Развитие морфологического принципа письма у младших школьников 4 класса.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Вехарева Надежда Федоровна

Проблема правописания учеников достаточно распрастранена. Эта проблема зачастую пересекается с логопедическими трудностями. Данные материалы иллюстрируют приемы и методы работы с дизорфографией.

Логопедическая тема: Развитие морфологического принципа письма у младших школьников  4 класса.

Грамматическая тема: Развитие предпосылок усвоения грамматического значения слова в связи с его формальными признаками.

Лексическая тема: Зимний лес. Тайны слов.

Цель: Развивать умение определять и подбирать родственные слова к словам с безударной гласной в корне.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф, ЛЬ, В, Р, Е, А Ф Е В Р А Л Ь

Слайд 2

Д Н Е Ф А И Н Ц Е Л А Р В О А Я Д Т О

Слайд 3

Злых , обидных слов и образов ранее просто не существовало. Неведенье и агрессивность людей лишили света древние образы, извратили их. Например, считается, что «ВЕДЬМА»- это злая и безобразная старуха, но на самом деле это слово означает мудрая, знающая мать, так как состоит из двух образов (частей): «вед»- ведающая или знающая, « ма »- мать .

Слайд 4

Зимний лес Зимний лес особенно красив. Серебром блестит пушистый сн __ жок . Недавно прошёл сн ___ гопад . Щедро усыпаны снегом деревья и тропинки. Теперь в л___су просто так не пройдёшь, если только сн ___ гоступы есть. Погода м___розная , безветренная. Лишь высоко в верхушках деревьев гуляет маленький в___терок . Его достаточно, чтобы вниз сорвалась стайка маленьких звёздочек - сн ____жинок . С утра подм ___ розило ещё больше, и на ветвях некоторых деревьев засверкали красные капельки - это ягоды рябины. Где-то в глубине леса, на заснеженной поляне растёт зелёная королева- ёлка. Однажды её чуть не увезли из л____ са , но л____ сничий следит за порядком. Он не даст в обиду л____сную кр ____ савицу . Хорошо з___мой в лесу ! е е е е е е е е е о о а и

Слайд 5

Давным-давно у наших Предков, от которых пошёл на ш Род (народ) слово « у рода » означало « прекрасный ». Белые русы (белорусы) и поныне так говорят. « УРОД» - это первый ребёнок в семье (первенец), находящийся у Рода под особым покровительством.

Слайд 6

Прочти и запомни: - Учить Себя (учиться) ты должен Сам. -Вникай в смысл написанного, старайся за внешним написанием увидеть суть слова, его образ.

Слайд 7

Логопедическая тема: Развитие морфологического принципа письма у младших школьников 4 класса Грамматическая тема: Развитие предпосылок усвоения грамматического значения слова в связи с его формальными признаками Цель: Развивать умение определять и подбирать родственные слова к словам с безударной гласной в корне Лексическая тема: Зимний лес. Тайны слов.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия для 4 класса (07.02.2014)

 Подготовила учитель-логопед школы №462

 Шпагина Надежда Федоровна.

Логопедическая тема: Развитие морфологического принципа письма у младших школьников  4 класса.

Грамматическая тема: Развитие предпосылок усвоения грамматического значения слова в связи с его формальными признаками.

Лексическая тема: Зимний лес. Тайны слов.

Цель: Развивать умение определять и подбирать родственные слова к словам с безударной гласной в корне.

Задачи:

Коррекционные:

  1. Актуализировать знания о родственных словах;
  2. Развивать умение правильно подбирать родственные слова;
  3. Развивать умение правильно находить в словах общий корень;
  4. Развивать умение правильно ставить ударение в словах;
  5. Развивать умение правильно определять безударную гласную в корне слова;
  6. Активизировать словарь по теме «Зимний лес»;
  7. Обогащать словарный запас;
  8. Развивать зрительное и слухоречевое внимание и память;
  9. Развивать звукобуквенный анализ и синтез;  

Образовательные:

  1. Актуализировать знания детей о корне слова;
  2. Развивать навык словообразования;
  3. Формировать точность речевого высказывания;
  4. Развивать «чувство языка»

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес к родному языку;
  2. Воспитывать у детей чувство любви к дикой природе и стремление сохранить окружающий мир;
  3. Воспитывать бережное отношение к предметам учебной деятельности;
  4. Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;
  5. Воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь;

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки для работы (буквы, текст), тетради, ручки, мяч, карандаши, маркеры, компьютер.

Ход занятия

I Организационный момент (30сек).

(Дети здороваются с учителем и с гостями, садятся)

Л: Мы пришли сюда учиться, 
   Не лениться, а трудиться.
   Работаем старательно,
   Слушаем внимательно

    Смело, четко говорим,
   И тихонечко сидим.

