Программа работы кружка "Фантазёры" подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
рабочая программа

Данная программа расчитана на развитие мелкой моторики, на развитие речи детей и конструкторского мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantazyory_kruzhok.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Д/с №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по  физическому направлению детей»

Протокол № от ___ 09.16 г.                                                                                                                             к приказу №______

Утверждаю: Заведующая МБДОУ № 15

Е. А. Топоева

«___» _________2016г.

Рассмотрено на заседании МО                                                                                                                       Приложение №_____

ПРОГРАММА РАБОТЫ

КРУЖКА «ФАНТАЗЁРЫ»

( подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (продуктивная деятельность)

Руководитель кружка: Андрюшина Людмила Михайловна

Шарыпово 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

Актуальность программы

- Цель и задачи

- структура занятий

- интеграция образовательных областей

- Планируемые результаты

- Педагогические технологии, методы и формы работы

2. Тематический план работы кружка

3. Материально-техническое обеспечение реализации плана работы кружка

4. Литература

1. Пояснительная записка

Срок реализации кружка - 1 год:
- 1 занятие  в неделю

- 2 занятия в месяц
- время проведения – 25 - 30 минут

  - работа проводится вне занятий во вторую половину дня, вторник: 16-20

  - возраст 6-7 лет

           В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важных задач в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений является – художественно-эстетическое воспитание детей. В дошкольные годы у ребёнка развиваются: мышление, речь, воображение, чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.  О том, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребёнка, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие.

        Мою группу посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, и я не случайно выбрала данное направление. Художественно – эстетическая деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним, рассказать о своём творчестве друзьям, родителям, способствует непринуждённому развитию  мелкой моторики, которая в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие речи детей, что очень важно для воспитанников нашей группы.

         Работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа кружка «Фантазёры» - прекрасное средство развития конструкторского мышления детей, развития мелкой моторики и речи детей. Воспитанники, видя готовые рисунки, с удовольствием рассказывают о них, сравнивают, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. На каждом занятии  решаются задачи общеобразовательного и воспитательного характера. Для практической работы отводится большая часть времени. Цель будет достигнута, если ребенок на занятии займет позицию: «Я хочу это сделать сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться». Занятия строятся по принципу «от действия по образцу - к самостоятельному творческому поиску» Более сложные работы выполняются по методу прямого показа, пока прием не будет надежно усвоен. В задачу руководителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

        

Цель:  формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении, развитие творческих способностей, мелкой моторики рук  и речи детей посредством аппликации и изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные

  • способствовать освоению технических приёмов работы с различными материалами, используемыми в изобразительной деятельности и аппликации;
  • способствовать освоению приёмов рисования и аппликации, традиционным и нетрадиционным способом;
  • способствовать правильной организации рабочего место, соблюдению порядка,  личной гигиены и правил безопасности во время работы детей;
  • способствовать экономичному расходованию материала

Развивающие

  • способствовать развитию познавательных психологических процессов (восприятие; внимание; память; мышление; воображение);
  • развивать мелкую моторику рук, речь и творческую активность у воспитанников;
  • развивать способность видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве

Воспитывающие

  • способствовать конструктивному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, развитию самостоятельности; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • Воспитывать чувства прекрасного к окружающей действительности

Структура занятий

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой. Рассказ воспитателя, объяснение, игровую мотивацию, постановку игровых и учебных задач дети могут слушать, сидя на ковре, а рассматривать иллюстрации и предметы – стоя вокруг воспитателя. Проводится пальчиковая игра, по возможности соответствующая теме и цели занятия. Например, тема «Осень» - игра «Дождик».

II. Основное содержание занятия.

Выполнение учебных задач. Динамические паузы, физкультурные паузы, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

III. Заключительная часть.

Оценка результатов работы. Оценка может происходить в кругу, когда каждый ребенок держит свою поделку, рассказывает о ней, а сказочный персонаж  положительно оценивает работы, т.к. для каждого воспитанника его поделка или рисунок – шедевр.

        Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики. Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Речевое развитие

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Познавательное развитие

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

Социально – коммуникативное развитие

Формирование гендерной,  семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Художественно – эстетическое развитие

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Планируемые результаты:

           К концу обучения дети достигают определённого уровня художественно    -     эстетического развития:

  • эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, дети научатся сочетать разные художественные (традиционные и нетрадиционные) материалы и изобразительные техники при выполнении творческих задач;
  •  сформирован навык самостоятельной работы, умение четко формулировать, излагать свои мысли и передавать предметную и личностную информацию;
  • Способны видеть и выделять качества предметов (форму, цвет, величину, положение в пространстве)
  • освоены технические приёмы работы с различными материалами, используемыми в изобразительной деятельности и  аппликации;

У детей совершенствуется:

  • речевая и творческая активность для дальнейшего обучения в школе;
  • воображение, мышление, память;
  • совершенствуется конструктивное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • мелкая моторика рук; 

Воспитанники умеют:

  • правильно организовывать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • экономно расходовать материалы

Педагогические технологии, методы и формы работы

В основе отбора и использования образовательных педагогических технологий лежит принцип личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании:

деятельностные технологии, ориентированные на овладение навыками ручного труда,

личностно-ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе,

когнитивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций детей;

групповая технология (групповой опрос, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);

- игровые технологии ( сюжетные, с предметом и т.д.)

-технология исследовательской деятельности, решающий фактор активизации интереса к знаниям;

технология диалогового обучения, при которой реализуется идея оптимизации обучающихся;

технология коллективной творческой деятельности ( освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты);

- здоровьесберегающая технология ( направлена на  сохранение и укрепления здоровья детей)

Методы и приемы:

- словесный метод - на теоретических и практических занятиях ( объяснение, рассказ, беседа, сказка);

- игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;

- наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;

- последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме;

- познавательный метод формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность;

- репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;

- объяснительно- иллюстративный метод;

- метод самостоятельной работы;

- создание ситуации успеха;

- метод стимулирования;

- оздоровительный метод.

Кружковая деятельность организуется с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, использованием игровых методик.

Способы организации деятельности:

- игра;

- опытно-экспериментальное действие;

- групповая;

 - в малых группах

Формы организации занятий:

- практические работы репродуктивного и творческого характера,

- познавательная игра,

- интегрированное занятие,

- ролевые игры,

- творческие выставки,

- конкурсы.

Кружковая деятельность организуется по общепедагогическим принципам сезонности, систематичности и последовательности «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому», по принципу интереса с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Перспективное планирование

Тема

Всего занятий

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с пластилином (лепка плоскостная)

2

0,5

1,5

3

Работа с гуашью, красками (нетрадиционным методом)

4

0,5

3,5

4

Работа с тканью (ниткография)

3

0,5

2,5

5

Работа с бумагой (торцеване)

2

0,5

1,5

6

Работа с бросовым материалом

3

0,5

2,5

7

Аппликация из бумаги

2

0,5

1,5

8

Самостоятельный поиск создания композиций по представлению, выбор техники изображения.

1

0,5

0,5

 

Всего

18

4,5

13,5

Тематический план работы кружка

Месяц и № занятия

Тема

Цель

Работа с красками и гуашью (нетрадиционным способом)

Сентябрь

1 неделя

Вводное (диалоговое общение, игра). Виды изобразительного искусства.

Знакомство с миром искусства. Выявление интересов детей, уровня развития художественных способностей

3 неделя

Беседа. «Красивые цветы» - рисование по представлению (цветные карандаши, краски).

Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками, гуашью, нетрадиционными способами рисования. Выявление уровня владения нетрадиционными способами рисования

 Октябрь 

1 неделя

Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень». Рисование – отпечатки листьев. Тема «Золотой листопад» (гуашь).

Развитие внимания, мыслительной деятельности. Создание природной композиции средствами нетрадиционного рисования.

3 неделя

«Берёзка»  (гуашь)

Рисование берёзки нетрадиционным способом (руками)

Ноябрь

1 неделя

Рисование по мокрой бумаге «Лес, точно терем расписной» (краски).

Создание сюжетных композиций нетрадиционным способом рисования, развитие чувства цвета и композиции.

