Консультация для родителей обучающихся «Работа над правильной артикуляцией звуков с детьми младшего школьного возраста»
консультация по логопедии

Писарева Надежда Амирбековна

Повысить эффективность логопедической работы помогает практика проведения логопедических разминок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_obuchayushchihsya.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей, обучающихся

«Работа над правильной артикуляцией звуков с детьми младшего школьного возраста»

Речевые нарушения учащихся школ 8 вида у 100% учащихся носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. У детей оказываются нарушенными все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Отмечается нарушение как импрессивной, так и экспрессивной речи.

В разной степени являются несформированными все этапы речевой деятельности:

-слабость мотивации

-снижение потребности в речевом общении

-нарушение смыслового программирования.

Помимо этого, необходимо отметить, что нарушенными оказываются все уровни порождения речевого высказывания:

-смысловой (наиболее недоразвиты, нормы не достигают)

-языковой      

-сенсомоторный (звукопроизношение, просодические компоненты - наибольшая результативность в процессе коррекционного воздействия).

Расстройства речи у детей с умственной отсталостью характеризуются стойкостью, устраняются с большим трудом, сохраняются вплоть до старших классов школы.

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции не только непосредственно нарушений речи, но и всех нарушений развития ребёнка. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, успешной социальной адаптации.

Повысить эффективность логопедической работы помогает практика проведения логопедических разминок, применяемая как на уроках в начальных классах, для закрепления усвоенных на занятиях речевых навыков, так, несомненно, и во внеурочное время.

Логопедическая разминка преследует следующие цели:

  • Развитие общей моторики и артикуляционного праксиса
  • Воспитание нижнедиафрагмального (речевого) дыхания
  • Работа по развитию просодических компонентов речи
  • Уточнение артикуляции звуков
  • Закрепление поставленных звуков в звукоподражаниях, слогах, словах, фразовой речи
  • Развитие фонематических процессов
  • Уточнение, расширение и активизация словаря
  • Формирование лексико-грамматического строя речи.

Наряду с указанными целями данная работа направлена на коррекцию и развитие познавательных процессов детей – памяти, восприятия, мышления, внимания.

Необходимо учитывать, что упражнения артикуляционной гимнастики (универсальный комплекс динамических и статических упражнений) целесообразно использовать в 1 – 3 классах, далее можно применять другие виды речевой разминки (скороговорки, чистоговорки, короткие рифмованные стихотворения, заучиваемые с целью чёткого, быстрого и выразительного произнесения). Варианты заданий других упражнений логопедической разминки должны учитывать возраст детей, целесообразность в соответствии с их речевыми дефектами.

Логопедическая разминка

1. Упражнения для развития общей моторики (динамические разминки)

-обязательно с речевым сопровождением, приветствуется включение логоритмических упражнений, с музыкальным сопровождением,

2. Упражнения для формирования воздушной струи (силы и длительности ротового выдоха):

–закрепление длительного выдоха через рот с коротким вдохом через нос (дыхательные упражнения),

–надувание шарика,

–подуть в свисток,

–сдуть ватку,

–греем руки,

–дуть в пузырёк,

–применение специальных пособий для формирования воздушной струи,

3. Мимическая гимнастика.

-закрывание глаз,

-плотное зажмуривание обоих глаз,

-зажмуривание глаз поочерёдно,

-оскаливание зубов,

-надувание щёк,

-задувание свечи

4. Упражнения артикуляционной гимнастики:

1) для губ:

-улыбка

-трубочка

-губы-художники (беззвучная имитация произнесения гласных звуков)

-оскал

2) для языка:

-покусывание, пошлёпывание языка (для снятия спастичности)

-лопаточка

-иголочка

-маятник

-качели

-чашечка

-лошадка

-индюк

(приветствуется использование рифмованных упражнений артикуляционной гимнастики)

5.Упражнения для формирования параметров голоса (силы, высоты)

-звукоимитации,

-пропевание одним гласным звуком заданного мотива,

-«лесенка» - перемещение звучащих объектов с воспроизведением звукоподражания, изменением силы и высоты голоса,

6. Упражнения для мелкой моторики:

-конструирование,

-работа с разборными игрушками,

-составление разрезных картинок,

-складывание из спичек, палочек,

-обведение контуров предметных изображений,

-раскрашивание контурных изображений,

-вырезывание контурных изображений,

-наматывание ниток,

-расстёгивание пуговиц, шнуровка,

-работа с мозаикой, пластилином,

-выполнение упражнений с речевым сопровождением (короткие стихотворения, приветствуется с музыкальным сопровождением)

7. Упражнения для развития ритмического чувства.

-«телеграмма»,

- эхо

                 

8. Закрепление правильного произношения поставленных звуков в речи

-в изолированном виде (звукоподражания),

-на материале слогов (чтение, повторение слогов, составление слогов по схемам и т.п.)

-на материале слов (с картинками, без картинок, с использованием дидактических пособий – лото и т.д.), чистоговорки,

-во фразовой речи (повторение предложений, составление предложений по картинкам, завершение предложений по картинкам, вопросно-ответная речь, чтение предложений и текстов и т.п.)

9. Формирование фонематических процессов.

-хлопнуть на звук,

-поднять сигнальную карточку,

-«поймать» звук

 10. Лексико-грамматические упражнения и игры

-направлены на отработку навыка словоизменения, словообразования, согласования слов (в роде, числе), падежного управления; уточнение, расширение и активизацию как пассивного, так и активного словаря – существительных, прилагательных, глаголов, обобщающих понятий, антонимов, синонимов и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В УЛУЧШЕНИИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников всегда была актуальна, но особенно остро она стоит в настоящее время....

Выступление на родительском собрании «Общение родителей с детьми младшего школьного возраста».

Цель: привлечь внимание родителей к важности доверительного общения с ребенком; предложить рекомендации по организации общения с ребенком....

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...

Общение родителей с детьми младшего школьного возраста

Методическая разработка родительского собрания...

Методические рекомендации для педагогов и родителей при работе с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Данные рекомендации разработаны с целью снижения проявлений психомоторной и интеллектуальной диссинхронии у одаренных детей младшего школьного возраста....

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми младшего школьного возраста с дизартрией по теме автоматизации звука "Ж"

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...