков: б, п, г, к, д, т, ц, ч, а также для отработки артикуляции слогов и слов.

Меню "Буква"

- «Собери букву» - для закрепления оптического контура буквы.

- «Найди букву» - для формирования первоначального навыка правильного чтения, навыка сличения печатного текста с образцом.

- «Картинки» - для формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных фонем.

- «Сортировка слов с пропущенными буквами» и «Конструктор» помогут отработать навык дифференциации парных согласных.

- «Тим и Том» используется для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости.

Меню «Слог»

- «Найди слог» - для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога.

- «Грузовик» позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных.

- «Волшебный колодец» - для формирования первоначального навыка правильного чтения (работа с трехсложными словами).

Меню «Слово»

- «Прятки» - для формирования навыка звукового анализа слова.

- «Мозаика» и «Мерцающая мозаика» - для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти.

- «Найди имя существительное», «Найди глагол», «Классификация частей речи», «Антонимы» и т.д. Все эти упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими кате-гориями.

Меню «Предложение»

- Упражнения предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи. Они тренируют детей в установлении смысловых и грамма-тических связей между словами в предложении.

Меню «Текст»

- «Пересказ", "Рассказ по картине" предназначены для работы над связным текстом.

При планировании коррек-ционного занятия  с использованием тренажера логопеду необходимо учитывать и отразить наличие следующих компонентов:

  • четкая постановка учебных целей и задач;
  • способ и качество оценки выполненной ребенком работы;
  • включение в занятие элементов игры в соответствии с личностными особенностями ученика и его психоэмоциональным уровнем развития;
  • приемы обеспечения положи-тельного эмоционального настроя ученика.

Логопедический тренажер

"Дэльфа-142.1"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса обязательных групповых коррекционных занятий "Логопедические занятия" 1-3 класс

Структура рабочей программы по курсу «Логопедические занятия» предусматривает следующие разделы:1.  Пояснительная записка2. Основное содержание тем предметного курса, практические работы3. Т...

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией

познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и  психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе....

Презентация на тему: "Использование логопедических сказок в коррекционной работе "

В презентации раскрыты виды логосказок: артикуляционных, пальчиковых, фонетических, лексико-грамматических сказок, сказки способствующие формированию связной речи, сказки для обучения грамоте. Педстав...

Использование принципа наглядности на коррекционных занятиях.

Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся...

Использование элементов игры ина коррекционных занятиях.

Игровая деятельность на коррекционных занятиях....

Рабочая программа коррекционного курса: «Коррекционные занятия (логопедические)» для 0-6 классов

Данный курс способствует формированию у обучающихся навыков правильного звукопроизношения и развитию фонематических процессов, которые лежат в основе становления навыков чтения и письма, системы знани...