Дифференциация звуков [Р], [Р’].
план-конспект по логопедии

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Данное занятие было запланировано на апрель 2016 года к моменту, когда дошкольники автоматизировали в своей речи звуки  [p],[p’] и перешли к этапу дифференциации данных звуков в словах, словосочетаниях и коротких фразах. Проведено в период празднования Дня Космонавтики.

    В планировании воспитательно-образовательной работы всего ДОУ было зафиксировано данное мероприятие. Это событие не должно было пройти незамеченным для дошкольников нашего учреждения, так как 12 апреля отмечается Всемирный день космонавтики и авиации. В этот день человечество впервые смогло дотянуться до звезд, о чем раньше оно даже не мечтало. Приказ об установлении отдельного праздника, посвященного триумфу и превосходству советской науки, издали еще в 1962 году и только спустя шесть лет день космонавтики стал официальным международным праздником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Этап дифференциации звуков.652.23 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя-логопеда                  Гаврик Надежда Анатольевна

Категория                                           1 кв. категория

Стаж работы в должности                        23 года

Город                                                   Волжский Волгоградской области

№ ОУ                                                         МОУ СШ № 31

Этап работы:                                      Дифференциация звуков [Р], [Р’].

Форма  занятия:                                  подгрупповое

Тема:                                                          «Космическое путешествие».

    Данное занятие было запланировано на апрель прошлого года к моменту, когда дошкольники автоматизировали в своей речи звуки  [p],[p’] и перешли к этапу дифференциации данных звуков в словах, словосочетаниях и коротких фразах. Проведено в период празднования Дня Космонавтики.

    В планировании воспитательно-образовательной работы всего ДОУ было зафиксировано данное мероприятие. Это событие не должно было пройти незамеченным для дошкольников нашего учреждения, так как 12 апреля отмечается Всемирный день космонавтики и авиации. В этот день человечество впервые смогло дотянуться до звезд, о чем раньше оно даже не мечтало. Приказ об установлении отдельного праздника, посвященного триумфу и превосходству советской науки, издали еще в 1962 году и только спустя шесть лет день космонавтики стал официальным международным праздником.

   Занятие по дифференциации звуков [p],[p’] было проведено в форме игры – путешествия с учётом всех психических особенностей детей старшего дошкольного возраста и данной подгруппы, их познавательных способностей и интересов, а так же с использованием современных средств ИКТ и оборудования.  
  Речевое заключение группы дошкольников-логопатов: Фонетическое недоразвитие речи.

  Место проведения:        логопедический пункт.

  Возраст и ведущий способ познания  детей: Карина 6 лет-осязатель; Настя 6 лет, Данил 6 лет-визуалист; Илья, 6 лет- кинетик.
Тема: «Космическое путешествие»

Цель: Дифференциация звуков [p],[p’]  в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи.

Образовательные:

- уточнять и расширять словарный запас по темам «Одежда», «Транспорт», «Продукты питания», «Домашние животные и птицы», «Мебель»;

 -расширять словарный запас через знакомство с новым Многозначным словом  «гардероб»;

 -формировать навыки словообразования (образование относительных прилагательных от существительных) через игру «Волшебный мешочек»;

-формировать навык правильного согласования числительных с существительными через выполнение игры «Весёлый счёт»;

-развивать умение составления предложений, отвечая на вопрос  «У кого КТО?»;

Коррекционно-развивающие:

- закрепить произношение звуков [р]  и [рь]  в  словах, словосочетаниях и предложениях;  

 -корригировать и развивать мелкую моторику рук при  выполнении штриховки,

складывания  разрезных картинок,

 -развивать координацию движений при выполнении физминутки;

 -развивать зрительно-двигательную координацию путём  выполнения  физкультминутки;

 -развивать умение соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов при   складывании разрезных картинок

- формировать    навыки    звукового    анализа    и      синтеза    на основе выделения звука в слове, определения позиции звука в слове;

-развитие тактильных ощущений при выполнении упражнений «Волшебный мешочек» и составление разрезных картинок;

-развитие зрительного восприятия, формирование образов предметов и делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме путём выполнения упражнений «Наложенные рисунки», составление разрезных картинок и штриховки.

Воспитательная:

- воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: проектор, нетбук, презентация заданий к занятию-путешествию, предметные картинки, наложенные рисунки, разрезные картинки, контурные изображения одежды, «волшебный мешочек» с кусочками материалов  (кожи, резины, трикотажа и клубок шерсти).

                                                     

Ход занятия.

1.        Оргмомент.

-Ребята! Посмотрите, вокруг! Как вы думаете, где мы сейчас находимся? (на космодроме).

-А почему вы так решили. (Мы видим ракету).

-Отлично, а давайте сегодня отправимся в космическое путешествие, как когда то лет назад в космос полетел первый русский человек. Кто помнит, как его звали? (Юрий Гагарин).

-А в каком месяце он это сделал? (В апреле).

-И теперь каждый год 12 апреля все люди мира отмечаю ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ и АВИАЦИИ. Мы отправимся  к планетам, которые находятся в нашей солнечной системе. Давайте вспомним их.

На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

МЕРКУРИЙ – раз, ВЕНЕРА – два, три – ЗЕМЛЯ, Четыре – МАРС, пять – ЮПИТЕР, шесть – САТУРН, Семь – УРАН, восемь – НЕПТУН, девять –ПЛУТОН.

2. Сообщение темы занятия.

