Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия
    план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

    Анишина Наталья Николаевна

    «Дифференциация  прописных букв п - т на материале слов и предложений».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого подгруппового занятия по коррекции оптической дисграфии

    в 3 классе (для учащихся с интеллектуальными нарушениями).
    (Логопед: Анишина Н.Н., ГБОУ школа № 439 Петродворцовый район СПб)

    Логопедическая тема: «Дифференциация  прописных букв п - т на материале слов и предложений».

    Грамматическая тема: «Предложение».
    Лексическая тема: «Насекомые».

    Дата проведения:10.11.17 г.

    Технологии, применяемые на уроке: игровая, здоровьесберегающая, дифференцирование, технология комплексного коррекционного воздействия.

    Цель: научить дифференцировать прописные буквы п - т на материале слов и предложений.

    Задачи:  

    Образовательные:

    1) развивать слуховую,  произносительную дифференциацию звуков [п]- [т] на материале слов и предложений;

    2) развивать оптическую дифференциацию прописных букв п - т в словах и предложениях.

    Коррекционно-развивающие:

    1) формировать сложные формы фонематического анализа;

    2) обогащать словарный запас существительных, глаголов, прилагательных по теме: «Насекомые»;

    3) тренировка пространственной ориентировки;

    4) формировать зрительную память;

    5) развивать мелкую и общую моторику;

    6) развивать высшие психические функции: память, внимание, воображение, логическое мышление.

    Воспитательные:

    1)воспитание самостоятельности;

    2)формирование функций контроля и самостоятельности.

    Оборудование: картинки с изображением насекомых, название которых начинается на звуки [п]-[т]; картинка с изображением тарелки; индивидуальные зеркала; игра «Беговые дорожки»; печатные и прописные буквы п - т; элементы печатных букв п- т; нитки; изографы; карточки с правильно и неправильно написанными буквами п - т; деформированные предложения; тетради и цветные ручки.

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    II. Зрительный диктант.

    Диктант проводится на материале картинок с изображением насекомых. Логопед вывешивает на доску картинки на звуки [п] и [т]: паук   ,таракан , пчела  и тарелка .
    Учащиеся перечисляют их, запоминают последовательность их расположения. Затем логопед закрывает «образец» и дети из своих картинок выкладывают ту же последовательность. Далее дети сравнивают свой вариант с исходным «образцом».

    III. Игра «4-ый лишний».

    Из предложенных выше картинок дети определяют, какая из них лишняя и почему.

    IV. Основная часть.

    1. Выделение звуков [п]-[т] из слов.

    Используя картинки из предыдущего задания, дети определяют, какие звуки стоят в начале названий этих картинок. Дети вместе с логопедом определяют, какая тема этого занятия. Число и тема записываются в тетрадь.

    2. Сравнение звуков [п]-[т] по артикуляции.
    Ученики поочерёдно произносят звуки [п]-[т], глядя в индивидуальные зеркала.
    Отмечаются сходства звуков (согласные, глухие, твёрдые) и различия в месте преграды ([п] - губы, [т] - десны).

    3. Игра «Беговые дорожки».

    Детям раздаются индивидуальные карточки с фишками, где одна фишка обозначает звук [п], а другая - звук [т]. Логопед читает слова со звуками [п]-[т]( пастух, трещат, прогулка, трава, прусак, пчела, тараканы, ползут, тучка, паучок). Если дети услышат звук [п], то двигают одну фишку по дорожке, если звук [т], то другую. В итоге побеждает одна из фишек.

    4. Соотнесение звуков [ п]-[т] с буквами.

    Логопед предлагает ученикам выложить печатную букву «п» из элементов буквы, из нитки выложить прописную букву «п». Та же работа проводится и с буквой «т».

    5. Сравнение букв п - т.

    Ученикам раздаются картонные буквы п - т (выполненные рукописным шрифтом). Дети должны самостоятельно отметить сходства и различия в их написании. Логопед проводит опрос учеников. После прослушивания делается вывод: общее у букв п-т — одинаковые элементы; различие состоит в том, что у буквы п — один элемент, а у т — два.  Далее дети прописывают буквы п - т в воздухе, на столе. Потом логопед прописывает буквы п - т у детей на ладонях (глаза закрыты).

    6. Работа с изографами.

    Логопед спрашивает у детей на что похожи буквы п - т.( П- похожа на ворота, дверной проем; Т- на молоток).Дети дают свои ответы.

    Далее логопед вывешивает свои варианты изографов букв п   - т

    7. Работа с карточками.

    Детям индивидуально раздаются карточки, на которых правильно и неправильно написаны буквы п - т. Дети обводят правильно написанные буквы п - т. Далее дети меняются карточками, проводят проверку правильности выполнения задания.

    8. Физкультминутка.

    Дети встают из-за своих парт. Логопед дает задание: выполнять только те движения, которые начинаются на звуки [п]-[т]. Например:
    топаем; хлопаем;
    прыгаем; крутимся;
    приседаем; шагаем;
    поворачиваемся.

    9. Работа над деформированными предложениями.

    Детям раздаются индивидуальные карточки с деформированными предложениями, в словах, которых пропущены буквы п - т. Дети вставляют буквы в слова, составляют логически правильные предложения и записывают их в тетрадь.
    Далее дети считают сколько слов в предложении и какие по счету слова с буквами п - т, подчёркивают буквы простым карандашом.

    III. Итог занятия.

    Логопед: Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Дети: О насекомых и буквах т - п.

    Логопед: Чем похожи звуки [п]-[т]? Дети: Звуки [п]-[т] оба согласные, твёрдые и глухие.

    Логопед: А чем отличаются прописные буквы п -т ? Дети: У буквы п - один элемент, а у т- два. Логопед: Что больше всего вам понравилось на занятии? Дети отвечают на вопрос логопеда.

    3. Физ.минутка.
    «Покажи, что назову»

    - Давай немного отдохнём! Я буду называть направления с
    предлогами, а ты- выполнять задания и называть предлоги.

    - Подойди к доске. Где предлог?

    - Сядь на стул.

    - Встань за парту.

    - Возьми ручку и положи на парту.

    - Сядь под парту.

    - Подними руки над головой.

    III. Закрепление навыка раздельного написание предлогов с другими словами.

    - Сейчас мы поработаем на карточках. Прочитаем текст загадки, вставишь нужные предлоги. Отгадаешь загадку. Спишешь текст.

    Дом .... улице идет (по)

    .... работу нас везёт (на)
    Не .... курьих ножках (на)
    А .... резиновых сапожках, (в)
    (автобус)

    IV. Работа над деформированным текстом.

    Слушай внимательно.
    На столе сапожки
    Под столом лепёжки
    Под столом портрет
    Над столом табурет

    - Что здесь не так?       (надо переставить предлоги)
    Теперь прочитай правильно и назови предлоги.

    4. Итог занятия.

    (выкладывается картинка).

    Теперь давай наведём порядок в комнате: расставь предметы по
    местам и скажи мне, что и куда ты поставишь.

    - Скажи, что нового ты сегодня узнала?

    - Молодец! Ты хорошо справилась с заданиями! Урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

    Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

    Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

    Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

    Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

    Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

    Конспекты логопедических занятий

    Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

    Конспекты логопедических занятий

    Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

    Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

    Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

    Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"

    На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг...