Учебно-методический комплект + раздаточный материал по русскому языку за 1 класс на тему "Гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки." (Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Байгузина Наталья Валерьевна

учить различать гласные звуки и гласные буквы, формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 14.04.15.                                                                                                                               Учитель: Ефстифеева Н.А

Школа:  №152                                                                                                                               Методист: Астахова А.А

Класс:  1 б                                                                                                                                      Студентка: Байгузина Наталья

Кабинет: № 209                                                                                                          

Конспект урока русского языка

Тема: Гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки.

Цели деятельности учителя: учить различать гласные звуки и гласные буквы, формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

Планируемые результаты

предметные: умение сравнивать, такие языковые единицы, как звук, буква; зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания букв и поиска нужной информации.

личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Русский язык: 1 класс- Канакина В.П., Горецкий В.Г Русский язык: Учебник:- М.: Просвещение/ Учебник, 2015, приложение на электронном носителе, карточки для работы в парах, доска, мел.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Практич.: каллиграфическое упражнение

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: выполнение упр. с доски.

≈ 3

Минутка чистописания.

-Открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату и классная работа.

-Запишите каллиграфически.

- Пишем заглавную и строчную буквы «ка» в соединении Кк до конца строки ( образец на листе).

- Расшифруйте запись, вычлените слова, обратите внимание, что в каждом слове должна быть буква «ка»:

икосмосьеракетафъспутникю (на слайде).

Письменный образец на доске:

Запишите: космос, ракета, спутник.

- Поставьте в словах ударение.

- Назовите слова, в которых буква «ка» обозначает одинаковые звуки (космос, спутник). Охарактеризуйте этот звук.([к] –согл, тверд.п, глух. п)

- Чем отличается звук, обозначенный буквой «ка» в слове ракета?

- Кто догадался, почему именно эти слова мы сегодня записали. (Потому что совсем недавно был День Космонавтики).

- Что вы знаете об этом дне? (В этот день в 1961 г. в России был совершен первый полет в космос Ю.А.Гагарином .- слайд)

- Какое из написанных слов является многозначным, обозначает не только летательный объект, но и человека, который вместе с кем-то совершает путь (ракета)?

- Что вы ещё знаете о значении этого слова? (Слово ракета тоже имеет два значения. Оно обозначает не только летательный аппарат с реактивным двигателем, но и ракету для запуска фейерверков, сигнальную ракету.-слайд)

- Оцените свою работу в тетради на лестнице успеха условным знаком.

На доске записаны буквы:

у, я, м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь.

- Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; м – обозначает согласный звук).

(лишние буквы стираются с доски.)

- Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки).

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах обозначающие гласный звук). (тема урока появляется на доске).

- Сколько в русском языке букв обозначающих гласные звуки?(10)  Напишите их в алфавитном порядке.

Самопроверка. На слайде:  а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

- Оцените свою работу.

Писать каллиграфически.

Расшифровать слова.

Записывать слова каллиграфически.

Назвать и охарактеризовать слова, в которых присутствует одинаковый звук.

Отвечать на вопрос.

Определять значение слова.

Оценивать свою работу

Определять цели и пути их достижения.

Определять тему урока.

Записывать буквы в тетради.

Оценивать свою работу.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

К:  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

П: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р. - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата;

П.- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: слово учителя, ответы на вопрос

Практич.: выполнение письменно упр.

Нагл.: просмотр иллюстрации.

Словесн.: делать вывод.

≈ 7

 Актуализация опорных знаний.

 - Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Произнесите гласные звуки ([а],[о],[и],[ы],[у],[э]).

-Какие буквы обозначаются гласными звуками? (а,о,и,ы,у,э,е,ё,ю,я) Почему букв больше чем звуков?

- Рассмотрите форзацы учебника. Вспомните, что вы уже знаете о гласных звуках и буквах для их обозначения, обсудите в парах.

(Некоторые гласные буквы обозначают 2 звука (е, ё,ю,я)

-Существует 6 гласных звуков и 10  гласных букв.)

- Как определить гласные звуки?( Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных)

- Откройте учебник на с. 58, прочитайте сведения «Как определить гласные звуки?» ( Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука  воздух проходит  через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог: у/ че /ник.

Все ли признаки гласных звуков вы назвали? Что не назвали?

- Сейчас мы с вами пропоём гласные звуки, постарайтесь обратить внимание на положение губ при произнесении гласных звуков.

