Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей
статья по логопедии (1, 2 класс) на тему

Статья содержит ответы на вопросы, которые часто задают родители учителю-логопеду в школе до начала школьного обучения ребенка и в период обучения в 1-2 классе. Освещены вопросы и по организации работы логопеда с ребенком, по проблемам необходимости занятий с ребенком и другие. Ответы и рекомендации учителя-логопеда с двадцатилетним опытом работы позволят родителям проанализировать проблему ребенка сделать самостоятельные выводы о необходимости занятий или обратиться к логопеду с личной консультацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvety_uchitelya-logopeda_na_chastye_voprosy_roditeley.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Ответы учителя-логопеда на частые вопросы родителей

  1. Вопрос. Друзья и учитель говорят мне, что моему ребенку необходимо заниматься с логопедом, так как он неправильно произносит звуки, неразборчиво произносит слова, а я считаю, что мой сын справится сам, и всё пройдет, когда он подрастёт, потому что в нашей семье ни у кого проблем с речью нет. Я тоже в детстве не проговаривала звук «Р», потом в школе научилась. Как поступить, чтобы не навредить моему ребёнку?

Ответ. Если развитие речи Вашего ребёнка отстаёт от возрастной нормы, следует обратиться за консультацией к поликлиническому логопеду или учителю-логопеду школы.  Возможно показать ребенка неврологу. Вам дадут советы, рекомендации, покажут доступные приёмы и упражнения коррекции речи. Вы сами можете выбрать форму занятий с ребенком. Либо посещать занятия с логопедом, либо позаниматься дома. Недостатки речи надо преодолевать своевременно, чтобы они не закрепились и не стали стойкими. Если к школьному возрасту речь не сформирована, то уже это «само не пройдет».

  1. Вопрос. Как долго нужно посещать логопедические занятия в школе?

Ответ. Сроки логопедической коррекции зависят от тяжести речевого нарушения, его причин. Если это единичное функциональное нарушение произношения звуков «Л», «Р», не осложненное нарушением анатомического строения органов речи и без дизартрических нарушений, то звук ставится и вводится в речь от 2 недель до 1 месяца. Если нарушение связано с неврологическими проблемами (гипертонус мыщц, спазм), аномалиями в строении органов (расщелины, неправильный прикус), то возможно от 6 месяцев и до года. В некоторых сложных случаях (выраженные дизартрические нарушения) возможно только искаженное (примерное) произношение звуков и не удаётся получить правильное. Если к нарушению звуковой стороны речи добавляются проблемы в лексико-грамматическом строе речи, нарушения фонематического слуха, то занятия необходимы 2 года. Для детей, имеющих выраженное ОНР или ЗПР, занятия проводятся с 1 по 4 класс.

  1. Вопрос. Каких детей зачисляют для занятий с логопедом в школе?

Консультацию по уровню развития речи ребенка и рекомендации по дальнейшему развитию и коррекции речи может получить любой ученик школы, обратившийся лично или вместе с родителями. На занятия зачисляются дети, имеющие заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), где подтвержден статус ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) - ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и даны рекомендации для обучения по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ОВЗ (вар.5.1).

4.Вопрос. Не помешает ли моему ребенку заключение ПМПК и занятия с логопедом в дальнейшем поступить в престижную школу, ВУЗ, выбрать желаемую профессию?

Ответ. Заключение ПМПК с рекомендациями оказания логопедической помощи ребенку с ТНР действительно в течение года для предъявления в образовательное учреждение. Если родители не обратились с заявлением обучать ребенка по соответствующей программе, то оно теряет свою силу. Если родители выразили согласие обучать ребенка и заниматься с логопедом, то занятия проходят не более начальной ступени, т.е до 4 класса. При успешной коррекции, по желанию родителей, по заключению школьного ПМПк, ребенок может быть выписан и ранее этого срока. Если к концу 4 класса ребенок преодолеет свои речевые проблемы и к моменту поступления у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.

  1. Вопрос. Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Роль родителей в развитии речи ребенка очень велика. Существует много книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например, Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». В сети интернет много обучающих вебинаров по постановке звуков. Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Речь взрослых должна быть образцом для подражания: чёткая, плавная, эмоциональная, медленная, без «сюсюканья», с понятными ребенку словами. Очень полезно читать детям стихи, сказки, соответствующие их возрасту. Важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

  1. Вопрос. Почему ребенок плохо читает и пишет?

Ответ. Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются, и ребенок концентрируется на понимании смысла текста.

Подобные проблемы могут возникать и с письмом.

До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.

Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех учащихся, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции), гиперактивность.

6.Вопрос.Что такое «дисграфия» и «дислексия»?

Ответ. Дисграфия – расстройство процесса письма. Дислексия – расстройство процесса чтения. Если ребёнок нуждающийся в логопедической помощи не получает её своевременно, то в последствии как правило, выявляются нарушения чтения и письма. Эти расстройства характеризуются наличием специфических ошибок (пропуски букв, замены, перестановки и другие), которые носят стойкий характер.

7.Вопрос.Как правильно научить ребенка читать?

