Мастер-класс "Использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в ОО ДО"
методическая разработка на тему

Коптелова Наталья Александровна

В данной работе для расширения знаний педагогов дополнительного образования была показана методика использования элементов краеведческой направленности  на занятиях по экологии для младших школьников по дополнительной общеразвивающей программе «Земля – наш общий дом»  в ОО ДО.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_publikatsiya.docx105.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования

Использование элементов краеведческой направленности

на занятиях по экологии для младших школьников в ОО ДО

(мастер-класс)

Исполнитель

Коптелова Наталья

Александровна, педагог дополнительного образования

МОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово.

Кемерово 2014

Пояснительная записка

На сегодняшний день в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», а также с принятием федерального государственного образовательного стандарта, большое  внимание уделяется формированию экологической культуры, элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, а также нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Поэтому экологическое образование детей младшего школьного возраста на сегодняшний день имеет большую значимость.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как этот период развития ребенка, характеризуется преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов принятых в обществе.

Проведение занятий по экологии для младших школьников по дополнительной общеразвивающей программе «Земля – наш общий дом» невозможно без использования элементов краеведения. Для того чтобы у ребенка появилась любовь к Родине, надо активно воздействовать на его чувства. Только тогда любовь к родному краю родится у него внутри, как отклик на всё, то доброе и родное, что связано у него с его малой родиной.

Использование элементов краеведения на занятиях также играет большую роль в нравственном становлении личности. Ребёнок понимающий, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущает гордость за свою землю, за себя; у него повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.[15]

 В данной работе мне хотелось бы показать педагогам в виде мастер-класса методику использования элементов краеведческой направленности  на занятиях по экологии для младших школьников в ОО ДО.

Цель итоговой работы: расширение знаний педагогов по использованию элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в ОО ДО.

Задачи:

  1. Показать методику использования элементов краеведческой направленности  на занятиях по экологии для младших школьников по дополнительной общеразвивающей программе «Земля – наш общий дом»  в ОО ДО.

  1. Показать методику проведения занятия «Особо охраняемые природные территории Кузбасса» для учащихся 4 года обучения.

  1. Сделать выводы о значении использования элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников по общеразвивающей программе дополнительного образования «Земля - наш общий дом» в ОО ДО.

Этапы работы мастер-класса:

  1. Приветствие слушателей курсов повышения квалификации: педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов. Сообщение темы, цели и задач итоговой работы.

  1. Методика использование элементов краеведческой направленности  на занятиях по экологии для младших школьников по дополнительной общеразвивающей программе «Земля – наш общий дом»;

  1. Методика проведения занятия «Особо охраняемые природные территории Кузбасса» для учащихся 4 года обучения.

  1.  Выводы и обсуждение о значении использования элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников по общеразвивающей программе дополнительного образования «Земля - наш общий дом» в ОО ДО.


  1. Приветствие слушателей курсов повышения квалификации. Сообщение темы, цели и задач итоговой работы.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию итоговую работу мастер-класс по теме «Использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в ОО ДО»

 Цель итоговой работы: расширение знаний педагогов по использованию элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в ОО ДО.

Задачи:

  1. Показать методику использования элементов краеведческой направленности  на занятиях по экологии для младших школьников по дополнительной общеразвивающей программе «Земля – наш общий дом»  в ОО ДО.

  1. Показать методику проведения занятия «Особо охраняемые природные территории Кузбасса» для учащихся 4 года обучения.

  1. Сделать выводы о значении использования элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников по общеразвивающей программе дополнительного образования «Земля - наш общий дом» в ОО ДО.

- Переходим ко второму этапу.


  1. Методика использования элементов краеведческой направленности  на занятиях по экологии для младших школьников по дополнительной общеразвивающей программе «Земля – наш общий дом»  

- Уважаемые коллеги, дополнительная общеразвивающая программа по экологии для младших школьников «Земля – наш общий дом» имеет естественнонаучную направленность, является дополнением к урокам окружающего мира в начальной общеобразовательной школе, к учебнику окружающего мира, под авторством: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимова С. А.,  она позволяет  расширить знания, получаемые в начальной школе, создает благоприятные условия для дальнейшего экологического образования в старших классах.

