Конспект и презентация логопедического занятия во 2 классе на тему "Дифференциация Ж - Ш"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Аксакова Ксения Александровна

Занятие направлено на коррекцию и профилактику дисграфии на почве языкового анализа и синтеза. Коснпект и презентация составлены по материалам Е.В. Мазановой "Коррекция дисграфии на почве языкового анализа и синтеза".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26_zanyatie_2_klass.pptx2.04 МБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Камышам шуршала мышь: Ветер вам нарушил тишь! Шепчут тихо камыши: Тихо, мышка, не шурши! Прочитайте стихотворение и выделите наиболее часто встречающуюся букву. Назовите парный согласный для звука Ш.

Слайд 2

Различаем Ж - Ш

Слайд 3

Определите, какой символ к какому звуку относится? Ж Ш

Слайд 4

Составьте имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и выделите буквы Ж - Ш. Ж О Р А

Слайд 5

Составьте имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и выделите буквы Ж - Ш. М А Ш А

Слайд 7

Пройдите по дорожкам - составьте и запишите слоги с буквами Ж - Ш. ША ШУ ШИ ШЮ ШЕ АЖ УЖ ИЖ ЮЖ ЕЖ Ш Ж А У И Ю Е А У И Ю Е

Слайд 8

Физминутка

Слайд 9

шила машет крушить тушить шесть шалость жила жесть жалость тужить кружить мажет

Слайд 10

Зрительная гимнастика

Слайд 12

Составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите буквы Ж – Ш. ШОВ КАРАНДАШИ КОЖА ШТАНИШКИ ШОРОХ ЗМЕИНАЯ ГРУБЫЙ ЦВЕТНЫЕ ТИХИЙ КОРОТКИЕ

Слайд 13

Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж. Ты бе__ать мне не ме__ай . Лё__а , читать лё__а вредно. Летит сне__ок , лёгкий, как пу__ок . Малы__и встали на лы__и . Сере__е подарили каранда__и . ж ш ш ж ж ш ш ж ж ш

Слайд 14

Плохо понимаю материал Понимаю, но нужно еще поработать Всё понимаю, все получается! Смайлики успеха



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия во 2 классе

по теме «Различаем Ж-Ш»

проведённого учителем-логопедом  

Аксаковой Ксений Александровной

Цели:

Коррекционное – развивающие: Закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш. Обогащать словарный запас. Развивать оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление.

Коррекционно-образовательные: упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.

Коррекционно – развивающие: закреплять умение различать звуки [Ж] – [Ш] на слух, в слогах, словах, предложениях. Обогащать словарный запас. Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:  создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы. Развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: буквы Ж - Ш (запись на доске); символы для обозначения звуков Ж - Ш; картинки с изображением жука и букашки; картинки с изображением насекомых: муравьев, пчелы, жужелицы; тетради.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Логопед: Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Чтобы наше занятие было интересным и полезным, нам с вами надо потрудиться. Садитесь.

Логопед: Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?

Слайд 1

Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!

Логопед:  Какой же звук мы слышим чаще всего? ([Ш])

Логопед: А теперь назовите парный согласный для звука [Ш]? ([Ж])

Логопед: Вы догадались, с какими звуками и буквами мы будем сегодня работать?

(со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша))

Логопед: Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы Ш – Ж. Давайте запишем сегодняшнее число и тему занятия.

Слайд 2

2. Сравнение звуков по артикуляции.

Логопед: А теперь давайте произнесем звук /ш/, /ж/.

- В каком положении губы? (открыты, округлены и вытянуты вперед)

- Как зубы? (сближены, между ними щель)

- Где кончик языка? (вверху, язык в форме чашечки)

- Поймаем звук ладошкой. Какая воздушная струя? (теплая, длительная, слабая)

- Почему слабая? (воздушная струя проходит через преграду)

- Если есть преграда, то это звук гласный или согласный? (согласный)

- Похожи звуки по произношению? (да, похожи)

Вывод: эти звуки произносятся с помощью преграды. Значит это звуки какие? (согласные)

- А могут они быть мягкие? (в русском языке - нет, только твердые)

- Правильно, эти звуки всегда твердые.

- Но чем же эти звуки отличаются? (руку на горлышко)

Вывод: ш - глухой, ж - звонкий (горло дрожит, связки работают)

- Определите, какой символ к какому звуку относится?

Слайд 3

- Эти звуки парные по звонкости - глухости.

- Дайте полную характеристику звука.

/ш/ - согласный, твердый, глухой.

/ж/ - согласный, твердый, звонкий.

- Молодцы! А теперь давайте познакомимся с героями нашего занятия.

3. Знакомство с героями занятия

Логопед: Составьте имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и выделите буквы Ж - Ш.

Слайды 4 и 5 

Ряды картинок:

  • жук, оса, ракушка, аист (Жора);
  • мак, арбуз, шар, абрикос (Маша).

Логопед: Герои сегодняшнего занятия - жук Жора и букашка Маша.

Слайд 6

4. Развитие слуховой памяти.

Логопед: Послушайте сказку и запомните слова со звуками Ж - Ш. Назовите слова для жука и букашки.

«Жили-были жук Жора и букашка Машка. Один раз Жора упал с дерева - ушиб лапку и повредил крылышко. Машка полетела за доктором - желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Машка выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку Жоре стало лучше».

5. Закрепление знаний норм орфографии.

Логопед: Запишите по памяти слова со звуком Ж для Жоры и со звуком Ш для Машки, распределив их в два столбика.

Логопед вместе с детьми разбирает написание слов: жужелица, прожужжала, шиповник, ухаживала, желтокрылая.

.

6. Работа со слогом

 Логопед: Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все еще напоминало о себе. Букашка решила слетать за новыми листочками.

Слайд 7

Помогите букашке добраться до кустов шиповника и жасмина. Пройдите по дорожкам - составьте и запишите слоги с буквами Ж - Ш.

Дети составляют слоги с гласными А, У, И, Ю, Е.

- Какие слоги у вас получились? (ша,шу,ши,шю,ше; аж, уж,иж,юж,еж)

- Молодцы! Наверное вы немножко засиделись. Поэтому давайте проведем физминутку.

7. Физминутка

Слайд 8

8. Работа со словом

- А теперь помогите Машке сорвать листочки с кустов. Прочитайте записанные на листочках слова.

От данных слов необходимо образовать новые слово, заменив букву Ш на Ж.

Слайд 9

шила -

шесть - …

шалость - …

тушить - …

крушить - …

машет - …

-Какие у вас получились слова?

шила - жила

шесть - жесть

шалость - жалость

тушить - тужить

крушить - кружить

машет -  мажет

- Молодцы! Вы справились с этим заданием. Теперь давайте дадим нашим глазкам отдохнуть и проведем гимнастику для глаз

9. Зрительная гимнастика

Слайд 10

10. Работа со словосочетанием


-  После лечения Машка и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи.

Слайд 11

Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите буквы Ж - Ш.

Слайд 12

ШОВ                                  ЗМЕИНАЯ

КАРАНДАШИ          ГРУБЫЙ

КОЖА                                 ЦВЕТНЫЕ

ШТАНИШКИ                      ТИХИЙ

ШОРОХ                      КОРОТКИЕ

- Итак, давайте проверим, какие у вас получились сочетания:

Шов грубый

Карандаши цветные

Кожа змеиная

Штанишки короткие

Шорох тихий

- Замечательно!

11. Работа с текстом.

- Машка и Жора побежали дальше и увидели на дереве странное объявление. Прочитайте предложения. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.

(Детям раздаются перфокарты с текстом) .

Слайд 13

Ты бе…ать мне не ме…ай.

Лё…а, читать лё…а вредно.

Летит сне…ок, лёгкий, как пу…ок.

Малы…и встали на лы…и.

Сере…е подарили каранда…и.

- Назовите из текста слова для букашки Машки. (мешай, Леша, пушок, малыши, карандаши)

- Теперь для жука Жоры. (бежать, лежа, снежок, лыжи, Сереже)

- Замечательно!

12. Итог занятия

- Какие мы сегодня различали звуки? (Ж и Ш)

- А что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

-Хорошо! А теперь пусть каждый оценит то, как он занимался, что получалось, а что нет и выберет себе смайлик успеха. (дети оценивают себя)

Слайд 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Конспект открытого коррекционного логопедического занятия в 1 классе «А» по теме «Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала »

В данном файле представлен конспект открытого коррекционного логопедического занятия "Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала"....

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474124","attribute...

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474223","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

конспект и презентация логопедического занятия Дифференциация Ю-Ё

Конспект логопедического занятия с презентацией для обучающихся 1 класса с ОНР III и IV уровня...

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия. 2 класс (учащиеся с ЗПР) Тема: Закрепление навыка понимания образных выражений и формулирования грамотного высказывания.

Материал будет интересен логопедам, учителям начальных классов. На занятии проводится работа по профилактике оптической дисграфии, закрепляются навыки деления слов на слоги и определения ударной гласн...