Ответ. В основе обучения чтению лежит не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например (М), следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит ЗВУК. С образом буквы знакомить не ранее 5-6 лет, т.к. физиологическая готовность ребенка и прежде всего органа зрения на восприятие слова формируется к школьному возрасту. Важнее научить ребенка звуковому анализу и синтезу: выделению звуков в слове, определению порядка и количества звуков в слове, различать гласные и согласные звуки, слышать твердость и мягкость согласного. Важны и неречевые навыки: ориентировка в пространстве, хорошая зрительная и слуховая память, чувство ритма, развитая мелкая моторика, активное мышление. Именно хорошее развитие этих компонентов у ребенка позволит овладеть грамотой в короткое время.

8. Вопрос. Почему ребенок во втором классе пропускает буквы в словах, не дописывает буквы?

Ответ. Часто такая причина возникает у многих детей на начальной стадии обучения письму. Письмо – это сложный многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

1) определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

2) соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

3) воспроизвести с помощью движений руки букву.

Требуется автоматизация этого процесса. Важно, чтобы все функции, обеспечивающие процесс письма, были сформированы: слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, звуковой анализ и синтез, лексико-грамматическая сторона речи, зрительный анализ и синтез, пространственные представления.

 Причины пропуска букв могут быть различными. Чаще встречаются пропуски из-за недостаточно сформированного фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, слабого внимания, низкого уровня регуляции и самоконтроля.

Фонематический слух – это умение различать близкие акустически звуки на слух и правильно обозначать буквой.

Звукобуквенный анализ и синтез - это умение определить количество и порядок звуков в слове, обозначить буквой и соединить в слово. Для тренировки навыка использовать различные упражнения на развитие фонематического слуха и звукобуквенного анализа. Очень много приемов и рекомендаций для каждого возраста в сети интернет.

Низкое развитие внимания тоже приводит к пропуску. Работаем над развитием внимания, как процессом (специальные упражнения на развитие внимания) и развиваем орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного.
Низкий уровень самоконтроля и регуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Необходимо развивать навыки самоконтроля и регуляции. Эти навыки развиваются специальными упражнениями и в обычных повседневных делах (например, самостоятельно собрать портфель в школу).

9. Вопрос. Какие упражнения можно выполнять, для преодоления нарушений письма?

Ответ. Нужно разобраться в причинах нарушения. И работать именно над преодолением выявленных нарушений. Если нарушения связаны с недостатками фонематического слуха и звукобуквенного анализа, то выполнять многократно задания, которые формируют эти умения. Материал с упражнения подставлен на школьном сайте.

http://school32.irk.ru/p/logoped

 Если недостатки письма связаны с нарушением пространственных представлений, с зеркальным письмом, с моторными нарушениями, то использовать упражнения для развития зрительных и пространственных представлений.

http://poskladam.ru/bukvy/bkvy_rebenok_propuskaet_bukviy_pri_pisme.html

Причину нарушений поможет выявить учитель-логопед. Если ошибки приобретают стойкий характер и их более пяти в диктанте второклассника, то следует обратиться к логопеду для оказания систематической помощи на занятиях.

Для самостоятельных занятий ребенка можно использовать сайт. Подходит для диагностики дисграфии и дислексии и содержит тесты и тренировочные упражнения, позволяющие преодолеть нарушения. https://www.cognifit.com/ru/science/recovering-brainhealth/dyslexia

10.Вопрос.  Чем занимаются дети на логопедических занятиях в школе и сколько они длятся?

Ответ. Ребёнок посещает занятия у школьного логопеда 2-3 раза в неделю продолжительностью от 30 мин. До 45 мин. Подгрупповые занятия учитель-логопед планирует с детьми одного возраста(класса) и со сходными нарушениями речи. Содержание каждого логопедического занятия зависит от формы речевого нарушения и целей логопедической коррекции. Занятия по произношению обычно включают игры и упражнения на развитие мышц артикуляции, упражнения на развитие речевого дыхания, пальчиковую гимнастику, мимические упражнения, упражнения на дикцию и чистоту речи, упражнение на развитие слухового восприятия, исправление дефекта произношения и правильную автоматизацию звуков в речи, коррекцию нарушений слоговой структуры, формирование лексико-грамматических представлений, коррекцию нарушений чтения и письма. Занятия по коррекции письменной речи включают упражнения, игры и задания на развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственной координации, развитие артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, упражнения по коррекции нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей

Воспитание - это дело каждой семьи и всех взрослых....

Готов ли ребёнок к школе?Ответы на вопросы родителей

Готов ли мой ребёнок к школе? Как это определить? Что делать? Родители очень волнуются перед поступлением ребёнка в школу. Очень боятся, что ребёнок будет хуже всех в классе, ничего не будет знать. Ка...

Ответы на вопросы по аттестации на соответствие занимаемой должности блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда

Данный материал содержит примерные ответы на вопросы по аттестации    на соответствие занимаемой должности  блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда....

Взаимодействие учителя – логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся.

Учитель начальных классов для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет  очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с про...

Родители задают вопросы учителю - логопеду.

Эта статья даёт пояснение родителям и педагогам по вопросу формирования чтения у детей 6 – 7 лет и влияния процесса чтения на успеваемость. Знакомит с таким состоянием речи, как дислексия....

«Взаимодействие учителя-логопеда и психолога с родителями»

Ставки учителя-логопеда и педагога-психолога есть почти в каждом образовательном учреждении. Как правило, логопед и психолог входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровожд...