Развитие письменной речи младших школьников
статья по логопедии

Груздева Юлия Вячеславовна

Публикация о том, что обучение  письменной  речи имеет важное значение для развития личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие письменной речи младших школьников».

Груздева Юлия Вячеславовна учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга.

    Чтение и письмо являются базовыми школьными навыками. Без них дальнейшее обучение невозможно. Поэтому нарушение письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных проблем  школьного обучения.

         Л.С. Выготский называл письменную речь «алгеброй речи», подчеркивая сложность усвоения данного вида речевой деятельности, ее значение в истории развития человечества.

    Многие исследователи рассматривают письменную речь в качестве транслятора культуры. Обучение письменной речи влияет на  развитие личности ученика, потому что при создании текста обучающийся  систематизирует обобщенные способы отражения действительности.                В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо. Письмо является особой  формой  речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Это  знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков.  Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. Оно  обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и общедвигательного.       Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произнесения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи,  зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При несформированности одной или нескольких выше перечисленных функций может возникнуть нарушение процесса овладения письмом.

         Если обучающийся  с трудом усваивает  членимость речевых единиц, то это  отражается в отсутствии обозначения границ предложений — заглавных букв и точек.  Это объясняется тем, что внимание ребенка не может продуктивно распределяться между основными задачами письма: техническими, логическими, орфографическими. У него не сформированы умения воспринимать интонационное оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации. И в результате, он не использует правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.

       Значительное количество  специфических ошибок на уровне предложения выражается в  аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления. В дальнейшем несформированность грамматического строя речи, бедность словарного запаса, нарушение понимания причинно-следственных связей у обучающихся приведут к сложностям при написании изложений и сочинений.

    Особое внимание направлено на работу  над предложением.  Требуется начать обучение с простого нераспространенного предложения. Сначала необходимо  сформировать у детей абстрактнозрительное представление, что  слово является единицей предложения, ведется работа по определению  синтаксической основы предложения. Для этого используются  разнообразные упражнения, которые проводятся  в устной форме с использованием системы сигналов обратной связи (карточки с графическим изображением слов — предметов, действий, признаков, графические схем предложений, идеограммы, символы, цифровой ряд, т.д. ). Также используются задания по самостоятельному составлению предложений в письменной форме. Параллельно проводится  работа над смысловой и интонационной законченностью предложения.

    В дальнейшем внимание уделяется распространению и грамматическому оформлению предложения. Затем ведется работа над  более сложными предложениями.  У детей развивают умение полно и грамматически правильно выражать свою мысль, что  важно для  всей работы над связной речью.

    Обучение и развитие — два тесно взаимосвязанных процесса. Овладение письменной речью подразумевает переход от наглядного к отвлеченному мышлению. Формирование письменной речи должно быть организовано с учетом всех ее психологических особенностей  с самого начала школьного обучения.

Литература

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999
  2. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму.

М.: Просвещение, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие устной и письменной речи младших школьников"

В статье представлена теоретическая и практическая система развития устной и письменной речи первоклассников. Она содержит: словарики по теме, сюжетные картинки, творческие игры, авторские тексты....

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы  моей работы  в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...

Развитие письменной речи младших школьников

Презентация по теме развитие письменной речи представлена поэтапная работа по данной теме...

Содержание работы по развитию связной устной и письменной речи младших школьников

 Речь- это основной способ общения и понимания между людьми, способ их духовного единения и взаимного взаимодействия. В этом проявляется ее социально-коммуника -тивная функция.  От зн...

«Развитие связной письменной речи младших школьников средствами УМК «Планета знаний»

Теоретические основы работы над развитием связной письменной речи учащихся в начальной школе. Методики, задания, формы работы....