Конспект фронтального логопедического занятия по устранению дисграфии для детей с ОВЗ ЗПР по теме: «Однокоренные слова»
план-конспект урока по логопедии (4 класс)

Оганесян Сирануш Геворковна

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии в 4-5-х классах для детей VII вида

Учитель-логопед Оганесян С.Г.

Логопедическая тема: Однокоренные слова.

Лексическая тема: Зима.

Цель: Закрепить понятие об однокоренных словах; учить выделять главную смысловую часть слова - корень; учить подбирать однокоренные слова.

Задачи урока.

Образовательные: Закреплять понятия об однокоренных словах; закреплять умение выделять главную смысловую часть слова; закреплять умение подбирать однокоренные слова.

Коррекционные: Развивать орфографическую зоркость. Уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «Зима».

Активизировать словарь по теме занятия.

Развивать зрительное восприятие, память, внимание.

Воспитательные: Развивать самостоятельность, самоконтроль.

Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Оборудование: Карточки, конверты с предложениями, презентация, запись звука вьюги.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОРОЗ

Слайд 2

СЕРЕБРИСТАЯ СНЕЖИНКА

Слайд 3

ЛЕД

Слайд 4

ЗИМНИЕ МЕТЕЛИ

Слайд 5

СНЕГ

Слайд 6

СУГРОБ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

это слова с одинаковым корнем и имеющие общее лексическое значение. Однокоренные слова -

Слайд 4

ПРОВЕРИМ ! Игра «Третий лишний». 3,3,2,3,3,3

Слайд 5

ПРОВЕРИМ! Ком из снега – снежный ком; Горка изо льда – ледяная горка; Зима, холод – холодная зима; Мороз, утро – морозное утро.

Слайд 6

ПРОВЕРИМ! На площади построили ледяной дворец. Ледяной ветер дул в лицо. Дети построили ледяную горку. Весело кататься на ледянках . Под трубой была бугристая наледь. Ледокол отправился на Северный полюс.

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии в 4-5-х классах для детей VII вида

Учитель-логопед Оганесян С.Г.

Логопедическая тема: Однокоренные слова.

Лексическая тема: Зима.

Цель: Закрепить понятие об однокоренных словах; учить выделять главную смысловую часть слова - корень; учить подбирать однокоренные слова.

Задачи урока.

Образовательные: Закреплять понятия об однокоренных словах; закреплять умение выделять главную смысловую часть слова; закреплять умение подбирать однокоренные слова.

Коррекционные: Развивать орфографическую зоркость. Уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «Зима».

Активизировать словарь по теме занятия.

Развивать зрительное восприятие, память, внимание. 

Воспитательные: Развивать самостоятельность, самоконтроль.

Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Оборудование: Карточки, конверты с предложениями, презентация, запись звука вьюги.

Ход занятия:

- Природа радует нас красивыми пейзажами, сейчас я вам прочитаю загадки, а вы их отгадаете. (Слайд №9-14)

Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал...

мороз        

Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая...

снежинка        

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

лед

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние...

метели        

Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.

Чем дорожки замело?

снег        

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.

сугроб

-В какое время года используются эти слова? (Зимой) Правильно! Сегодня мы будем говорить о зиме. Давайте назовем сегодняшнюю дату, месяц год.

Вводная часть.

– Зимой в природе можно услышать разные звуки. Послушайте и определите, что это? (Звук вьюги). (Слайд №3)

Чувствуете, какой мороз? Представим, что у нас сильно замерзли руки и нам нужно их согреть.

Дыхательное упражнение.

Погреем ручки, подышим  воздухом на ладошки: «Х-х-х» и потрём ладошки.

Каким воздухом мы дышим зимой?

(Зимним, морозным воздухом).

Основная часть.

На слайде картинки «Зима».

-Какое время года изображено на картинке? (Слайд №4)

-Давайте подберем однокоренные слова к слову зима и запишем? (Зимушка, зимний, зимующие, зимовать).

-Какой корень у всех этих слов? (Зим). Выделяем корень.

-Как называются  слова с общим корнем? (Однокоренные). Молодцы! Правильно!

-О каких сегодня словах мы будем говорить? (Однокоренных).

-Правильно, сегодня на занятии мы продолжим учиться находить однокоренные слова.

-Давайте вспомним определение. (Однокоренные слова - это слова с одинаковым корнем и имеющие общее лексическое значение).