Цель программы: формирование основ экологической культуры учащихся начальной школы на занятиях по экологии в учреждении дополнительного образования.

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся, дополняющих школьную программу по окружающему миру;
  • развивать коммуникативные навыки (умение работать в группе, построения рассуждений, формулировать и доказывать свою точку зрения);  практические умения по изучению объектов природы (наблюдение, анализ, сравнение, работа с атласами, схемами);
  • воспитывать потребности (мотивы, побуждения) бережного и ответственного поведения в природе.

Возраст учащихся 7-11 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа по экологии «Земля – наш общий дом содержит знания из различных областей биологии, географии, краеведения, что создает благоприятные условия для экологического образования в старших классах. В течение четырех годов обучения учащиеся посещают много интересных занятий, все они строятся от естественного интереса детей к окружающему миру от их уже имеющихся знаний о жизни растений и животных, жизненного личного опыта, а педагог дополняет их новой информацией.

На занятиях по экологии для младших школьников ребята путешествуют в мир растений и животных, в том числе занесенных в Красную книгу России и Кузбасса, узнают  о роли первоцветов в природе и том, как их сохранить, узнают, что экология наука - это о связи живых существ со средой обитания, учатся составлять пищевые цепи и экологическую пирамиду, выявляют причины нарушения экологического равновесия в природе. На занятиях ребята смотрят презентации видеофильмы, работают в группах, участвуют в выставках экологического рисунка «Сохраним красоту первоцветов», «Птицы города».

 На всех занятиях большое внимание уделяется формированию бережного отношения к природе.

 Использование на занятиях элементов краеведческой направленности имеет большое образовательное и воспитательное значение, так как изучение особенностей территории Кузбасса способствует обогащению знаний учащихся о неповторимой природе родного края и его богатейших недрах земли. Как нельзя лучше эта задача у нас  решается в ходе посещения музеев: экскурсия в музей «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ позволяет ребятам познакомиться с растительным и животным миром Кузбасса, с полезными ископаемыми Кузбасса знакомит экскурсия в геологический музей КузГТУ «Полезные ископаемые Кузбасса». Также на занятии по теме «Атмосфера Кузбасса» ребята узнают, какие мероприятия проводятся по защите атмосферы Кузбасса от загрязнения. На занятии по теме «Литосфера Кузбасса» они узнают, когда и как образовалась Кемеровская область, как зарождался на территории Кузбасса каменный уголь и кто его первым обнаружил, а также какими еще полезными ископаемыми богат Кузбасс. На контурную карту Кузбасса, ребята наносят регионы, с которыми граничит наша область, обозначают горные системы, их самые высокие точки, равнинные территории Кузбасса, также крупные водоемы и минеральные источники.

В качестве наглядного пособия на занятиях используется карта Кемеровской области и растительный и животный мир Кузбасса.

На занятиях по темам «Растительный мир Кузбасса» и «Животный мир Кузбасса» ребята знакомятся с растительными сообществами Кузбасса, с местами проживания животных Красной книги Кузбасса,  наносят их на контурную карту, смотрят презентацию о растениях и животных, работают в группах, готовят сообщения о некоторых представителях растений и животных природных зон Кузбасса.

Эффективность освоения каждой темы занятия достигается  путем использования поэтапного подхода к выполнению заданий, которые содержат проблемный характер. Так при изучении темы «Сохраним природу родного края» обобщаются знания учащихся о Кузбассе по ранее пройденным темам «Атмосфера Кузбасса», «Гидросфера Кузбасса», «Литосфера Кузбасса». Ребята заполняют анкету «Наши действия и окружающая среда. Как добиться перемен». Ответы на анкету детей помогают проследить, как изменилось их экологическое самосознание и культура за время обучения, также учащиеся формулируют важный вывод о том, что охрана природных сообществ (экосистемы), а не отдельных видов растений и животных - это самый надежный способ сохранения флоры и фауны.

