Логопедическое занятие в начальной школе. Сочинение «Зимний лес»
план-конспект по логопедии

Кудельникова Юлия Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для младших школьников. Творческая мастерская письма. Сочинение «Зимний лес»

Автор работы: Кудельникова Юлия Евгеньевна, учитель-логопед МОУ «Центр образования» г.Олонца
Описание работы: Конспект логопедического занятия разработан для формирования у младших школьников навыков самостоятельной связной письменной речи. Для школьников с общим недоразвитием речи характерны снижение мотивации учебной деятельности, эмоциональная неустойчивость. Технология «педагогическая мастерская» позволяет создать творческую атмосферу, включает эмоциональную сферу ребёнка, будит личную заинтересованность ученика на занятии. Принципы мастерской, мне кажется, подходят для логопедической работы по развитию умений и навыков построения связного высказывания. Дети с удовольствием включаются в процесс и самостоятельно создают творческие работы (сочинения). 

Цель занятия - формирование навыков самостоятельной связной письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: 
• учить создавать текст-описание,
• расширить словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
• совершенствовать связную устную и письменную речь,
• развивать эмоциональную сферу,
• развивать внимание, воображение,
• развивать творческие способности.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать интерес к русскому языку,
• формировать умение работать в группе,
• воспитывать эстетические чувства,
• формировать положительную учебную мотивацию, повышать речевую активность.

Оборудование: 
Магнитофон (компьютер), диск с записью музыки (А.Вивальди «Зима», П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев» Ф.Шопен «Вальс»), репродукции картин (И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», С.Ю. Жуковский «Свежий снег» и др.), картинки «Следы животных», «дикие животные», тетради, ручки, цветные карандаши.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…
С.А. Есенин.

Ход занятия.

1. Индукция. 
-Ребята, подойдите к окну. Присмотритесь, полюбуйтесь.
Какие краски использовала зима-художница? (белые, сиреневые, голубоватые, розовые, желто-белые)
А что вылепила зима-скульптор? (интересные формы сугробов, изваяния изо льда)
Какие украшения изготовила зима-ювелир? (сосульки, снежинки)
Прислушайтесь к звукам зимы. Что слышим? (звуки ветра, льда, снега).
-«Положите» мне в корзинку слова, которые вам запомнились. (Дети по цепочке называют слова, опуская руку в корзинку.)
-Запишите три слова, которые вам очень понравились.

2.Упражнение на координацию слов с движениями.
- Зимой так чудесно вокруг. Давайте отправимся на прогулку в лес.

Белая лужайка,
Тёплая фуфайка,
Я на лыжах побегу-
Ты меня поймай-ка!

Дети, проговаривая стихотворение, выполняют движения.

3.Слушание музыки, стихотворения.
- Вот мы и в лесу. Садимся на «пеньки» (за парты), закрываем глаза. 
(Звучит музыка. Учитель читает стихотворение Ф.И. Тютчева).

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

-Откройте глаза. Запишите словосочетание «зимний лес», а рядом слова, которые с ним связаны.
-Прочитайте вслух.
(Остальные вслушиваются в слова и записывают понравившиеся.)

4.Дыхательная гимнастика.
-В лесу дышишь и не надышишься!
Вдох носом – шарик надулся – раз, два, три.
Задержка дыхания – раз, два, три.
Выдох ртом – шарик сдулся – раз, два, три.
Задержка дыхания – раз, два, три.

5.Описание снега.
-Лесная полянка вся в снегу.
Какой снег? (белый, серебристый, искрящийся, сверкающий, пушистый, мягкий, холодный, колючий, хрустящий, рыхлый, свежий, глубокий, рассыпчатый)
Что делает? (падает, идёт, лежит, кружится, валит, блестит, сверкает, серебрится, скрипит).
(Дети по цепочке говорят слова, передавая блестящую палочку).

-Нарисуйте снежный сугроб, а на нём запишите два самых интересных слова о снеге.
-Кто хочет прочитать свои слова?

6.Описание деревьев.
-Идёшь по зимнему лесу и не налюбуешься на деревья! Лес – как большая семья.
И у слов есть «семьи». Подберём родственные слова:

Берёза - берёзка, берёзонька, берёзовый.
Ель - ёлка, ёлочка, еловая.
Сосна -сосенка, сосновые.

-Нарисуйте деревья, а под ними запишите слова, которые подходят к словосочетанию «деревья в зимнем лесу».
(Учитель в это время читает отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Русский лес».

«…Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет, да и сорвётся такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыпется серебристой лёгкой пылью, и долго колышется освобождённая от тяжести снега еловая зелёная ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек…Высокие, неподвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах»).

-Прочитайте то, что записали.

7.Голосовая гимнастика.
-Погуляем по лесу.
Что это так загудело, завыло вдалеке? Это вьюга.
Покажите, как гудит вьюга: У-у-у! У-у-у! (тихо-громко).

8.Описание животных.
-Вот как сердито гудит вьюга, сразу все звери попрятались. Только следы тянутся от дерева к дереву.
Угадайте, чьи следы (по картинкам на доске).
Что делают эти животные зимой? (Дети изображают движениями).

9. Дописывание предложений, данных на доске.
-Закончите предложения:
Только внимательный человек в зимнем лесу…
Зимой в лесу мне интересно…
В зимний день хочется…
(Желающие читают.)

10.Выбор доминанты.
-Перечитайте всё, что вы написали. Выберите главное слово или словосочетание. Это и есть тема вашего сочинения.

11.Написание сочинений.

12.Чтение творческих работ.

13.Рефлексия.
- В роли кого вы сегодня побывали? (настоящих писателей). Что понравилось на занятии? Что было трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие на тему "Написание сочинения о весне"

Расширение и активизация словаря по теме «Весна», формирование и  закрепление  умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану....

Черошникова Г.С.Логопедические занятия в начальной школе

Логопедические занятия в начальной школе. Конспекты занятий по 1 этапу...

презентация Применение технологии моделирования на логопедических занятиях в начальной школе.

Моделирование- это метод познания окружающего мира,состоящий в создании и исследований моделей. Обобщенные графические модели можно рассматривать и как учебную опору искусственно созданную наглядную п...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в начальной школе с детьми ОВЗ"

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Известно, что младший ...

Развитие и коррекция устной и письменной речи на логопедических занятиях в начальной школе

     В практическом осуществлении учебно–воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс...

Презентация интерактивной программы "Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе"

Материал кратко знакомит с интерактивной программой, которую эффективно  можно использовать на коррекционно-развивающих знятиях учителя-логопеда...

«Как удержать внимание и интерес обучающихся на логопедическом занятии в начальной школе?»

Интерес - лучшее побуждение к занятию.У ребенка возникает интерес, значит он быстрее будет достигать результатов....