Родители задают вопросы учителю - логопеду.
статья (1, 2 класс)

Горелова Варвара Ивановна

Эта статья даёт пояснение родителям и педагогам по вопросу формирования чтения у детей 6 – 7 лет и влияния процесса чтения на успеваемость. Знакомит с таким состоянием речи, как дислексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родители задают логопеду вопросы:

Почему ребёнок не может научиться читать?

Почему снизилась успеваемость?

   Последние несколько лет педагоги и родители стали замечать, что успеваемость детей с первого класса и далее снижается с каждым годом и проблема эта имеет тенденцию роста.  

    Мнение родителей и педагогов по этой проблеме неоднозначно: одни считают, что это последствия неправильного воспитания в семье, другие, что это установка взрослого поколения, что трудная программа, третьи предполагают, что эти проблемы из – за чего – то другого.

   Чтобы не гадать, необходимо незамедлительно выяснить причину неуспеваемости и несформированности процессов чтения и обратиться за консультацией к специалисту: учителю - логопеду, который напрямую связан с проблемой успеваемости.

Логопед поможет определить, есть ли, какой бы то ни было, речевой недостаток у ребёнка.

Школьный учитель – логопед определит уровень недостатка устной и письменной речи, предложит пути выхода из сложившейся проблемы. Познакомит родителей с причинами возникновения недостатков речи и расскажет о самом недостатке.

   Одним из многих нарушений речи, который сильно влияет на успеваемость, является ДИСЛЕКСИЯ.

   Сейчас об этой речевой проблеме начали говорить чаще и широко.  Дислексия - это частичное специфическое расстройство процесса овладения чтением, проявляется оно в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера. Например, в затруднениях опознавания и узнавания букв; в трудностях слияния букв в слоги разного типа,  слогов - в слова. В свою очередь, это приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова.  Отсюда,  происходит непонимание ребёнком прочитанного слова, предложения, текста. Искажается информация и появляется неспособность сделать вывод или умозаключение, всё это обусловлено несформированностью психических функций головного мозга. Но, при этом, слух, зрение и интеллект у ребёнка в норме.  

    В последнее время в моей практике много случаев, когда дети совсем не могут начать  читать или делают это с трудом. Читают побуквенно, постоянно ошибаются при прочтении части слова или окончания, допускают довольно частые запинки, остановки, спотыкания во время чтения.  Это отражается на процессе чтения таким образом, что оно становится непонятным для окружающих, вызывает у родителей нервозность, беспокойство. У самих детей появляется дискомфортное состояние, отторжение чтения, у ребёнка  нарастает нежелание читать, т. к. процесс чтения для него сравним с непосильным трудом.  

    Параллельно с недостатками чтения возникают недостатки письма (ДИСГРАФИЯ).

Отмечу, что дислексия не является, как и все речевые недостатки, заболеванием, а определяются как СОСТОЯНИЕ  РЕЧИ.

    Родителям важно знать, что обнаружив у младшего школьника некоторые особенности чтения и письма, необходимо начинать долгую систематическую и последовательную работу по устранению этого речевого недостатка под руководством учителя – логопеда и психолога. И у родителей тут же возникает беспокойство и всплывает  вопрос: зачем психолог?

    Всё очень просто: в первую очередь, взрослый должен сам смоделировать или вспомнить ситуацию, где есть деятельность, в которой что – то у него не получается,  вы чего – то не умеете делать, но с вас  спрашивают. Какие эмоции испытывает взрослый? Переживает перед выполнением этой деятельности, «мандражирует», старается отложить выполнение, в конце концов, отказывается от выполнения.

У ребёнка с дислексией всё сложнее: отказаться читать он не может, начинаются переживания, он становится ранимым или агрессивным, испытывает страхи и даже фобии перед чтением текста, а перед чтением на время, тем более. Вот тут то и нужна поддержка психолога, этот специалист поможет ребёнку снять фобии, научит побеждать страх перед чтением.

