Особенности обучения устной речи глухих обучающихся 3-4 классов.
статья (3, 4 класс)

Герасимова Татьяна Вячеславовна

Материал поможет учителям-дефектологам правильно выстроить работу по обучению глухих обучающихся 3-4 классов устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности обучени.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

   Анализ процесса обучения в 3-4 классах показывает, что обучение учащихся должно осуществляться в разных формах:

-- индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи;

-- занятия по фронтальному слуху;

--работа над речью на общеобразовательных уроках;

--работа над речью во внеклассное время.

Вместе с тем оказалось очевидным, что эти формы должны быть дополнены самостоятельной работой учащихся над речью. Выделяя самостоятельную форму работы учащихся, мы основываемся на их возрастных особенностях и на возросшем общем, слуховом и речевом развитии.

  Развитие речевого слуха у глухих детей носит поэтапный характер. В процессе слуховой тренировки степень развития речевого слуха учащихся проявляется по-разному и не всегда согласуется с состоянием их тонального слуха.

  Широкое использование слуха в ходе всего педагогического процесса вносит принципиальные изменения в пути усвоения глухими школьниками произносительных навыков. Овладение произношением идет двумя путями.

    Первый путь – информальный ( т.е. без специального обучения). На уроках по любому предмету ученики воспринимают речь учителя слухо-зрительно, а определенную часть материала – только на слух. Возможность воспринимать устную речь (ее элементы) позволяет ученику в той или иной мере ей подражать. И речь учителя – слитная и в нормальном темпе, с соблюдением ударения и орфоэпических правил – служит образцом, которому подражает глухой. На основе этого подражания большая часть учащихся может научиться выделять словесное ударение при воспроизведении слов, говорить слитно, в темпе близком к нормальному и даже усвоить артикуляцию некоторых звуков.

  Второй . главный, путь – специальное обучение произношению. Оно осуществляется в форме фронтальных и индивидуальных занятий. Их содержание определяется задачами формирования произносительных навыков.

  К третьему классу при правильно организованной работе у большинства учащихся уже создана база для развития речевого слуха, определен слуховой резерв каждого ученика, накоплен широкий слуховой словарь. К концу третьего класса образы слов у глухих учащихся формируются на основе дифференцированного восприятия их звуковой структуры, что позволяет детям производить анализ и понимать смысл воспринимаемого на слух высказывания. Это выражается точным его восприятием или рядом замен в воспринимаемом материале. Воспроизводя воспринятым материал, учащиеся делают незначительные ошибки в его произношении.

   К началу третьего класса большинство учащихся сознательно и успешно пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами.

Все дети пользуются цифровыми аппаратами, которые хорошо подобранны и настроены компьютером в зависимости от аудиограммы  каждого ученика, поэтому нет необходимости часто подстраивать режим усиления, что облегчает использование слухового аппарата. Оценив результаты работы ученика во 2 классе ( у отдельных учеников в 3 классе) с помощью индивидуального слухового аппарата, учитывая индивидуальные особенности ребенка и уровень его слухового восприятия, учитель решает вопрос об использовании индивидуального слухового аппарата на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи и на общеобразовательных уроках.

   По мере развития слухового восприятия глухих учащихся учитель все больше работает над восприятием на слух не только слов, словосочетаний и фраз, но и слогов и отдельных звуков. Благодаря этому при коррекции и автоматизации произносительных навыков ученику предлагают исправить ошибку, воспринимая образец на слух. Возможность вслушиваться в собственную речь позволяет ученику осуществлять слуховой контроль Для того чтобы слуховое восприятие стало основой самостоятельной инициативной речи ребенка, он должен не только понимать речь собеседника, но и уметь говорить в нормальном темпе, слитно, выделяя ударение, соблюдая правила орфоэпии, точно или приблизительно. Воспроизводить звуковой состав слова; речь его должна быть эмоционально окрашена.

   Поэтому мы обращаем основное внимание на изыскание путей развития самостоятельности учащихся при обучении устной речи.  --- Развитие и использование всех компенсаторных возможностей учащихся должно происходить по определенной схеме.

 -- Процесс овладения учащимися произношением должен находиться в неразрывном единстве с общим развитием познавательной и практической деятельности, с развитием речи в целом.