-Сколько планет мы насчитали? Девять.            

Но сегодня мы полетим только к тем планетам, в названии которых есть звуки [p][p’].

Дайте характеристику этим звукам.

([p]- согласный, звонкий, твёрдый звук; [p’]-согласный, звонкий, мягкий звук).

Кто помнит, чем их характеристики схожи? ( Оба звука согласные, звонкие).

- Чем различаются?( [p]- твёрдый согласный звук, а [p’]-мягкий согласный звук).

-Назовите планеты, на которые мы полетим.

-На этих планетах живут мультипликационные герои, которых мы хорошо знаем. Мы с ними обязательно поиграем.

Космический экипаж готов?

-А вот и наш командир ракеты, вы его узнали? Да, это Родни Нержавейкин (из м/ф «Роботы»)

 (ведётся отсчёт, дети летят  к первой планете).  

3. МЕРКУРИЙ Развитие фонематического восприятия.

( из м/ф «Крокодил Гена и чебурашка»)

Ребята, на этой планете иллюзионист и фокусник крокодил Гена показывает номер с превращением слов и жонглированием мячей. Давайте и мы поиграем! Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы возвращая мне мяч, заменяете первый звук в слове на звук [р].

Мак — …; нога — …; кот — …; мука — …; хобот — …; дом — …; забота — …;

Заменяем последний звук:

сын — …; бок — …; сок — …; миг — …; пас — …; сон — …

Молодцы! Отправляемся дальше.

4. МЕРКУРИЙ. Дифференцированные задания от МЕБЕЛЬ папа Карло (Буратино) Столяр.

1. Задание для кинетика:   Посмотри на картинку, на которой изображены контуры Мебели. Выполни штриховку только  тех изображений , в названии которых есть звуки [p] или [p’]. и назови их.          

2.Задание для осязателя: «Разрезны картинки» На частички посмотри, в одно целое их собери, что получилось – назови. Звуки [p][p’] чётко произнеси (рубашка с воротом, рукавами,

брюки с карманами и поясом).

3. Задание для визуалиста: «Наложенные рисунки».

На картинку посмотри, что нарисовано на ней, назови. Звуки [p][p’] чётко произнеси(кровать, кресло, сервант, трюмо, раскладушка, табурет, торшер, шифоньер).                                                                              

5. МАРС Физминутка. в космосе с Гугушей  

https://www.youtube.com/watch?v=6u MBEx98SE8&feature=player_detailpage

Выполняли  вы заданья по порядку,

Теперь приглашаю вас на зарядку.

                     (физминутку проводит кинетик).

Отдохнуло наше тело, что же, примемся за дело.  Выполняли вы зарядку и считали по порядку.

А теперь мы улетаем, там мы транспорт посчитаем.

6. ЮПИТЕР Транспорт Игра «Весёлый счёт»

Кори Турбовитц ( из м/ф «Тачки») (на согласование числительных 1,  2, 5 с существительными). (кран, автобус, мотоцикл, велосипед, самолёт, корабль, пароход, парусник , ракета, троллейбус, грузовик, трактор, вертолёт, экскаватор, моторная лодка, катер, метро, электричка, маршрутное такси).

7. САТУРН –Ребята, пора и подкрепиться. Нам надо помочь повару крысенку Реми (м/ф «Рататуй») . На синюю тарелку Вы положите картинки с продуктами в названии, которых звук [p], а на зелёную -[p’].  

8. УРАН Образование относительных прилагательных от существительных. Дифференцированные задания от Человека Рассеянного

В «волшебном мешочке» лежат материалы: кожа, шерсть, трикотаж, резина.

Осязатель  тактильно нащупывает один из материалов, называет его. Логопед предлагает назвать предметы, которые могут быть изготовлены из этого материала и сказать, какие это предметы.

Визуалист составляет словосочетания, зрительно опираясь на картинки.

Кинетик, услышав название материала от осязателя,  отбирает картинки, которые могут быть изготовлены из данного материала.  

- кожа - кожаные перчатки, кожаная куртка, кожаные кроссовки;

- шерсть - шерстяной шарф, шерстяной берет, шерстяной свитер, шерстяные варежки;

- трикотаж - трикотажный сарафан, трикотажная рубашка, трикотажные шорты, трикотажные брюки;

- резина – резиновые сапоги.                      

9.Для того, что бы вернуться на землю, командир ракеты Родни предлагает составить предложения  Будь внимательным!  У теленка мама-…корова, у свиньи детёныш-…поросёнок, у крольчонка мама- ...крольчиха, у ягненка папа-…баран, у лошади детёныш-…жеребёнок, у цыпленка мама- …курица

9. Итоги.

Дети возвращаются на Землю и рассказывают о своих впечатлениях о полёте.

В свободное от занятий время дошкольникам предлагается отобразить свои впечатления на листе бумаги (аппликация, рисунок, лепка)

Список литературы.

1.   Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М., 1999.

3.   Лопухина И.О. 550 упражнений для развития речи. М., 1995.

4.   Мельникова С. М. Бикина Н. В. Игротека речевых игр. 5 В. Дорисуй и собери: игры на согласование количественных числительных и существительных для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.

5.  Пожжеленко ЕЛ. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

6. Шаламонова Е. Ю. Мы поздравляем мам. // Музыкальный руководитель.2209. №8. с.37-40.

7. Эстринова В. В. Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью.// Логопед.2209. №5.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....