Дифференциация звуков [Р], [Р’].
план-конспект по логопедии
Данное занятие было запланировано на апрель 2016 года к моменту, когда дошкольники автоматизировали в своей речи звуки [p],[p’] и перешли к этапу дифференциации данных звуков в словах, словосочетаниях и коротких фразах. Проведено в период празднования Дня Космонавтики.
В планировании воспитательно-образовательной работы всего ДОУ было зафиксировано данное мероприятие. Это событие не должно было пройти незамеченным для дошкольников нашего учреждения, так как 12 апреля отмечается Всемирный день космонавтики и авиации. В этот день человечество впервые смогло дотянуться до звезд, о чем раньше оно даже не мечтало. Приказ об установлении отдельного праздника, посвященного триумфу и превосходству советской науки, издали еще в 1962 году и только спустя шесть лет день космонавтики стал официальным международным праздником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этап дифференциации звуков. | 652.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя-логопеда Гаврик Надежда Анатольевна
Категория 1 кв. категория
Стаж работы в должности 23 года
Город Волжский Волгоградской области
№ ОУ МОУ СШ № 31
Этап работы: Дифференциация звуков [Р], [Р’].
Форма занятия: подгрупповое
Тема: «Космическое путешествие».
Данное занятие было запланировано на апрель прошлого года к моменту, когда дошкольники автоматизировали в своей речи звуки [p],[p’] и перешли к этапу дифференциации данных звуков в словах, словосочетаниях и коротких фразах. Проведено в период празднования Дня Космонавтики.
В планировании воспитательно-образовательной работы всего ДОУ было зафиксировано данное мероприятие. Это событие не должно было пройти незамеченным для дошкольников нашего учреждения, так как 12 апреля отмечается Всемирный день космонавтики и авиации. В этот день человечество впервые смогло дотянуться до звезд, о чем раньше оно даже не мечтало. Приказ об установлении отдельного праздника, посвященного триумфу и превосходству советской науки, издали еще в 1962 году и только спустя шесть лет день космонавтики стал официальным международным праздником.
Занятие по дифференциации звуков [p],[p’] было проведено в форме игры – путешествия с учётом всех психических особенностей детей старшего дошкольного возраста и данной подгруппы, их познавательных способностей и интересов, а так же с использованием современных средств ИКТ и оборудования.
Речевое заключение группы дошкольников-логопатов: Фонетическое недоразвитие речи.
Место проведения: логопедический пункт.
Возраст и ведущий способ познания детей: Карина 6 лет-осязатель; Настя 6 лет, Данил 6 лет-визуалист; Илья, 6 лет- кинетик.
Тема: «Космическое путешествие»
Цель: Дифференциация звуков [p],[p’] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи.
Образовательные:
- уточнять и расширять словарный запас по темам «Одежда», «Транспорт», «Продукты питания», «Домашние животные и птицы», «Мебель»;
-расширять словарный запас через знакомство с новым Многозначным словом «гардероб»;
-формировать навыки словообразования (образование относительных прилагательных от существительных) через игру «Волшебный мешочек»;
-формировать навык правильного согласования числительных с существительными через выполнение игры «Весёлый счёт»;
-развивать умение составления предложений, отвечая на вопрос «У кого КТО?»;
Коррекционно-развивающие:
- закрепить произношение звуков [р] и [рь] в словах, словосочетаниях и предложениях;
-корригировать и развивать мелкую моторику рук при выполнении штриховки,
складывания разрезных картинок,
-развивать координацию движений при выполнении физминутки;
-развивать зрительно-двигательную координацию путём выполнения физкультминутки;
-развивать умение соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов при складывании разрезных картинок
- формировать навыки звукового анализа и синтеза на основе выделения звука в слове, определения позиции звука в слове;
-развитие тактильных ощущений при выполнении упражнений «Волшебный мешочек» и составление разрезных картинок;
-развитие зрительного восприятия, формирование образов предметов и делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме путём выполнения упражнений «Наложенные рисунки», составление разрезных картинок и штриховки.
Воспитательная:
- воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: проектор, нетбук, презентация заданий к занятию-путешествию, предметные картинки, наложенные рисунки, разрезные картинки, контурные изображения одежды, «волшебный мешочек» с кусочками материалов (кожи, резины, трикотажа и клубок шерсти).
Ход занятия.
1. Оргмомент.
-Ребята! Посмотрите, вокруг! Как вы думаете, где мы сейчас находимся? (на космодроме).
-А почему вы так решили. (Мы видим ракету).
-Отлично, а давайте сегодня отправимся в космическое путешествие, как когда то лет назад в космос полетел первый русский человек. Кто помнит, как его звали? (Юрий Гагарин).
-А в каком месяце он это сделал? (В апреле).
-И теперь каждый год 12 апреля все люди мира отмечаю ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ и АВИАЦИИ. Мы отправимся к планетам, которые находятся в нашей солнечной системе. Давайте вспомним их.
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ – раз, ВЕНЕРА – два, три – ЗЕМЛЯ, Четыре – МАРС, пять – ЮПИТЕР, шесть – САТУРН, Семь – УРАН, восемь – НЕПТУН, девять –ПЛУТОН.
2. Сообщение темы занятия.
-Сколько планет мы насчитали? Девять.