    Давно работаю с детьми – дислексиками и огорчаюсь тому, что отсутствуют критерии оценки техники чтения детей с таким нарушением. Никто не думает о том, что ребёнку с дислексией очень трудно победить время при проверке техники чтения!

    Родители спрашивают, исчезнет ли этот недостаток навсегда?

Отвечаю, что всё зависит от уровня сформированности психических процессов, от времени обращения к специалистам, от родительского вклада в развитие и воспитание своих детей, от участия в жизни ребёнка современных гаджетов,  живого слова окружающих и общения с окружающим миром.

Чем быстрее обнаружится речевой недостаток, тем эффективнее будут результаты. Но, хочу предупредить родителей,  что некоторые характерные особенности, всё же, могут остаться, но проявление их будет не так заметно в будущей взрослой жизни детей. Специалисты помогут откорректировать или компенсировать данное состояние речи.

   

 На что родителям следует обратить внимание?

Определить,  были ли (есть ли) у самих родителей или их близких родственников проблемы с письмом и чтением.  

 Обратите внимание на то, есть ли у ребёнка трудности в ориентировке в пространстве: путает право - лево, путает последовательность времён года, дней недели, печатает слова наоборот рак - кар. Посмотрите за рисованием и письмом букв, возможно, он выполняет зеркальное рисование и письмо;  есть ли сложности в запоминании букв; путает ли геометрические фигуры; при первых навыках чтения испытывает ли быструю усталость. Перед школой обратитесь к учителю – логопеду для консультации, чтобы специалист подробнее определил уровни сформированности компонентов речи.

    Если выявлены перечисленные выше недостатки и определена дислексия в раннем возрасте, то нужно срочно начинать устранение недостатков. Вовремя оказанная помощь ребёнку логопедом и родителями, до поступления в школу, не позволит возникновению больших проблем в обучении.

    Частый вопрос слышу от родителей: Когда ребёнка можно учить читать?

    Уважаемые родители, пожалуйста, успокойте свои амбиции, не гонитесь за трендами, предлагаемые вам по обучению детей чтению уже с 4 лет.

    Знайте, чтобы ребёнок зачитал в соответствии с требованиями и без ошибок, у него должны созреть определенные структуры головного мозга. И до 6 – 7 лет ребёнок может смело не уметь читать. Отклонения от нормы и отставания от тех детей, которые уже читают, у не читающего ребёнка совершенно нет. Все процессы чтения формируются постепенно, и к 7 – 7,5 годам не читающие дети догоняют читающих детей.

    Возможно, что у младшего школьника процессы чтения сформировались, но недостаточно и поэтому имеются грубые ошибки, снижена техника чтения, не поддаётся пересказ, плохо понятен смысл прочитанного, рекомендую проконсультироваться у логопеда.

    Хочу ещё раз напомнить родителям, что только специалисты помогут преодолеть детям трудности чтения, пусть не окончательно устранить недостаток, но позволят найти компенсирующие возможности и устранить часть проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответы на вопросы по аттестации на соответствие занимаемой должности блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда

Данный материал содержит примерные ответы на вопросы по аттестации    на соответствие занимаемой должности  блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда....

Задать вопрос учителю

Уважаемые родители!   На все интересующие вас вопросы я могу ответить на сайте Дневник. ру.  Буду рада оказать вам  методическую, консультационную помощь. https://dnevnik.ru/user/u...

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Статья содержит ответы на вопросы, которые часто задают родители учителю-логопеду в школе до начала школьного обучения ребенка и в период обучения в 1-2 классе. Освещены вопросы и по организации работ...

Вопросы учителя-логопеда задаваемые на ППк

Психолого-педагогический консилиум (ППк) необходим  для того, чтобы создать специальные условия для детей, которые в них нуждаются. Это требование установило Минпросвещения в распоряжения от 09.0...

Взаимодействие учителя – логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся.

Учитель начальных классов для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет  очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с про...

Консультация для родителей первого класса учителя-логопеда школы-интерната для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

План:Введение1. Понятие дисграфии, причины возникновения и её симптоматика.2. Виды ошибок при дисграфии:1) Ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия.2) Ошибки, связанные с н...