Работа учителя-логопеда в рамках школьного ПМПк.
статья по логопедии на тему

Погодаева  Юлия Анатольевна

Данный материал может быть интересен учитем-логопедам, работающим в условиях инклюзивного образования с детьми с ОВЗ в условия массовой школы. Материал представляет собой доклад  на райнном спецсеминаре по теме: "Роль ПМПк в инклюзивном образовании. Система работы специалисто ПМПк ОО в условиях реализации ФГОС ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_seminar_08.11.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1.Работа  логопеда подобна работе садовника,

 который ухаживает за разными растениями.

Одно растение любит солнечные лучи,

другое – прохладную тень, одно – берег потока,

 другое – бесплодную горную вершину.

Одно процветает на песчаной почве,

другое – на богатом суглинке,

каждое требует наиболее подходящего для него ухода,

 в противном случае результат

 будет неудовлетворительным.    

В системе комплексного обследования детей в работе ПМПк одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребёнка.

Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребёнка.

СЛАЙД 2

В функциональные обязанности логопеда входит:

- проведение диагностики детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития.

- определение направления работы по коррекции речевых нарушений.

- участие в обсуждении с другими специалистами ПМПк, педагогами общеобразовательного учреждения результатов обследования детей, с целью определения их образовательного маршрута.

- оказание консультативной и методической  помощь родителям (законным представителям) по профилактике речевых нарушений у детей.

Эффективность логопедического обследования во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития. Существует  большое количество пособий, посвященных обследованию речи детей школьного возраста. В основу, которых положены разработки ведущих отечественных специалистов в области логопедии Галины Васильевны Чиркиной, Татьяны Борисовны Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Т.А. Фотековой  и  др. СЛАЙД 3 Это Логопедический альбом для обследования   звукопроизношения и логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи И. А. Смирновой, Альбом для логопеда Иншаковой Ольги Борисовны, Иллюстрированная методика логопедического обследования Волковской Татьяны Николаевны.

Грибова Ольга Евгеньевна описала технологию обследования структуры речевого дефекта с учетом принципов анализа речевых дефектов, принятых в российской логопедии. Она выделяет пять этапов.

Ориентировочный этап обследования

На этом этапе решается ряд задач:

  • сбор анамнестических данных;
  • выяснение запроса родителей;
  • выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.

Виды деятельности:

  • изучение медицинской и педагогической документации;
  • изучение работ ребенка;
  • беседа с родителями.

К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невролога, психоневролога, отоларинголога и др. По ходу изучения медицинской документации составляется представление о возможной причине речевого нарушения.

К педагогической документации относятся характеристики педагогов, дневник, в котором отмечаются результаты текущей, успеваемости ребенка. В ходе изучения педагогической документации составляется представление о тех проблемах, которые испытывает ребенок, особенностях его обучения, индивидуально типологических особенностях.

Следующий шаг – изучение работ ребенка. Естественно, что набор работ будет различен в зависимости от возраста нашего обследуемого.

  1. Рисунки, поделки, которые говорят о склонностях ребенка, его моторно-графических навыках.
  2. Тетради. Они необходимы для того, чтобы установить устойчивые затруднения при письме и сравнить качество работ, выполненных дома и в школе.

Изучение работ ребенка помогает составить предварительный портрет личности ребенка, выявить особенности построения его произвольной (учебной) деятельности, а также те психические процессы, несформированность которых может обусловливать наличие дисграфии и дислексии у ребенка, составить перечень типичных устойчивых ошибок.

Таким образом, документация способствует не только установлению прямых сведений о состоянии здоровья и освоении социально-образовательных навыков ребенка, но и предоставляет массу косвенной информации, на основе которой выстраивается беседа с родителями ребенка.

В процессе беседы с родителями выявляется исключительно ценная информация о личности ребенка, о стиле его взаимоотношений с окружающими, его интересах, характере, о возможных причинах появления дефекта.