II Основная часть

Ход занятия

1. Развитие зрительного, слухоречевого внимания и памяти. Звукобуквенный анализ и синтез;(7 мин.)

 (на мультимедийной доске картинки птиц зимнего леса, расположенные в определённом порядке)

Филин, свиристель, куропатка, сова, дятел, глухарь.

Л: Посмотрите на картинки, кто изображён на них, как назвать одним словом?

Д: Это птицы.

Л: Правильно. Давайте назовём их.

Д: Филин, свиристель, куропатка, сова, дятел, глухарь.

Л: Правильно. Это зимующие или перелётные птицы?

Д: Зимующие птицы.

Л: А где они живут?

Д: В лесу.

Л: Тогда какие это птицы, если они в лесу живут?

Д: Лесные птицы.

Л: Правильно. Выделите 1 звук в слове филин.

Д: [ф’]

Л: Какой буквой обозначен этот звук в этом слове?

Д: Буквой [эф]

Л: Молодцы. Запишите эту букву в тетрадь, поставьте запятую.

Л: Выделите последний звук в слове свиристель.

Д: [л’]

Л: Какой буквой обозначен этот звук и с помощью чего обозначена мягкость звука в этом слове?

Д: Буквами [эль] и мягким знаком.

Л: Запишите обе буквы в тетрадь.

(подобная работа проводится с каждой картинкой, в результате чего у детей в тетради получается ряд букв ф,ль,в,р,е,а. )

Л: Составьте слово из букв, которые вы написали, поставьте тире и запишите его напротив. Какое слово у вас получилось?

Д: Февраль.

Л: Правильно. Ребята, какое сегодня число? Кто проговорит его орфографически?

Д: Одиннадцатое февраля.  

Л: Верно. Сколько слов запишем в тетрадь?

Д: Два слова.

Л: Запишите сегодняшнее число. Поставьте ударение в этих словах и подчеркните ошибкоопасные места простым карандашом.

(Дети подчёркивают: ОДИННАДЦАТОЕ ФЕВРАЛЯ, затем объясняют своё подчёркивание, подобный разбор сопровождается мультимедиа)  

2. Развитие умения правильно отбирать родственные слова из группы слов. (5 мин.)

Л: Ребята, сегодня мы совершим прогулку по зимнему лесу. Нас ждут увлекательные приключения, которые помогут вам раскрыть тайны некоторых слов русского языка. Каждому из вас пришло письмо. Откройте его и достаньте содержимое.

Перед вами карточки со словами, ваша задача определить, какое слово лишнее, зачеркните маркером, и скажите, чем являются оставшиеся слова друг другу. Выполните это задание самостоятельно. Кто справится первым, тот выиграет право раскрыть первую тайну одного из слов русского языка. Прочитайте каждый свои слова, подумайте, смысл всех слов вам известен?

Карточки со словами:

- земля, зима, озимые, перезимовать, зимний, зимушка;

- снег, снежинка, нежный, снегоступы, подснежник, заснеженный;

- лес, лесничий, перелесок, лисичка, лесная, лесовик;

- ветер, безветренная, ветерок, ветрище, ветрянка, ветеран;

-мороз, мороженое, подморозило, морозная, заморозки, изморось;

(После выполнения, дети по очереди читают свои слова с ударением и объясняют, почему то или иное слово лишнее.)

Л: Почему слово земля лишнее?

Д: Оно лишнее, потому что неродственное словам: зима, озимые, перезимовать, зимний, зимушка.

(так обсуждается каждый ряд со словами)

Л: Ребята, а что такое родственные слова?

Д: Это слова с одинаковым корнем и близкие по смыслу.

Л: Подбирая родственные слова, что мы должны помнить?

Д: Мы помним, что  родственные слова могут быть с приставкой или без, с чередованием согласных в корне слова, с беглой гласной в корне и, что не все слова поддаются проверке.

Л: Молодцы, всё верно. А теперь награда, тот, кто справился с заданием первым, получает фишку и право на то, чтобы озвучить первую тайну русского языка.

На экране появляется текст:

Злых, обидных слов и образов ранее просто не существовало. Неведенье и агрессивность людей лишили света древние образы, извратили их.

Например, считается, что «ВЕДЬМА»- это злая и безобразная старуха, но на самом деле это слово означает мудрая, знающая мать, так как состоит из двух образов (частей): «вед»- ведающая или знающая, «ма»- мать.

  1. Развитие умения определять и подбирать родственные слова к словам с безударной гласной в корне. Работа с текстом «Зимний лес».(20 мин.)

(детям раздаётся текст на карточках, на экране текст дублируется)

Зимний лес

Зимний лес особенно красив. Серебром блестит пушистый сн__жок. Недавно прошёл сн___гопад. Щедро усыпаны снегом деревья и тропинки. Теперь в л___су просто так не пройдёшь, если только сн___гоступы есть. Погода м___розная, безветренная. Лишь высоко в верхушках деревьев гуляет маленький в___терок. Его достаточно, чтобы вниз сорвалась стайка маленьких звёздочек - сн____жинок. С утра подм____розило ещё больше, и на ветвях некоторых деревьев засверкали красные капельки – это ягоды рябины.

