Методическая разработка "Дифференциация звуков [с]-[з]"
методическая разработка по логопедии (2, 3 класс)

Федорова Екатерина Дмитриевна

Предоставлен конспект -занятия по лексической теме "Зима" для отработки дифференциации звуков [с] - [з] в словах и словосочетаниях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Федоровой Екатерины Дмитриевны.

Дата проведения: 25.12.2018. На основе рабочей программы «Коррекция смешанной дисграфии у обучающихся 3 классов».

Логопедическая тема: дифференциация «С» и «З» в словах и словосочетаниях.

Лексическая тема: зима.

Цель: развитие и закрепление навыка дифференцирования букв «С» и «З», звуков [с] и [з] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Развитие словарного запаса.
  3. Развитие общей моторики.
  4. Развитие внимания, памяти и мышления.
  5. Развитие и уточнение навыков построения грамматических категорий.

Оборудование: тетради, ручки, наглядный материал.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Логопед: сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [с] и [з] в устной и в письменной речи. Давайте дадим характеристику этих звуков.

Звук С – согласный, глухой, твердый;

Звук Сь - согласный, глухой, мягкий;

Звук З – согласный, звонкий, твердый;

Звук Зь – согласный, звонкий, мягкий;

Логопед: чем отличаются эти звуки?

Дети: звуки различаются по мягкости и твердости, звонкости и глухости. Звук [з] звонкий, а [с] – глухой.

Логопед: верно!

  1. Основная часть.

1.Анализ сказки.

«В гостях у сказки».

Логопед: давайте вспомним сказку, где заяц и лиса построили себе избушки.

Лиса – ледяную, Заяц – лубяную, т.е. из дерева.

Как называется эта сказка?

Дети: «Лиса и Заяц».

Логопед: правильно сказали. Наши герои решили навести порядок в своих домах. Лиса расставляла посуду, но ее оказалось так много, что она решила поделиться с Зайцем.

Дается задание: разделить слова в два столбика. Определить позицию данного звука в слове. Слова (на доске): ваза, сковорода, кастрюля, сито, стакан, заварочный чайник, тазик, самовар.

Как вы думаете, какую посуду лиса оставит себе, а какую отдаст зайцу?

Дети: стакан, заварочный чайник… Может быть, еще тазик!

2.Анализ и уточнение построения грамматических категорий.

Логопед: но вот замела вьюга, закружила, разбросала слова. Давайте прочитаем все слова на листах.

Слова: «зима», «Снегурочка», «снегирь», «арбузы», «снежная», «зонт», «капуста», «воздух».

Логопед: как вы думаете, здесь все слова одной части речи? Какое из слов здесь лишнее? Почему? А остальные слова относятся к какой части речи?

Дети: здесь есть существительные и прилагательные. Лишнее слово – «арбузы». Арбузы не растут зимой!

Логопед: а с точки зрения русского языка, какое слово лишнее?

Дети: тогда – слово «снежная».

Логопед: правильно. А почему?

Дети: это имя прилагательное.

Логопед: можно ли подобрать пару к этому прилагательному из существительных?

Дети: да.

Логопед: давайте подберем к остальным словам прилагательные, но, чтобы в них тоже были звуки [с] и [з]

СНЕГИРЬ           снежная

СНЕГУРОЧКА   веселая

ЗИМА                 железный

АРБУЗЫ           спелые

ЗОНТ                 морозный

КАПУСТА       зеленая

ВОЗДУХ         красногрудый

Логопед: какие у нас получились словосочетания? Пожалуйста, запишите их в тетрадь.

3.Физминутка

«Зимняя прогулка»

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Настю кинули снежком (руки в стороны),

В Алену кинули снежком, (руки наверх)

В Никиту кинули снежком – (руки вниз)

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) -

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

4.Слуховой диктант.

Логопед читает три раза, затем школьники пишут то, что запомнили.

«Тихо в лесу. Спит в берлоге медведь. В дупле большого дерева зимует серенькая белка. Под кустами видны заячьи следы. Холодно и голодно птицам зимой. Школьники делают для них кормушки. Раздолье детям. Можно играть в снежки, бегать на лыжах.»

Задание: назвать слова, которые непонятны (объяснение слов).

  1. Подведение итогов.

Логопед: ребята, назовите слова, которые вам запомнились на сегодняшнем занятии. Что они означают?

А есть ли в этих словах звуки, которые мы сегодня проходили? Назовите их.

Чем эти звуки отличаются друг от друга?

Спасибо за ответы. До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Методическое пособие по автоматизации звуков.

Авторские комментарии:Учителям-логопедам: Уважаемые коллеги! Разрабатывая  циклограммы, мне хотелось систематизировать лексический материал для прохождения каждого из этапов автоматизации з...

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методический комплект + раздаточный материал по русскому языку за 1 класс на тему "Гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки." (Школа России)

учить различать гласные звуки и гласные буквы, формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков....

Учебно- методический комплект: Звук [м] [м\']

Тема: Звук [м] [м’], буква м.  Москва - столица России.  Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с буквами М, м; закрепить умение правильно употреблять заглавную букву при написании ...

Методическая разработка "Звуки [п],[п]. Буквы П,п"

Конспект занятия по обучению грамоте (чтению) для 1 классов...