Использование логопедического тренажера на коррекционных занятиях
компьютерная программа по логопедии на тему
Компьютерный тренажер «Дэльфа-142.1» представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон речи детей с речевой патологией.
Его программа содержит упражнения, направленные на преодоление недостатков в формировании звуковой стороны речи (постановка правильного речевого дыхания, коррекция назального оттенка голоса, формирование умения произвольно изменять силу голоса, развитие полноценного фонематического восприятия, обучение слитному произношению слов различной звуковой и слоговой сложности); коррекцию лексико-грамматической сторон речи (работа над звукобуквенными грамматическими обобщениями, формирование обобщенного лексического значения слова, расширение словарного запаса в рамках различных морфологических категорий), а также предупреждение или коррекцию нарушений чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
![]() | 396 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Использование логопедического тренажера
«Дэльфа-142.1»
в коррекционной работе с детьми»
- Организационный момент.
Теоретическая часть мастер-класса.
Знакомство с устройством – логопедический тренажер «Дэльфа-142.1»: описание, предназначение, содержание программы.
Данная компьютерная программа предназначена для коррекции нарушений голоса и звукопроизношения, развития речи и обучения грамоте.
Дэльфа-142 активно используется для развития памяти, речи, концентрации, внимания и для коррекции эмоционально-волевой сферы.
Устройство может использоваться как на индивидуальных, так и групповых занятиях.
Программа «Дэльфа-142.1» построена на основе игровых приёмов.
В программе реализован уровневый подход к обучению. Существует несколько блоков заданий (меню), расположенных по принципу усложнения речевого материала, с которым будет работать ребенок. Уровни сложности предусмотрены также и внутри каждого из заданий.
Данный тренажер состоит из 6 блоков. Каждый из которых выполняет свои функции и позволяет решать определенные задачи по коррекции речи.
Первый блок: меню "Звук" включает в себя 18 упражнений.
Данная категория предназначена для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи; помогает отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз; научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране; способствует развитию навыка голосообразования (включения голоса) и умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки, а так же отработке правильного произношения согласных звуков;
Второй блок: меню "Буква" включает в себя 9 упражнений.
Они отличаются по уровню сложности и могут быть использованы при работе над проявлением дисграфии. Эти упражнения помогут в процессе формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно-сходных фонем; используются для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости и помогут отработать навык дифференциации парных согласных.
Третий блок: меню «Слог» - 4 упражнения.
Способствует формированию первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога; позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных. Можно выбрать любую из 15 пар согласных и гласную в слоге.
Четвертый блок: меню «Слово» состоит из 19 упражнений.
С помощью этих упражнений формируется навык звукового анализа слова. В зависимости от выбора стимульного материала (картинки, аудирование) можно тренировать разные стороны фонемного восприятия. Так же можно использовать для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти.
Данный блок нацелен на формирование лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями.
Пятый блок: меню «Предложение» - 8 упражнений.
Данная категория заданий: "Восстанови предложение", "Составь предложение", "Вставь пропущенное слово", "Выбери форму слова", "Вставь предлог", "Вставь предлог (для отличников), "Вставь союз", "Закончи предложение" - предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи. Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и грамматических связей между словами в предложении.
Шестой блок: меню «Текст» включает в себя 3 упражнения, только в версиях 2.0 и 2.1.
Данные тексты предназначены для работы над связной речью. В упражнении "Пересказ" предложен набор текстов разного уровня сложности; вопросы к текстам; словарная работа и опорные слова для пересказа.
В упражнениях "Рассказ по картине" и "Рассказ по картине (для отличников)" представлены на выбор 21 картина русских художников (портреты, сюжетные картины и пейзажи). К каждой картине подобран музыкальный отрывок, соответствующий ее эмоциональному фону; вопросы сопровождаются выделением на экране смысловых частей картины; предоставляется возможность использовать при необходимости готовую лексику для описания, даны образцы текстов-описаний.