Где-то в глубине леса, на заснеженной поляне растёт зелёная королева – ёлка. Однажды её чуть не увезли из л____са, но л____сничий следит за порядком. Он не даст в обиду л____сную кр____савицу. Хорошо з___мой в лесу!

Л: Ребята, перед вами текст про зимний лес. Сейчас я его прочитаю, а вы внимательно за мной следите (учитель читает текст).

Л: Вы видите, что в тексте в некоторых словах пропущены гласные буквы. Ваша задача вставить их правильно. Но сначала вспомним стихотворение - памятку:

Д:   Если буква гласная

      Вызвала сомнение,

     Ты её немедленно

     Ставь под ударение!

Дети маркером вставляют пропущенные гласные буквы. После того, как они справятся с заданием, наступает этап проверки.

Кто справился с заданием первым получает фишку и право озвучить вторую тайну слов русского языка.

Л: Какая гласная пропущена в слове «снежок»? Объясните свой выбор.

Д: Гласная «е», потому что проверочное слово «снег».

Л: Правильно. Запишите слово «снежок» в тетрадь с большой буквы, поставьте ударение и выделите корень.

Л: Найдите в тексте все родственные слова к слову «снежок», запишите их в той же строчке через запятую, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне одной чертой, ударную - двумя чертами.

(после выполнения, кто-нибудь из учеников зачитывает с ударением слова, которые нужно выписать, называя корень. На экране проявляются гласные в родственных словах с корнем -снег-, -снеж- : снежок, снегопад, снегом, снегоступы, снежинок, заснеженной).

Л: Прочитайте только те слова, где безударная гласная в корне. А теперь те, где гласная в корне проверяется ударением.

Л: Какая гласная пропущена в словосочетании «теперь в лесу»? Объясните свой выбор.

Д: Гласная «е», потому что проверочное слово «лес».

Л: Правильно. Запишите слово «лес» в тетрадь с новой строчки, с большой буквы и к нему найдите в тексте всех родственников, запишите их в той же строчке через запятую, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне одной чертой, ударную- двумя чертами.

(после выполнения, кто-то из учеников зачитывает с ударением слова, которые нужно выписать, называя корень. На экране проявляются гласные в родственных словах с корнем -лес-: лес, в лесу, из леса, лесничий, лесную).

Л: Прочитайте только те слова, где безударная гласная в корне. А теперь те, где гласная в корне проверяется ударением.

 Л: Какая гласная пропущена в слове «морозная»? Объясните свой выбор.

Д: Гласная «О», в этом слове полногласное сочетание –оро-, всегда пишется через «о».

Л: Верно. Запишите слово «морозная» в тетрадь с новой строчки, с большой буквы и к нему найдите в тексте всех родственников, запишите их в той же строчке через запятую, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне одной чертой, ударную- двумя чертами.

Если поиск затруднён, учитель подсказывает № предложения, в котором нужно искать (№9).

(после выполнения, кто-то из учеников зачитывает с ударением слова, которые нужно выписать, называя корень. На экране проявляются гласные в родственных словах с корнем -мороз-: морозная, подморозило).

Л: В этом корне безударную гласную можно проверить ударением?

Д: Нет, это непроверяемая гласная.

Л: Какая гласная пропущена в слове «ветерок»? Объясните свой выбор.

Д: Гласная «е», потому что проверочное слово «ветер».

Л: Верно. Запишите слово «ветерок» в тетрадь с новой строчки, с большой буквы и к нему найдите в тексте всех родственников, запишите их в той же строчке через запятую, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне одной чертой, ударную - двумя чертами.

 Если поиск затруднён, учитель подсказывает № предложения, в котором нужно искать (№6).

(после выполнения кто-то из учеников зачитывает с ударением слова, которые нужно выписать, называя корень. На экране проявляются гласные в родственных словах с корнем -ветер-, -ветр-: ветерок, безветренная).

Л: Ребята, словом «безветренная» можно проверить безударную гласную в слове «ветерок»?

Д: Да, потому что ударение падает  на корень.        

Л: Какая гласная пропущена в слове «красавица»? Объясните свой выбор.

Д: Гласная «а», потому что проверочное слово «красный».

Л: Верно. Запишите слово «красавица» в тетрадь с новой строчки, с большой буквы и к нему найдите в тексте всех родственников, запишите их в той же строчке через запятую, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне одной чертой, ударную- двумя чертами.

Если поиск затруднён, учитель подсказывает № предложения, в котором нужно искать (№1, 9).