Аппликация из природного материала

3неделя

Аппликация из листьев Утки на озере

Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала- сухих листьев, развитие чувства цвета и композиции

Декабрь

1 неделя

Аппликация из ваты Веселые зверюшки

Знакомство с новым видом и техникой работы с ватой

3 неделя

Рисование манной крупой «Зимний лес» (карандашом, манной крупой, клеем).

Реализовать творческую задачу знакомым способом рисования при помощи клея и манки

Январь

Лепка плоскостная (работа с пластилином)

1 неделя

 «Дерево на ветру»

Закрепление приемов растяжки (веточки дерева, облака, небо), задать правильное направление мазка для передачи движения (ветер)

3 неделя

«Весёлые зверюшки»

Задавать правильное направление мазка и сочетание цвета

Аппликация - торцевание

Февраль

1-3 недели

Аппликация «Открытка для папы

 

Создание открытки  - методом торцевания

Ниткография (работа с нитками)

Март

1 неделя

«Цветы для мамы»

Создание праздничной открытки  с использованием новой техники рисования - ниткография

3 неделя

Аппликация из ниток Пушистые картины

Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники- освоение разных способов создания образа: контурного, силуэтного

Аппликация – рисование (полоски бумаги – краски)

Апрель

1 неделя

Первоцветы (Аппликация сюжетная)

Самостоятельный поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания образа подснежника

3 неделя

Аппликация из цветной бумаги Звезды и кометы

Изображение летящей кометы, состоящей из головы (звезды, вырезанной по схеме) и «хвоста»составленной из полосок бумаги (скрученных, рваных- по выбору)

Рисование – аппликация (гуашь, нитки)

Май

1 неделя

Рисование. Поздравительная открытка к 9 Мая

Создание праздничной открытки в сочетании рисовании и лепки

3 неделя

Рисование по личному впечатлению «Весна в природе»

Самостоятельный поиск создания композиций по представлению, выбор техники изображения.

 Ресурсное обеспечение кружковой работы:

         Центр художественно - эстетического творчества  в группе «Мир прекрасного» оснащён необходимыми разнообразными средствами и материалами по рисованию, аппликации, лепке, позволяющие детям развивать творческие способности.

Инструменты и приспособления:

-  цветные карандаши

-  ножницы канцелярские с закругленными концами

-  кисточка для клея и красок

-  доски для работы с пластилином

- ватные палочки

- трубочки для выдувания красок

- непроливайки

Материалы:

-  пластилин

- бумага цветная для аппликаций

- картон белый и цветной

- гуашь, краски

- засушенные листья  

-  вата

- манная крупа  

-   шерстяная пряжа

-   клей ПВА

 Дидактические игры: 

- «Что напутал художник»

- «Цвета и краски»

- «Волшебный круг»

-  «Узнай узор» и др.,

Используемая литература:

1. И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». ТЦ «Сфера» Москва 2009г.

2. Митителло. Аппликация техника и исскуство»- М.: изд. «Эксмо», 2005

3.Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. М:Пролсвещение, 1996г.

4. Куцакова Л.В. « Конструирование и художественный труд в детском саду.: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008

5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М-Просвещение, 1985г.

6.Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности в д/с. М-Владос, 2000г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедия.Взаимодействие педагогов и медработников в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР)

Консультация родителей и педагогов (специалистов) по данной теме необходима для более четкой координации действий всех участников учебно-образовательного процесса....

Конспект ООД "Непослушная принцесса" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Занятие ООД "Непослушная принцесса" ОО "Познавательное развитие", "ОО Речевое развитие",  "социально - коммуникативное"  проводилось в игровой форме с...

Программа кружка "Красочный мир" старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данная программа носит художественно-эстетическую направленность, она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. программа нап...

Программа кружка "мастерская чудес" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для. детей с ТНР

Образовательная область  программы кружка "Фантазёры"  "Художественно-эстетическое развитие" (продуктивная,  конструктивно -модельная деятельность) направленная на р...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 2022 - 2023 уч.г

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...

Календарно - тематическое планирование по теме "Профессии" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 21.01. по 25.01 2019уч.г.

Календарно - тематическое планирование по теме "Профессии"   представляет собой взаимосвязанную цепочку введения детей в рассматриваемую тему, её освоение в совместной ООД с детьми...

Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детейс фонетико-фонематическим недоразвитием речи....