Программой компьютерного тренажера предусмотрена организация работы в нескольких режимах: тренировочном, контрольном, повтора.
Для облегчения работы с тренажером в обучающей программе заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок.
Систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционно-логопедическая работа по коррекции нарушений у детей с использованием логопедического тренажёра «Дельфа– 142 .1» позволяет качественно и количественно изменить уровень развития ребенка.
II. Практическая часть мастер-класса.
Сейчас мы с вами перейдем к практической части нашего знакомства с логотренажером.
1.Развитие артикуляционной моторики.
Для начала выполним несколько упражнений артикуляционной гимнастики с использованием видеоматериалов.
- упражнения для губ: _улыбка-трубочка-улыбка
- упражнения для языка: горка, варенье, лошадка (видеофайлы)
2. Работа над развитием дыхания и голоса.
На логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения обязательны упражнения на развитие речевого дыхания и голоса.
- Остудим горячий чай в чашке (Тренажер «Дельфа-142»)
- Задуем свечи на праздничном торте (Тренажер «Дельфа-142»)
- Бегемотик приготовил вам задание (Тренажер «Дельфа-142»)
На листочках
А-а-а— произнести шёпотом,
О-о-о – произнести тихим голосом,
У-у-у – произнести голосом средней громкости,
Э-э-э – произнести громко.
А - о- у- э – произнести на одном выдохе, увеличивая силу голоса.
3. Работа над правильным произношением звуков.
- Представьте, что вы в космическом корабле. Произнесите долгий звук [Р] и сбейте летающую тарелку. (Тренажер «Дельфа-142»)
4. Гимнастика для глаз.
Упражнение для глаз. (Файл «Аудиоритмика»).
5. Определение первого звука в слове.
- Назовите картинку, начинающуюся на заданный звук.
Работа с упражнением «Картинки» (Тренажер «Дельфа-142»)
6. Тренировка техники чтения и узнавания слов.
Развитие пространственного восприятия.
- Найдите нужное слово и назовите место его нахождения.
Работа с упражнением «Мозаика» (Тренажер «Дельфа-142»)
7. Развитие мелкой моторики.
- Возьмите пружинку и помассируйте каждый палец на руках,
катая пружину вниз-вверх по пальцу.
(Первый палец – большой, второй – указательный, третий – средний,
четвертый – безымянный, пятый – мизинчик. Один палец, два пальца,
три пальца, четыре пальца, пять пальцев.)
7. Формирование понимания предложно-падежных конструкций.
- Вставьте нужный предлог в предложение. (Тренажер «Дельфа-142»)
8. Формирование навыка адекватного восприятия текста.
Работа с упражнением «Пересказ» (Тренажер «Дельфа-142»)
(текст, вопросы, задания).
III. Итог.
- В заключение любого занятия – подведение итогов
(что нового узнали, чему научились, что понравилось).
Обсуждение вопросов.
Предварительный просмотр:
Логопедический тренажёр «Дэльфа-142.1» представляет собой комплексную многостороннюю программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией и состоит из следующих частей: электронный Блок обработки сигнала (БОС), адаптер питания АП-3302, обучающая программа «Дэльфа-142» на компакт-диске, микрофон МД-85А.
С помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» можно решать следующие задачи логопедической работы:
- коррекция речевого дыхания;
- коррекция силы голоса;
- работа над устранением назального оттенка голоса;
- коррекция произношения гласных и согласных звуков;
- отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
- отработка дифференциации соглас-ных по твердости-мягкости;
- работа над звукобуквенным составом слова, над слоговой структурой слова;
- формирование обобщенного лексического значения слова;
- коррекция лексико-грамматической стороны речи;
- работа над морфологическим значением слова;
- формирование и развитие навыка чтения;
- расширение словарного запаса;
- работа над построением плана речевого высказывания;
- развитие связной монологической речи и т.д.
Тренажер позволяет:
- внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
- использовать различный сти-мульный материал — картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
- работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребёнка;
- осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ребёнка.