(после выполнения кто-то из учеников зачитывает с ударением слова, которые нужно выписать, называя корень. На экране проявляются гласные в родственных словах с корнем –крас-: красавица, красив, красные).

Л: Прочитайте только те слова, где безударная гласная в корне, а теперь прочитайте слово, где она проверяется ударением.         

Л: Какая гласная пропущена в слове «зимой»? Объясните свой выбор.

Д: Гласная «и», потому что проверочное слово «зимы».

Л: Правильно. Запишите слово «зимой» в тетрадь с новой строчки, с большой буквы и к нему найдите в тексте всех родственников, запишите их в той же строчке через запятую, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне одной чертой, ударную- двумя чертами.

Если поиск затруднён, учитель подсказывает № предложения, в котором нужно искать (№1).

(после выполнения кто-то из учеников зачитывает с ударением слова, которые нужно выписать, называя корень. На экране проявляются гласные в родственных словах с корнем -зим-: зимой, зимний).

Л: Прочитайте только те слова, где безударная гласная в корне, а теперь прочитайте  слово, где она проверяется ударением.

Л: Молодцы, всё верно. А теперь награда, тот кто справился с заданием первым, получает фишку и право на то, чтобы озвучить вторую тайну слов русского языка.

На экране появляется текст:

Давным-давно у наших Предков, от которых пошёл наш Род (народ) слово « у рода» означало «прекрасный». Белые русы (белорусы) и поныне так говорят. «УРОД» - это первый ребёнок в семье (первенец), находящийся у Рода под особым покровительством.

  1. Физкультминутка. (2 мин.)

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

Полной грудью мы вздохнём,

(короткий вдох носом и медленный выдох ртом 2 раза)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

  1. Развитие умения правильно подбирать родственные слова с опорой на грамматические вопросы им. существительного, им. прилагательного, глагола. Игра с мячом. (3 мин.)

Л: Ребята, скажите, подбирая родственные слова, каких частей речи они могут быть?

Д: Родственные слова могут быть существительными, прилагательными и глаголами.

Л: Всё верно. Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди, а вы образуйте от существительного прилагательное, глагол, если это возможно и верните мне мяч обратно.

Слова: лес, зима, дерево, ветер, снег, рябина, ночь, изморозь, сова, звезда, лиса.

  1. Игра «Альпинисты». Работа на доске (5 мин.)

Л: Наша прогулка по зимнему лесу продолжается, и мы с вами сталкиваемся с необычным препятствием.

Л: Посмотрите, на доске кроссворд- горка, в который вписаны слова  с пропущенной гласной в корне.

Л: Поднимитесь в гору и спуститесь с неё, подбирая проверочные слова (если это необходимо) и вставляя буквы в свободные клетки (дети по очереди выходят к доске и заполняют свободные клетки нужной буквой, объясняя свой выбор).

Д

Р

В

С

Р

З

П

Н

Б

Е

Т

В

С

Л

И

В

Р

З

Л

Л

Г

Н

Я

Я

З

В

З

С

Е

О

О

Н

Н

Д

И

М

С

Н

В

В

В

Н

О

Н

Н

Н

М

И

О

О

А

Ы

Ы

Й

Ы

Ы

О

Н

Й

Й

Й

Я

Й

Й

Й

Й

Й

И

Й

III. Итог занятия (2 мин.)

Л: Молодцы, ребята! Наше занятие подходит к концу. Скажите, о чём мы сегодня с вами говорили?

Д: О зимнем лесе, тайнах русского языка и родственных словах. 

Л: Ребята, а что такое родственные слова?

Д: Это слова с одинаковым корнем и близкие по смыслу.

Л: Подбирая родственные слова, что мы должны помнить?

Д: Мы помним, что  родственные слова могут быть с приставкой или без, с чередованием согласных в корне слова, с беглой гласной в корне и, что не все слова поддаются проверке.

Л: Ребята, я хочу закончить наше занятие пожеланием. Посмотрите на экран (на экране появляется пожелание):

Прочти и запомни:

- Учить Себя (учиться) ты должен Сам.

-Вникай в смысл написанного, старайся за внешним написанием увидеть суть слова, его образ.

Л: Вы сегодня хорошо себя проявили. Я хочу вручить вам эти памятки, где такое же пожелание и ещё открыта тайна ваших имён.

Л: Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? Приведите в порядок своё рабочее место, встаньте. Что нужно сказать мне и гостям?

Д: До свидания.  

Л: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Выявление характера взаимосвязи уровня развития познавательной деятельности и нарушений письма у младших школьников

Содержание статьи основывается на данных моей дипломной работы, рекомендована педагогам-психологам, учителям-логопедам общеобразовательных учебных заведений...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.

Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или...

Мастер-класс "Развитие критического мышления средствами чтения и письма у младших школьников"

Мастер - класс по использованию Технологии развития критического мышления...