--В процессе деятельности должны создаваться благоприятные условия для речевой практики учащихся, которая, с нашей точки зрения, должна выступать в качестве ведущего фактора при формировании навыков произношения на данном этапе. Важность обеспечения такой практики связана также и с тем, что в ходе нее у учащихся возникает потребность в общении.

-- Одним из факторов поднятия качества произношения и ответственности учащихся за свою речь является систематическая проверка состояния их знаний, умений и навыков. Этот фактор должен найти свое отражение в процессе обучения устной речи глухих учащихся 3-4 классов.

   Наряду с осуществлением контроля за речью учащихся со стороны учителя в методической системе должны быть предусмотрены пути и средства формирования у учащихся навыков самоконтроля над произношением. Такая постановка вопроса возможна в связи с тем, что при работе с учащимися 3-4 классов можно широко опираться на их возросшую сознательность. Поэтому в методической системе предусматривается формирование и реализация навыков самоконтроля как один из факторов в борьбе за качество произношения. Формирование и совершенствование устной речи глухих учащихся 3-4 классов должно осуществляться на специально подобранном речевом материале, который должен удовлетворять определенным требования.

  Закрепление и совершенствование произносительных навыков должно осуществляться на таком речевом материале, который бы обеспечивал речевую практику учащихся и способствовал развитию устной речи в целом. Разумеется, что в речевом материале должен быть представлен и фонетический принцип. Обучение глухих учащихся 3-4 классов устной речи должно осуществляться на материале слогов, слов, фраз, связного текста. Следует подчеркнуть, что формирование и совершенствование произносительных навыков должно осуществляться преимущественно на осмысленном речевом материале, т.е. все упражнения , направленные на закрепление артикуляции, должны строиться на материале слов, фраз и связного текста.  Слоговой материал используется ограниченно.

    Таковы общие положения методической системы обучения устной речи в целом.

 При работе над отдельными сторонами устной речи (звуки речи, орфоэпия, просодика речи и т.д.) необходимо руководствоваться положениями более частного характера. Остановим внимание на таких положениях применительно к работе над звуками речи.

  Известно, что в устной речи согласные звуки встречаются в сочетаниях с различными гласными. Артикуляция согласного звука речи претерпевает некоторые изменения в зависимости от последующего гласного звука. Поэтому при построении системы упражнений по закреплению артикуляции и «введению звука в речь» необходимо предусматривать употребительные сочетания согласных звуков первоначально в сочетании с теми гласными, которые не требуют смягчения предшествующего согласного звука.

  Согласные звуки в речевом потоке могут встречаться в различных позициях:

-- в начале слова,

-- между гласными,

-- в сочетании с другими согласными,

--в конце слова.

Поэтому при закреплении артикуляции согласных звуков в устной речи необходимо в системе упражнений предусматривать различные позиции звука.

Для глухих согласных необходимо предусматривать позиции в начале слова, между гласными, в сочетании с другими согласными и в конце слова. Для звонких согласных необходимо предусматривать позиции в начале слова, между гласными, в сочетании с другими согласными, что же касается позиции звука на конце слова (слога), то на звонкие согласные при их отработке это не распространяется, так как по законам русской орфоэпии звонкие согласные звуки произносятся как глухие согласные ( нож - нош, берег – берек, сугроб – сугроп).

  Известно, что в русском языке в устной речи согласные звуки встречаются в различных сочетаниях не только с гласными, но и с различными согласными звуками. Так, например, звук с встречается в таких сочетаниях: ст(стол), СП(спасибо), сл(сладкий), и др.

  При закреплении артикуляции того или иного согласного звука в систему упражнений необходимо включать наиболее употребляемые в речи сочетания данного согласного с другими согласными.

 Не все позиции звуков и сочетания звуков, в которых они встречаются в устной речи, представляют собой одинаковую степень трудности для произношения данного звука. Для произнесения некоторых согласных звуков наиболее легкой позицией, наиболее благоприятными фонетическими условиями, облегчающими и способствующими правильному произношению звука, будет прямой слог (та). Для других согласных такой легкой позицией будет обратный слог (ам), для третьих –положение согласного звука между гласными.