Понимание личности ребенка и его социального окружения принципиально важно для адекватной организации следующих этапов обследования.

Диагностический этап

Содержанием диагностического этапа является проведение процедуры обследования речи ребенка. Это этап взаимодействия логопеда и ребенка, направленного на выяснение следующих фактов к моменту обследования:

  1. Какие языковые средства сформированы?
  2. Какие языковые средства не сформированы?
  3. Характер несформированности языковых средств.

Естественно, что характер дидактического материала будет зависеть:

  • от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);
  • уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);
  • уровня психического развития ребенка;
  • уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен, но не заучен ребенком).

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности проходит дифференцированно.

СЛАЙД 4.  Основные направления обследования речи детей

•        в обследование включается большой блок заданий, направленных на изучение письменной речи ребенка (за исключением тех случаев, когда у ребенка наблюдается изолированное нарушение звукопроизношения в виде пропуска или искажения звуков) и уровень сформированности ее предпосылок;

•        обследование включает меньшее количество игровых заданий, т. к. у ребенка уже сформирована произвольная учебная деятельность (или ее зачатки);

•        поскольку речевой и социальный опыт ребенка шире, усложняется и расширяется языковой материал;

•        часто необходимо установить уровень овладения школьником учебной программой, например, по русскому языку, чтению и математике.

В обследование входят письмо и письменная речь и чтение. Поскольку в подавляющем большинстве случаев отмечаются проблемы, отражающиеся на обоих видах речевой деятельности. По результатам анализа качества различных сторон речи логопед намечает направления дальнейшего логопедического исследования.

Если у ребенка недостатки письма обусловлены недостаточностью других психических функций, то необходимо выявить, какие стороны психической деятельности и каким образом страдают. Если у ребенка присутствуют ошибки, которые могут быть обусловлены несформированностью устной стороны речи, необходимо изучить состояние процессов устной речи и выявить языковую компетенцию в этой сфере.

Углубленное обследование состояния словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, слоговой структуры слова проводится только при наличии соответствующих отклонений в связной спонтанной речи ребенка. Обследование фонематического восприятия и состояния звукобуквенного анализа является обязательным при обследовании школьников с недостатками устной и письменной речи.

Аналитический этап

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда независимо от его места работы.

Особенностью речевой карты является аналитичность. В речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений.

На этом заканчивается заполнение речевой карты, но не работа по обследованию. Потому что смысл обследования состоит не столько в констатации некоторого дефекта, сколько в поиске путей, которые позволят этот дефект преодолеть или компенсировать. Поэтому выделяется следующий этап обследования – прогностический.

Прогностический этап

Прогностический этап – очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

Выявление первичности и вторичности в структуре дефекта позволяет организовать коррекционно-развивающее обучение адекватно возможностям ребенка с целью его наиболее полной социализации.

Заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до педагогов и родителей и обсуждены с ними. Поэтому следующий этап обследования – информационный.

Информирование

Представление логопедического обследования на ПМПк.

Совместно с другими специалистами консилиума обсуждаются результаты обследования, ставятся задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для проблемного ребенка, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья ребёнка.

 В итоге это позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего коррекционного сопровождения.

Информирование родителей является одним из сложнейших этапов, завершающих обследование ребенка. Родители – это самые близкие люди для ребенка, которые ответственны за его судьбу и которые могут влиять на судьбу ребенка настолько, насколько никто более не способен. Они могут содействовать успешной коррекционной работе, совершая просто чудеса, и могут ей противодействовать, считая ее необязательной и излишней.

Беседа с родителями строиться на доступном для них уровне использования терминологии, четко структурируя предъявляемый материал по результатам обследования.

В процессе информирования родителей сообщается вся информация, которая была получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она ни была. Родители имеют право знать все о своем ребенке.

Вопрос о дальнейшей работе с ребенком, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями, но при этом логопед может проявить определенную настойчивость в своих рекомендациях.

Логопедическое сопровождение

В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на логопедических занятиях.

