«Самостоятельная работа при обучении устной речи».
методическая разработка по логопедии

Юрина Галина Николаевна

В статье приводятся методические рекомендации и виды работ на занятиях по обучению произношению слабослышащих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юрина Г.Н.,

учитель-дефектолог.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ РЕЧИ.

            В овладении устной речью большая роль принадлежит самостоятельной работе учащихся.     Такая работа способствует более глубокому усвоению материала. Поощряя и развивая самостоятельность, мы тем самым, формируем у слабослышащих интерес к овладению произношением, который, в свою очередь, повышает их активность. Самостоятельная работа воспитывает у учащихся уверенность в возможности использовать устную речь как средство общения, делает их настойчивыми в достижении цели, создает необходимые условия для применения полученных знаний и навыков в практической речевой деятельности.

                  Виды самостоятельной работы учащихся над устной речью.

                              Самостоятельная работа над отдельными звуками.

                 В процессе обучения устной речи неслышащие дети овладевают всеми ее элементами, в том числе изолированным произношением звуков. Это необходимый этап. Однако главным является приобретение умения произносить звуки в речи. Большую роль в этом должна играть самостоятельная работа. Вниманию учащихся могут быть даны различные задания. Например:

  • самостоятельное изучение артикуляции звука по профилю.
  •  пользуясь зеркалом для  самоконтроля, упражнение в произнесении этого звука.
  •  зарисовка профилей артикуляции тех или иных звуков с последующей отработкой их правильного произношения.

                              Самостоятельная работа на материале слогов.

  • подобрать ряд слогов с отрабатываемым звуком, записать их, проговаривая их при этом.
  • самостоятельно научиться правильно произносить составленные слоги.
  • вставить пропущенные слоги в слова на карточке

Например:

Произнеси правильно звук [р] в слогах.

Составь слова; произнеси в них правильно звук [р].

Научись правильно говорить слова.

ры                                                                Г...ша

ре                                                                т...пка

ра                                                                та..лка

ря                                                                 ку...ца

ри                                                                      ..ка

ро                                                                  ко...бка

ру                                                                   к...ша

Учащиеся должны поочередно брать карточки со слогами. Например, берется слог ри. Ученик самостоятельно несколько раз его произносит, упражняясь в правильном произношении звука, а затем определяет место в одном из слов, записанных с пропуском в правой стороне плаката. Поставив карточку со слогом ри правильно, ученик получает слово, например Гриша. Затем он еще раз произносит слог ри и слово Гриша.

                             

                                        Самостоятельная работа на материале слов.

  • самостоятельный подбор слов с отрабатываемым звуком и отработка их правильного произношения.
  • подбор слов с противоположным звуком  (при совершенствовании умения дифференцировать в речи звонкие и глухие согласные звуки).  
  • выбор слов, включающих определенный звук с последующим  правильным произношением  этого звука  и всего слова.
  • самостоятельное  называние  предметов  и действий, изображённых на картинке, в названия  которых входит изучаемый звук, правильное произнесение  его в словах.
  • разгадывание чайнвордов и кроссвордов.
  • составление слов на заданный звук, запись их на карточках, отработка правильного произношения.
  • выбор из ряда предметов (игрушек, картинок) только те, в названиях которых есть заданный звук.

                                          Самостоятельная работа на материале фраз.  

  • составление предложений по опорным словам, картинкам и т. д.
  • работа с подстановочными таблицами.

подстановочные таблицы могут быть  двух видов:

1) текстовые:

Я                                                   написал(а)                              зайца

Мальчик                                       нарисовал(а)                        письмо

Девочка                                       закрыла                                  сумку

2) комбинированные (текст и иллюстрации):

Я                             налил молоко в                                чашка(рис)

Девочка                  поставила ветки в                          ваза(рис)

Мальчик                 разбил                                              банка (рис)

                                                                                        стакан (рис)

                                                                                         кувшин (рис)

  • составление рассказов:

а)        по картинке и вопросам;

б)        по опорным словам;

в)        по картинке (без вопросов, без опорных слов);

г)        по вопросам (без картинки, без опорных слов).

  • диалоги.

а)  разучивание диалога для выработки умения дифференцировать в речи звуки.  Например: диалог на дифференциацию звуков [с] и [з]:

- Саша, где ты был?

- В зоопарке.

- С кем ты был?

- С сестрой.

- Как зовут твою сестру?

- Зоя.

    диалог на дифференциацию звуков [с] - [ш]:

- Саша, где твой карандаш?

- В сумке.

- Где твоя сумка?

- В шкафу.

- А шкаф закрыт.

- Где ключ?

- Посмотри на столе.

- Спасибо, я взял карандаш.

При разучивании диалога перед учеником стоит задача самостоятельно поупражняться в умении дифференцировать в речи звуки [с] — [з] и [с] — [ш].

б)  самостоятельное составление диалога для отработки того или иного произносительного навыка. Например: составить диалог, в котором имеются слова, оканчивающиеся на -ться, -тся  на тему «Футбольный матч».

- Как начинают игру?

- Появляются команды. Они строятся и здороваются. Мяч ставится в центре. Игра начинается.

-  О чем думают болельщики?

- Мяч будет забит в ворота.

- Кем охраняются ворота?

- Ворота охраняются всей командой и вратарем.

- Как вратарь защищает ворота?

- Вратарь бросается и ловит мяч.

Самостоятельная работа на материале текста.

  • произнесение  наизусть в целях автоматизации и дифференциации того или иного звука:
  • стихотворений;

Например: автоматизируя звук [ч], выучить наизусть стихотворение А. Барто «Наша Таня»:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч!

Разучивая стихотворение, школьник должен самостоятельно упражняться в правильном произнесении звука [ч].

  •  загадок;

Например: разучивание текста загадок для автоматизации звука [ц].

Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы.)

На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)

  •  пословиц;
  • скороговорок  и т. д.

       Учащиеся по заданию учителя сами могут находить тексты, на материале которых удобно закреплять произношение того или иного звука. Например: «Подбери загадку, чтобы в словах часто встречался звук [р], правильно говори этот звук».

При обучении глухих устной речи могут применяться  и другие виды самостоятельной работы.

Во всех случаях в задачу ученика входит правильное произнесение изучаемого звука не только изолированно, но и на разнообразном речевом материале.

Литература.

1. Волкова К.А., Денисова В.Л., Методика обучения глухих детей произношению. – М., ВЛАДОС, 2008.

2. Слезина Н.Ф. Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школы слабослышащих.– М, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация процесса обучения устной речи глухих школьников на индивидуально-коррекционных занятиях

В этой показаны результаты опытно-экспериментальной работы "Индивидуализация процесса обучения глухих детей " на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения....

Урок обучения устной речи в подготовительном классе СКОШИ I вида "Кто? что делает? Работа над предложением."

Данная разработка урока устной речи в подготовительном классе СКОШИ I вида (конспект) поможет продолжать учить правильно произносить основные звуки; правильно, слитно произносить слова, состоящи...

Презентации к урокам русского языка (обучение грамоте, письмо, обучение устной речи)

Презентации к урокам русского языка (обучение грамоте, письмо, обучение устной речи)...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

статья "Обучение устной речи на начальном этапе изучения английского языка. (из опыта работы)"

ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ как процессу продуктивному, т. е. требующему от учащихся построения высказывания, обусловлено ситуацией общения.  Это связано с большими трудностями для учащихся и требует бо...

Особенности обучения устной речи глухих обучающихся 3-4 классов.

Материал поможет учителям-дефектологам правильно выстроить работу по обучению глухих обучающихся 3-4 классов устной речи....