Состав упражнений
Меню "Звук"
- «Чашка чая», «Праздничный пирог», «Костер», «Елочка», «Репка» и «Росток» предназначены для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи, плавности выдоха.
- «Бабочка», «Сказочный замок» и «Мельница» помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз.
- «Колобок», «Бегемотик» и «Извержение вулкана» помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране.
- «Космический стрелок» и «Салют» помогут сформировать и автома-тизировать навык голосообразования и умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки.
- Паровоз» и «Воздушный змей» предназначены для отработки правильного произношения согласных звуков.
С помощью упражнения-графика «Речевая волна» можно формировать правильную ритмико-слоговую структуру речи и корректировать дефекты ее плавности и слитности, в том числе при заикании. Упражнение-график «Речевая волна–2» применяется для тренировки произношения нестационарных (кратких) звуков: б, п, г, к, д, т, ц, ч, а также для отработки артикуляции слогов и слов.
Меню "Буква"
- «Собери букву» - для закрепления оптического контура буквы.
- «Найди букву» - для формирования первоначального навыка правильного чтения, навыка сличения печатного текста с образцом.
- «Картинки» - для формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных фонем.
- «Сортировка слов с пропущенными буквами» и «Конструктор» помогут отработать навык дифференциации парных согласных.
- «Тим и Том» используется для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости.
Меню «Слог»
- «Найди слог» - для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога.
- «Грузовик» позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных.
- «Волшебный колодец» - для формирования первоначального навыка правильного чтения (работа с трехсложными словами).
Меню «Слово»
- «Прятки» - для формирования навыка звукового анализа слова.
- «Мозаика» и «Мерцающая мозаика» - для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти.
- «Найди имя существительное», «Найди глагол», «Классификация частей речи», «Антонимы» и т.д. Все эти упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими кате-гориями.
Меню «Предложение»
- Упражнения предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи. Они тренируют детей в установлении смысловых и грамма-тических связей между словами в предложении.
Меню «Текст»
- «Пересказ", "Рассказ по картине" предназначены для работы над связным текстом.
При планировании коррек-ционного занятия с использованием тренажера логопеду необходимо учитывать и отразить наличие следующих компонентов:
- четкая постановка учебных целей и задач;
- способ и качество оценки выполненной ребенком работы;
- включение в занятие элементов игры в соответствии с личностными особенностями ученика и его психоэмоциональным уровнем развития;
- приемы обеспечения положи-тельного эмоционального настроя ученика.
Логопедический тренажер
"Дэльфа-142.1"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/03/picture-29401-1667442524.jpg)
Доклад на тему «Коррекция устной и письменной речи обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы- интерната V вида с использованием логопедическо-го тренажера «Дэльфа-142.2 »
Использование компьютерных программ в образовании уже давно стало повсеместным явлением. В на...
Рабочая программа курса обязательных групповых коррекционных занятий "Логопедические занятия" 1-3 класс
Структура рабочей программы по курсу «Логопедические занятия» предусматривает следующие разделы:1. Пояснительная записка2. Основное содержание тем предметного курса, практические работы3. Т...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/16/picture-236352-1657953004.jpg)
«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией
познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/13/picture-193459-1450016366.jpg)
Презентация на тему: "Использование логопедических сказок в коррекционной работе "
В презентации раскрыты виды логосказок: артикуляционных, пальчиковых, фонетических, лексико-грамматических сказок, сказки способствующие формированию связной речи, сказки для обучения грамоте. Педстав...
Использование принципа наглядности на коррекционных занятиях.
Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/25/picture-1086147-1543160506.gif)
Использование элементов игры ина коррекционных занятиях.
Игровая деятельность на коррекционных занятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-1087637-1543493879.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса: «Коррекционные занятия (логопедические)» для 0-6 классов
Данный курс способствует формированию у обучающихся навыков правильного звукопроизношения и развитию фонематических процессов, которые лежат в основе становления навыков чтения и письма, системы знани...