Игра «Третий лишний». 

- Выберите из ряда слов, лишнее и запишите его цифру. По окончанию задания должен получиться ряд цифр «Шифр».

1. Лень; 2. Лентяй; 3. Лента.

1. Маленький; 2. Малявка; 3. Маляр.

1. Конница; 2. Подоконник; 3. Конюшня.

1. Соль; 2. Солонка; 3. Солома.

1. Дорога; 2. Дороженька; 3. Дорогой.

1. Лес; 2. Лесок; 3. Лестница. (3,3,2,3,3,3).

Гуляя по зимнему лесу, можно легко заболеть. Массаж биологически активных точек «Неболейка».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

Работа со словосочетаниями.

- О6разуйте словосочетание (прилагательное + существительное, где существительное  будет главным, а прилагательное зависимым) и выделите корень. (Слайд №15)

Ком из снега – снежный ком:

Горка изо льда - ледяная горка:

Зима, холод - холодная зима... ;

Мороз, утро - морозное утро.

Работа с деформированным предложением. (Слайд №18)

- Я придумала красивые предложения со словами. (Ледник, лед, ледниковый, ледяной, подледный (лов), наледь, заледенеть. ледянки, ледник, ледоруб, ледяной, ледокол) , но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Ребята давайте разделимся на две группы. Каждой группе достанется по три конверта.

На площади построили ледяной дворец.

Ледяной ветер дул в лицо.

Дети построили ледяную горку.

Весело кататься на ледянках.

Под трубой была бугристая наледь.

Ледокол отправился на Северный полюс.

Какие в этих предложениях однокоренные слова?

Детям раздаются конверты с предложениями.

Подведение итогов.

- Какую часть слова мы выделяли в словах? (Корень).

- Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренные).

- Какую ошибку мы можем допустить при выделении корня? ( Лексическое значение слова).

Рефлексия.

Подводится итог знаний детей с помощью смайликов.

- У каждого из вас в конце листа нарисован смайлик, разукрасьте его, по цветам:

Красный смайлик, обозначает, что вы все усвоили. Зеленый смайл, что остались вопросы. Синий смайлик обозначает, что не усвоили пройденный материал.

Работа на дом. 

- На карточках.

- Спасибо, ребята, за работу!


Тема урока: «Однокоренные слова».

1. Подобрать однокоренные слова к слову «Зима»:  __________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Игра «Третий лишний».

Выберите из ряда слов, лишнее и запишите его цифру. По окончанию задания должен получиться ряд цифр «Шифр», запишите его в пустую строку.

1. Лень; 2. Лентяй; 3. Лента.

1. Маленький; 2. Малявка; 3. Маляр.

1. Конница; 2. Подоконник; 3. Конюшня.

1. Соль; 2. Солонка; 3. Солома.

1. Дорога; 2. Дороженька; 3. Дорогой.

1. Лес; 2. Лесок; 3. Лестница. 

_________________________________________________________________________________

3. О6разуйте словосочетание (прилагательное + существительное, где существительное  будет главным, а прилагательное зависимым) и выделите корень.

Ком из снега - ___________________________________________________________________;

Горка изо льда - __________________________________________________________________;

Зима, холод -_____________________________________________________________________;

Мороз, утро - ____________________________________________________________________.

Оценим себя!

Красный - Я, все освоил.

Зеленый - У меня остались вопросы по теме урока.

Синий - Я ничего не понял из сегодняшнего урока.

https://www.publicdomainpictures.net/pictures/130000/velka/clip-art-smiley-face.jpg https://www.publicdomainpictures.net/pictures/130000/velka/clip-art-smiley-face.jpghttps://www.publicdomainpictures.net/pictures/130000/velka/clip-art-smiley-face.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"

Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знак...

Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса

Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...

Конспект фронтального логопедического занятия во втором классе для детей с ОНР по теме "Весна"

  Конспект логопедического занятия по теме : «Весна» .Занятие можно  проводить  с   детьми  дошкольного возраста ,  с младшими школьниками ,а так же детьми с ...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР по теме: «Дифференциация звуков [Л ]- [Ль]»

Цель:Научить, дифференцировать звуки на слух и в произношении.Задачи:совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;учить, внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логи...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»

Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР к лексической теме "Весна"

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР к лексической теме  "Весна"...