А так же осуществляется промежуточная и итоговая диагностика речевого развития.

На этом этапе отмечается динамика речевого развития на середину учебного года.

Итоговая диагностика.

Цель: подведение итогов, анализ результативности логопедического сопровождения. Разработка рекомендаций по дальнейшему логопедическому сопровождению.

Это структура работы логопеда, как члена школьного консилиума, которой мы придерживаемся. А дальше совместно с родителями, учителями, работающими с данными детьми, мы реализуем самый длительный этап – это логопедическое сопровождение. Из детей, нуждающихся в логопедической помощи, формируются группы, в соответствии с речевым заключением.      

Необходимость проведения занятий обусловливается едиными учебными программами, коррекционной направленностью логопедического воздействия и развитием индивидуальных способностей детей.

СЛАЙД 5. Логопедические занятия организую двумя формами:  подгрупповые и индивидуальные.

 Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для подгруппы детей, имеющих сходство в структуре дефекта. Подгрупповые занятия помимо решения логопедических задач, формируют у детей умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению.

В задачи индивидуальных занятий входит, прежде всего, работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются детьми без специального обучения.

Они позволяют максимально обеспечить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку в отдельности. Это касается и использования слухового восприятия, и приемов преодоления моторных затруднений, и темпа продвижения ребенка.

Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка.

Те или иные проявления системного речевого нарушения имеют различную динамику преодоления и в связи с этим различную выраженность на разных этапах коррекционного обучения. Определить наиболее оптимальные сроки для их преодоления (а иногда и предупреждения), а также последовательность в их устранении — одно из необходимых условий эффективности индивидуальных занятий.

СЛАЙД 6. Для проведения как подгрупповых, так и индивидуальных занятий, в школе созданы все условия. Есть отдельное место для проведения индивидуальных занятий, направленных на постановку и автоматизацию звуков. Как и положено, оно оборудовано настенным зеркалом, мебелью в соответствии со стандартом, набор логопедических инструментов для постановки звуков (зонды, шпателя), а также стерилизатор для их обработки, шарики, мыльные пузыри, пособия для выполнения дыхательной гимнастики. СЛАЙД 7. Собран необходимый демонстрационный материал по различным темам, карточки, книги, пособия, СЛАЙД 8 для диагностики произношения звуков, а также автоматизации звуков в речи, литература, используемая в процессе логопедических занятий, а также игры и пособия, направленные на развитие мелкой и общей моторики.

С целью повышения эффективности логопедических занятий обращаю  особое внимание на развитие коммуникативной функции речи, для чего при проведении занятий создаются специальные условия, стимулирующие общение детей (свободное размещение во время занятий - лицом друг к другу, полукругом).

СЛАЙД 9.  Активно пользуюсь благами всеми любимого интернета. Наиболее полные ответы на свои вопросы нахожу на представленных сайтах. Они хорошо, как в теоретическом, так и в практическом плане. Предложенные материалы будут в помощь учителям начальных классов при работе по предупреждению и преодолению дисграфии и дисорфографии.

СЛАЙД 10. И вот только собрав воедино все составляющие, каковыми являются: диагностика, индивидуальный план, отлаженная система работы и единство всех специалистов, можно достичь поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Направления работы учителя-логопеда в рамках реализации программы "Адаптация первоклассников к школьному обучению"

В материале представлены современные методики логопедической работы с первоклассникми....

Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...

Пескотерапия- как инновационный метод формирования и развития коммуникативной культуры в воспитательной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.

Пескотерапия – это метод развития, коррекции и воспитания посредствам художественного творчества. Цель данного метода заключается в формировании начальной социально-коммуникативной компетенции ш...

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда с учащимися младшего школьного возраста.

Практика работы школьных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. С...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста

Материал может быть полезен педагогам, родителям. Вы узнаете как в игровой, непринужденной форме можно организовать проектную деятельность в работе с детьми, научиться читать и открыть для себя увлека...