  Можно предположить, что наиболее легкой позицией для произнесения звука является изолированное произношение, так как в этих условиях все понимание ребенка сосредоточено на артикуляции только одного изучаемого звука и все его силы мобилизуется на правильное произношение данного звука. Поэтому многие согласные звуки целесообразно отрабатывать, начиная с их изолированного произношения. Однако это положение не распространяется на все согласные звуки без исключения. Согласные звуки, которые по сущности своей артикуляции являются мгновенными, взрывными (п,б,д,к,г), нецелесообразно давать для изолированного произношения, так как это может повлечь за собой искажение артикуляции отрабатываемого звука. Не рекомендуется также брать для изолированного произношения такие звуки,как л,х. При артикуляции звуков л,х имеет место подъем языка (спинка при х и корня при л). Когда мы предлагаем учащимся произносить звук изолированно, то, как правило, он произносится долго. Это делается с той целью, чтобы более длительно держать речевые органы в необходимом положении. Длительное произнесение звука в какой-то степени усиливает кинестетические раздражения, что очень важно для выработки прочных навыков. При звуках л и х, где имеет место сильный подъем языка, изолированное произнесение, создает неблагоприятные условия для правильной артикуляции: при длительном произнесении ослабевает степень подъема корня языка при л и спинки языка при х, в результате звук л заменяется звуком э, а звук х—простым выдохом.

  Такие образом, в системе упражнений изолированное произнесение звука должно предусматривать с учетом особенностей артикуляции каждого звука.

  Все глухие согласные должны отрабатываться в позициях: в начале, в конце слова и в середине.

 Однако для отдельных согласных эти позиции представляют собой различные степени трудности.

  Из физиологии речи известно, что в момент речи первые слова, фразы мы, как правило, произносим при более интенсивной работе артикуляционного аппарата; в конце слов, фраз напряженность артикуляции снижается. На этом основании мы можем считать, что наиболее благоприятным фонетическим условием для произнесения напряженных по артикуляции звуков будет прямой слог. Прямой слог создает благоприятные фонетические условия для нормального произнесения взрывных согласных звуков, а следовательно, этот слог является наиболее легкой позицией для этих согласных:(па,та,ка).

  Для звонких согласных звуков наиболее благоприятной позицией будет положение звонкого согласного между гласными. Это объясняется тем, что по закону ассимиляции согласный звук, находясь между гласными, уподобляется  гласным звукам ,т.е. озвончается. Таким образом, ассимиляция в данном случае создает благоприятные фонетические условия для звонких согласных звуков. Поэтому наиболее легкой позицией для звонких согласных звуков будет позиция между гласными : аба, аза, ава и т.д.

  Степень трудности произнесения звука определяется также и  особенностями глухих детей, проявляющими при овладении произношением данного звука. Например,  звук м произносится ими верно в конце слова. Поэтому наиболее легкой позицией для звука м будет обратный слог и изолированное произнесение звука.

  При закреплении артикуляции согласных звуков не безразлично, с каких именно сочетаний с гласными следует начинать работу по освоению артикуляции согласных звуков. Здесь необходимо напоминать, сто последующая гласная всегда влияет на артикуляцию предшествующего согласного звука; поэтому, соблюдая принцип от более легкого к более трудному – при построении системы упражнений, первоначально необходимо брать для сочетания с согласными такие гласные, которые благоприятно влияют на артикуляцию предшествующего согласного.

   Так, например, закрепление артикуляции звука л целесообразно начинать со слога лу, так как при произнесении звука у корень языка поднят, как и при звуке л. Известно, что артикуляция гласного звука влияет на артикуляцию предшествующего согласного; на отрабатываемый в данном случае звук л будет благоприятно влиять артикуляция звука л , чего, например, нельзя сказать о гласном звуке а, при произнесении которого корень языка опущен. Значит, подъем корня языка при звуке у будет способствовать подъему корня языка при звуке л в слоге лу. Следовательно, в сочетании ла звук л будет находиться в менее благоприятных фонетических условиях, в более трудной  позиции для произношения.

  Все перечисленные моменты в отношении закрепления правильного произнесения звуков должны быть представлены в общей методической системе.  Учащимся 3-4  классов можно объяснить отдельные моменты работы над звуками, показать приемы самоконтроля, которые ребята могут сами использовать  в самостоятельной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация процесса обучения устной речи глухих школьников на индивидуально-коррекционных занятиях

В этой показаны результаты опытно-экспериментальной работы "Индивидуализация процесса обучения глухих детей " на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения....

Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....

Рабочая программа по устной речи для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

        Планирование составлено на основе: Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. Автор: В.В. ...