Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (составление описательного рассказа) «Что мы знаем о овощах и фруктах?» подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР
план-конспект по логопедии на тему

Толкачева Татьяна Юрьевна

 Конспект Непрерывной  образовательной деятельности по речевому развитию (составление описательного рассказа) «Что мы знаем о овощах и фруктах?» подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект

Непрерывной  образовательной деятельности

по речевому развитию (составление описательного рассказа)

 «Что мы знаем о овощах и фруктах?»

подготовительная группа

 компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР

                                                                       Выполнила: воспитатель Толкачева Т.Ю.

Санкт-Петербург

2018 год

Задачи: Образовательные задачи:

  • Формировать у детей умение составлять описательный рассказ о фруктах и овощах.
  • Обобщить представления детей  об овощах;
  • Упражнять детей в употреблении глаголов с различным значением, глаголов, связанных с уборкой урожая;
  • Закреплять умение у детей согласовывать существительные с прилагательными;
  • Обогащать и активизировать словарный запас по теме «Овощи» за счет слов: ярмарка, «дары осени», садовод, овощевод, урожай, погреб, шероховатый и т. д.
  • Совершенствовать у детей умение чётко произносить звук [Р],  [С],  [Ц] в слове, слоге,  добиваться чёткости произношения фраз чистоговорки;
  • Закреплять представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду;

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей связную речь;
  • Развивать  у детей способность  сравнивать и обобщать овощи и фрукты;
  •  Развивать у детей зрительное внимание и память.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей уважительное отношение к труду овощеводов и садоводов;
  • Воспитывать у детей отвечать на вопросы воспитателя, слушать ответы товарищей;

Коррекционные задачи:

  • Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  • Развивать  у детей умение отвечать на вопросы простым распространённым      предложением;
  • Развивать общую  и мелкую моторику.

Используемые технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная технология

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

  • Чтение книг: А. Фет «Осень», М. Исаковский «Вишня»,  И. А. Бунин "Антоновские яблоки",  Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
  • Проведение дидактических игр: «Назови признак?»; «Чего не стало», «Один -много»;
  • Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
  • Рассматривание и сравнение  овощей и фруктов;
  • Рисование овощей и фруктов, натюрмортов;
  • Экскурсия в сад, на огород;

            Беседа о пользе овощей и фруктов;

  • Знакомство с картой схемой "Овощи" и «Фрукты».

Материалы и оборудование: Магнитофон, CD-R диск с записями произведений П.И. Чайковского «Времена года»; кукла – осень; мяч; опорная карта-схема для составления   описательных рассказов о фруктах  и овощах; плетеная корзинка, подносы, муляжи овощей и фруктов; имитация: банки с вареньем, с огурцами, с компотом, иллюстрации: «Садовник собирает урожай», «Овощевод ухаживает за грядками»; дидактическая игра: «Сварим компот и борщ»

Ход деятельности

Вводная часть

Звучит тихая, спокойная музыка П.И. Чайковского (из альбома «Времена года», «Сентябрь»),  дети проходят и садятся на стульчики. Появляется кукла-осень с венком на голове из осенних  листьев.

Кукла – осень: Здравствуйте, ребята, а узнали вы меня из какого времени года я?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях волшебница-осень, она вас приглашает на ярмарку: «Дары осени»

(Дети рассматривают ярмарку: овощи, фрукты, консервы из овощей и фруктов, компоты, варенье)

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое ярмарка?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а какие дары осени вы видите на ярмарке?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Чем отличаются фрукты от овощей?

Дети: Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Люди,  какой профессии выращивают фрукты?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Садовод.

Воспитатель: А кто выращивает овощи?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Овощевод.

Воспитатель: Видите, какой богатый урожай собрали садоводы и овощеводы. Ребята, а волшебница-осень очень хочет, чтобы вы рассказали про овощи и фрукты, чтобы покупатели узнали какой замечательный на ярмарке товар и быстро его разобрали.

Дети поочередно достают из корзинки фрукты, составляя описание.

Педагог сначала дает образец описание фрукта, используя схему (схема в виде рисунка), где растет, форма, цвет, размер, вкус, какой на ощупь, что из него можно приготовить.

Например: Это фрукт, яблоко, оно круглой формы. Они вырастают крупные и мелкие. Яблоки бывают зеленые, желтые или красные. По вкусу яблоки кислые или сладкие. Из них можно приготовить компот, сок, варенье, повидло, добавить в начинку для пирога.