Чтобы упорядочить свои знания о родном крае, об охране природы родного края проводится Краеведческая викторина. Также в рамках городской акции «Дни защиты от экологической опасности» ребята пишут «Письмо другу», сочиняют стихи на тему защиты природы, выпускают листовки и участвуют в выставке «Сохраним природу родного края» и «Город будущего», занимают призовые места.

На занятиях большое внимание уделяется экологии города, ребята познают, какие экологические факторы влияют на природу города Кемерово и здоровье людей. Особенно наглядно это было представлено на примере экологической тропы «Экология городского парка», где ребята воочию увидели роль деревьев в очищении окружающей среды, узнали, какие деревья являются индикаторами загрязнения окружающей среды. На этом занятии у ребят появилась возможность на природе провести исследовательские работы по определению состояния городской среды и ее влиянию на растения и здоровье человека.

- Переходим к третьему этапу, коллеги!


  1. Методика проведения занятия «Особо охраняемые природные территории Кузбасса» для учащихся 4 года обучения

- Уважаемые коллеги, представляю вам  методику проведения занятия по теме «Особо охраняемые природные территории Кузбасса» (далее «ООПТ Кузбасса») для учащихся 4 года обучения.

 2х часовое занятие «ООПТ Кузбасса» состоит из 2х частей. На первом занятии ребята узнают, что такое ООПТ, их значение в природе, какие формы ООПТ бывают, выполняют проверочную карточку «Формы ООПТ».

На втором занятии используется презентация «ООПТ Кузбасса» как иллюстративный материал. Презентация позволяет ребятам увидеть неповторимую красоту природы Кузбасса, не выходя из кабинета на природу, а также помогает учащимся выполнить самостоятельную работу в группах, по созданию информационных листов «ООПТ Кузбасса».

Затем каждая группа представляет свою выполненную работу, а информационные листы используются для оформления выставки «Сохраним природу родного края» (приложение 1)

С помощью ярких иллюстрации у ребят формируется представление как об общем виде ООПТ Кузбасса, так и о растительном, животном мире каждого ООПТ, а также о нуждающихся в особой охране  видах растений и животных, занесенных в Красную книгу Кузбасса. Также просмотр презентации «ООПТ Кузбасса» помогает формировать у детей любовь к своему родному краю, к своей Родине, желание относиться  к природе бережно и защищать ее. 


4.        Заключение

В данной итоговой работе для расширения знаний педагогов дополнительного образования была показана методика использования элементов краеведческой направленности  на занятиях по экологии для младших школьников по дополнительной общеразвивающей программе «Земля – наш общий дом»  в ОО ДО.  

Вышеуказанная методика позволяет сделать вывод о том, что проведение занятий c элементами краеведческой направленности важно начинать именно в младшем школьном возрасте.  Для того чтобы у ребенка появилась любовь к Родине, надо активно воздействовать на его чувства.

Краеведение также играет большую роль в нравственном становлении личности. Ребёнок понимающий, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущает гордость за свою землю, за себя; у него повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

Данная работа может быть использована в качестве ознакомительного материала и для практического использования как учителями школ различного типа, так для педагогов учреждений дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

Сценарий занятия кружка «Азбука краеведа и эколога» для младших школьников «Живая старина».

Ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в творческую поисково-исследовательскую краеведческую де...

Занятие кружка "Экология для младших школьников"

Занятие кружка "Экология для младших школьников" по теме "Удивительные свойства воды"...

Занятие-игра по экологии для младших школьников «Все вокруг живое»

Чтобы люди действительно ценили и берегли мир, в котором они живут, стоит воспитывать эту заботу с детства. С самых малых лет, когда ребенок уже начинает понимать что к чему. Нужно воспитывать в нем п...

Разнообразие форм проведения занятий по экологии с младшими школьниками в дополнительном образовании на примере авторских программ

Статья для научно-практической конференции «Формирование основ естественно-научной грамотности младших школьников»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Экология для младших школьников"

Программа "Экология для младших школьников" направлена на формирование у детей экологического мышления, посредством накопления знаний об окружающем мире и на основе практическ...