Нетрадиционные методы логопедической работы по формированию языкового анализа и синтеза с элементами дыхательных упражнений для обучающихся с ОВЗ
статья по логопедии (1 класс)

Печёнкина Кристина Олеговна

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. 

Основная цель коррекционно-развивающего обучения – создать условия, способствующие развитию личности и эффективному усвоению программного материала.

Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике можно использовать новые эффективные нетрадиционные  методы, которые разнообразят урок и сделают его более интересным и эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dyh_upr.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы логопедической работы по формированию языкового анализа и синтеза с элементами дыхательных упражнений для обучающихся с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. 

Основная цель коррекционно-развивающего обучения – создать условия, способствующие развитию личности и эффективному усвоению программного материала.

Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике можно использовать новые эффективные нетрадиционные  методы, которые разнообразят урок и сделают его более интересным и эффективным.

Игры на развитие языкового анализа и синтеза с применением дыхательных техник.

Цель игр: создание условий для формирования речевого дыхания и развития языкового анализа и синтеза.

Задачи:

  • Закрепление изученных звуков и букв;
  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие слуховой памяти;
  • Выработка ротового выдоха;
  • Автоматизация и дифференциация звуков.

«Фонетический футбол»

Оборудование: футбольные ворота из пластика и нити, кубики из бумаги с буквами

Варианты игр: 

Вариант 1:  Д/и «Собери словечко» 

Перед ребёнком в ряд выстраиваются кубики с изученными буквами,  педагог называет звук, ребёнок ищет его среди кубиков и плавно задувает в ворота, и так с каждым звуком. Например: к----о----т.

 Делаем анализ: какое словечко залетело в наши ворота? – кот.

Сколько звуков мы туда загнали – 3, сколько букв 3. Сколько согласных звуков – 2, сколько гласных – 1.

Вариант 2: Д/И « Забиваем гол» 

Ход игры: 

Педагог перемешивает кубики гласных звуков, согласных твёрдых, согласных мягких и даёт следующие указания:

Ваня сегодня на матче забил все «мягкие звуки» в ворота. Ребенок, делая анализ, что мягкие звуки обозначаются зелёным цветом – задувает в ворота только кубики, на которых согласные обозначены зелёным цветом.

Петя забил только гласные звуки в ворота. Ребёнок забивает кубики, с гласными звуками, делая анализ каждому звуку.

Вариант 3: «Запоминалка» 

(Развитие слуховой памяти)

Ход игры 

Педагог называет звуки (каждый раз количество звуков увеличивается), ребёнок, запоминая звуки и ассоциируя их с буквами, после команды педагога задувает нужные кубики в ворота.

«Воздушные звуки»

Оборудование: вертушки (цвет: синий, зелёный, красный, фиолетовый); пенопласт.

Варианты игр:

Вариант 1

Перед ребёнком устанавливается конструкция из трёх вертушек (синий, красный, зелёный).

Ребёнку необходимо, выполняя инструкцию логопеда, дуть на вертушку нужного цвета, определив звук в слове (твёрдость/мягкость; гласный/согласный)

Вариант 2

Перед ребёнком устанавливается конструкция из трёх вертушек (все фиолетовые).

Ребенку необходимо определить место звука в слове, затем подуть в нужную вертушку (начало, середина, конец)

«Собери словечко»

Оборудование: Трубочки, набор печатных букв, цветные фишки

Вариант 1

Задача учащихся без помощи рук, а при помощи соломинки составить слова. Дуть на букву и выстраивать слово, затем раскрасить каждую букву нужным цветом, делая звуко – буквенный анализ слова.

Вариант 2

Задача учащихся без помощи рук, а при помощи соломинки составить звуковую

 схему слова,

используя цветные фишки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Формирование языкового анализа и синтеза

Презентация занятия по преодолению языкового анализа и синтеза у младших школьников. Материал из выступления на городском научном семинаре "Опыт работы по коррекции нарушений письменной речи у младших...

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....

Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии на основе недоразвития языкового анализа и синтеза с обучающимися 2 класса

Конспект открытого логопедического занятия с учениками 2 го класса.Интересный по форме, содержанию, приёмам...