Далее дети составляют описание фруктов самостоятельно по аналогии.

Воспитатель: А сейчас давайте отдохнем, физминутку проведем: «Огород».

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Огород у нас в порядке           - хлопают в ладоши

Мы весной вскопали грядки  - копают лопатой

Мы пололи огород,                 - присели, рвут травку

Поливали огород.                    - имитируют полив из лейки

В лунках маленьких не густо - соединяют ладошки, протягивают вперед

Рассадили мы капусту.           - присели, сажают капусту

Лето все она толстела,            - руки вкруг перед собой, пружинка

Разрасталась вширь и ввысь.  - руки в стороны, вверх

А теперь ей тесно белой,        - руки вниз, в стороны, плечи вверх- удивление

Говорит — посторонись!       - выпад вперед, правая нога вперед.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Нашей гостье очень понравилось, как вы рассказывали про овощи и фрукты.

Волшебница-осень: Воспитатель от лица осени: Я, осень – веселая пора! Хотите поиграть со мной?  Проводится словесное упражнение «Чистоговорки об овощах»

Оры – оры – оры – зреют помидоры.

Овка – овка – овка – яркая морковка.

Ис-ис-ис – у нас созрел редис.

Цы – цы – цы – мы полили огурцы.

Волшебница-осень: Благодарю вас ребята! Вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, я тоже хочу с вами поиграть в очень интересную игру, которая называется: «Мяч лови, что делать с фруктами говори!

Воспитатель бросает мяч по очереди детям, поймавший мяч ребенок называет действие, которое можно выполнять с овощами и фруктами.

Например: срывать, складывать, варить, тушить, резать, мариновать, жарить, солить, сушить.

Волшебница-осень: А сейчас я хочу проверить, какие вы внимательные.

Игра: «Чего не стало»

На столе разложены в ряд овощи фрукты (от 6-8 штук), ребенок подходит к столу, рассматривает овощи, запоминает. Далее ему предлагают отвернуться, воспитатель убирает один плод. Ребёнок поворачивается и определяет, чего не хватает и называет.

Воспитатель: Ребята, нашей гостье пора уходить у нее еще очень много дел в садах и огородах,  надо собрать урожай.  На прощанье осень дарит вам целую корзину фруктов и овощей, кушайте, наслаждайтесь. Но ей  очень хочется, чтобы вы рассказали, что из них можно приготовить, дайте кулинарные советы.

Воспитатель предлагает детям подойти, к корзине, дети выбирают овощ или фрукт, который им нравится,  и по очереди рассказывают, что из него можно приготовить.

Игра: «Кулинарные советы»

Например: Это баклажан, из него можно приготовить баклажанную игру.

                    Это слива, из них можно приготовить сливовый сок.

Оценка: Ребята я вас всех благодарю за активное участие на нашей ярмарке, за правильные ответы, кулинарные советы.  Вы отлично справились со всеми заданиями.  

Про какие дары осени вы расскажете дома?

Что вы про них расскажете?

До новых встреч на осенней ярмарке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Непослушная принцесса" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Занятие ООД "Непослушная принцесса" ОО "Познавательное развитие", "ОО Речевое развитие",  "социально - коммуникативное"  проводилось в игровой форме с...

ООД "Помощь сказочнику" Открытая итоговая образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данная образовательная деятельность направлена на закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по пройденному материалу за учебный год....

Программа работы кружка "Фантазёры" подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данная программа расчитана на развитие мелкой моторики, на развитие речи детей и конструкторского мышления....

Программа кружка "мастерская чудес" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для. детей с ТНР

Образовательная область  программы кружка "Фантазёры"  "Художественно-эстетическое развитие" (продуктивная,  конструктивно -модельная деятельность) направленная на р...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 2022 - 2023 уч.г

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...

Календарно - тематическое планирование по теме "Профессии" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 21.01. по 25.01 2019уч.г.

Календарно - тематическое планирование по теме "Профессии"   представляет собой взаимосвязанную цепочку введения детей в рассматриваемую тему, её освоение в совместной ООД с детьми...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко». Младшая группа (3-4 года) №1.

Конспектобразовательной деятельностипо речевому развитию«Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко».Младшая группа (3-4 года) №1....