Но сегодня мы полетим только к тем планетам, в названии которых есть звуки [p][p’].
Дайте характеристику этим звукам.
([p]- согласный, звонкий, твёрдый звук; [p’]-согласный, звонкий, мягкий звук).
Кто помнит, чем их характеристики схожи? ( Оба звука согласные, звонкие).
- Чем различаются?( [p]- твёрдый согласный звук, а [p’]-мягкий согласный звук).
-Назовите планеты, на которые мы полетим.
-На этих планетах живут мультипликационные герои, которых мы хорошо знаем. Мы с ними обязательно поиграем.
Космический экипаж готов?
-А вот и наш командир ракеты, вы его узнали? Да, это Родни Нержавейкин (из м/ф «Роботы»)
(ведётся отсчёт, дети летят к первой планете).
3. МЕРКУРИЙ Развитие фонематического восприятия.
( из м/ф «Крокодил Гена и чебурашка»)
Ребята, на этой планете иллюзионист и фокусник крокодил Гена показывает номер с превращением слов и жонглированием мячей. Давайте и мы поиграем! Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы возвращая мне мяч, заменяете первый звук в слове на звук [р].
Мак — …; нога — …; кот — …; мука — …; хобот — …; дом — …; забота — …;
Заменяем последний звук:
сын — …; бок — …; сок — …; миг — …; пас — …; сон — …
Молодцы! Отправляемся дальше.
4. МЕРКУРИЙ. Дифференцированные задания от МЕБЕЛЬ папа Карло (Буратино) Столяр.
1. Задание для кинетика: Посмотри на картинку, на которой изображены контуры Мебели. Выполни штриховку только тех изображений , в названии которых есть звуки [p] или [p’]. и назови их.
2.Задание для осязателя: «Разрезны картинки» На частички посмотри, в одно целое их собери, что получилось – назови. Звуки [p][p’] чётко произнеси (рубашка с воротом, рукавами,
брюки с карманами и поясом).
3. Задание для визуалиста: «Наложенные рисунки».
На картинку посмотри, что нарисовано на ней, назови. Звуки [p][p’] чётко произнеси(кровать, кресло, сервант, трюмо, раскладушка, табурет, торшер, шифоньер).
5. МАРС Физминутка. в космосе с Гугушей
https://www.youtube.com/watch?v=6u MBEx98SE8&feature=player_detailpage
Выполняли вы заданья по порядку,
Теперь приглашаю вас на зарядку.
(физминутку проводит кинетик).
Отдохнуло наше тело, что же, примемся за дело. Выполняли вы зарядку и считали по порядку.
А теперь мы улетаем, там мы транспорт посчитаем.
6. ЮПИТЕР Транспорт Игра «Весёлый счёт»
Кори Турбовитц ( из м/ф «Тачки») (на согласование числительных 1, 2, 5 с существительными). (кран, автобус, мотоцикл, велосипед, самолёт, корабль, пароход, парусник , ракета, троллейбус, грузовик, трактор, вертолёт, экскаватор, моторная лодка, катер, метро, электричка, маршрутное такси).
7. САТУРН –Ребята, пора и подкрепиться. Нам надо помочь повару крысенку Реми (м/ф «Рататуй») . На синюю тарелку Вы положите картинки с продуктами в названии, которых звук [p], а на зелёную -[p’].
8. УРАН Образование относительных прилагательных от существительных. Дифференцированные задания от Человека Рассеянного
В «волшебном мешочке» лежат материалы: кожа, шерсть, трикотаж, резина.
Осязатель тактильно нащупывает один из материалов, называет его. Логопед предлагает назвать предметы, которые могут быть изготовлены из этого материала и сказать, какие это предметы.
Визуалист составляет словосочетания, зрительно опираясь на картинки.
Кинетик, услышав название материала от осязателя, отбирает картинки, которые могут быть изготовлены из данного материала.
- кожа - кожаные перчатки, кожаная куртка, кожаные кроссовки;
- шерсть - шерстяной шарф, шерстяной берет, шерстяной свитер, шерстяные варежки;
- трикотаж - трикотажный сарафан, трикотажная рубашка, трикотажные шорты, трикотажные брюки;
- резина – резиновые сапоги.
9.Для того, что бы вернуться на землю, командир ракеты Родни предлагает составить предложения Будь внимательным! У теленка мама-…корова, у свиньи детёныш-…поросёнок, у крольчонка мама- ...крольчиха, у ягненка папа-…баран, у лошади детёныш-…жеребёнок, у цыпленка мама- …курица
9. Итоги.
Дети возвращаются на Землю и рассказывают о своих впечатлениях о полёте.
В свободное от занятий время дошкольникам предлагается отобразить свои впечатления на листе бумаги (аппликация, рисунок, лепка)
Список литературы.
1. Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М., 1999.
3. Лопухина И.О. 550 упражнений для развития речи. М., 1995.
4. Мельникова С. М. Бикина Н. В. Игротека речевых игр. 5 В. Дорисуй и собери: игры на согласование количественных числительных и существительных для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
5. Пожжеленко ЕЛ. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
6. Шаламонова Е. Ю. Мы поздравляем мам. // Музыкальный руководитель.2209. №8. с.37-40.
7. Эстринова В. В. Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью.// Логопед.2209. №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, ...
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
- Мне нравится (1)