Давайте рассмотрим рисунок на стр. 59 упр-ие 3 и условные обозначения гласных звуков.  

-Что вы видите на рисунки? ( мальчиков и девочек)

-Что они делают? ( поют)

-Как называются певцы , которые поют в хоре? (хористы?)

-Перед тем как спеть песню, участники хора обычно распеваются. Догадайтесь, какой гласный звук выбрал для распевки каждый хорист? (1-у,2-э,3-а,4-и,5-о,6-ы)

Вывод: Назовите три главных признака гласных звуков? (Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука  воздух проходит  через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог: у/ че /ник.)

-Назовите  гласные звуки:  ([а],[о],[и],[ы],[у],[э]).

-Назовите буквы обозначающие гласные звуки: (а,о,и,ы,у,э,е,ё,ю,я)

Произносить звуки и буквы.

Работать с форзацем учебника в парах.

Отвечать на вопросы.

Пропевать звук.

Работать с упражнением.

Отвечать на вопрос.

Делать вывод.

П: осуществляют по учебнику и поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

К:  -  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

П: обобщают.

3.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Нагл.: просмотр иллюстрации.

Практич.: письм. граммат.упр.

Взаимопроверка.

Практич.: фронтал. проверка.

Взаимопроверка.

Словесн.: ответы на вопрос

≈ 25

Изучение нового материала.

Давайте рассмотрим упражнение 1 на стр. 58,

Учитель читает стихотворение вслух.

- О ком говорится в стихотворении? (Показать изображение ласточки).

- Найдите песню ласточки. С какой интонацией она пела?(« Как февраль ни злися,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик-

Всё весною пахнет!»)

- Прочитаем выразительно. ( Кто-то один читает вслух)

- Прочитайте последнее задание к упражнению про себя.

- Что вам необходимо сделать? (Списать песню ласточки, подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки).

- Кому что не понятно, задайте вопросы одноклассникам.

Взаимопроверка в парах.( Пример показан на слайде)

-Оцените себя на полях.

 Физ. минутка.

Изобразить жестами: волна, бабочка, горячая картошка, льдинка, небо, земля.

Работа с карточками.

Вставьте пропущенные гласные буквы так, чтобы получились новые слова.

река – р..ка              палка – п..лка

кисти – к..сти        струна – стр..на

липа – л..па             бутон – б.. тон

белка – б..лка          шлюпка – шл..пка

веник – вен..к          тучка – т..чка

-Одна пара проговаривает вслух, полученные ответы, остальные проверяют.

- Оцените свою работу на полях.

- Прочитайте задание на стр.60 упр-ие 6.

а о у ы э

я ё ю и е

-Вспомните, почему  в «Азбуке» эти буквы были расположены в 2 ряда? ( Потому что 1 ряд- буквы обозначают гласные звуки и указывают на твердость предшествующего согласного звука, 2 ряд- обозначают гласные звуки и указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

- Какие из данных букв могут обозначать гласный звук и указывать на твердость  предшествующего согласного звука? (а, о, у, ы, э)

- Какие из данных букв могут обозначать гласный звук и указывать на мягкость  предшествующего согласного звука? (я, ё, ю, и, е)

Слушать  учителя.

Выполнять инструкцию.

Работать с упр-ием

Проводить взаимоконтроль.

Работать в парах

Оценивать свою работу

Работать с упр-ием

Применять знания

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения;

Р:: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

П:- получение, поиск и фиксация информации;

-понимание и преобразование информации;

-понимания и применения знаний

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

С.- ответы на вопрос

Словесн.: обобщение изученного

≈10

Назовите тему нашего урока.

- Какие звуки называют гласными?

- Сколько гласных звуков в русском языке? Произнесите их.

- Назовите буквы, обозначающие гласные звуки, сколько их?

- Что понравилось и особенно запомнилось?

- Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?

- Рассмотрите оцените свою работу на уроке.

-  У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток. Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш урок. Я благодарю вас за работу.

-Повернитесь друг к другу, поблагодарите за урок.

Обобщать изученное.

Оценивать себя

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИКОСМОСЬЕРАКЕТАФЪСПУТНИКЮ КОСМОС РАКЕТА СПУТНИК

Слайд 2

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Гагарин Юрий Алексеевич

Слайд 3

Ракета летательный аппарат фейерверк

Слайд 4

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Слайд 5

а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я

Слайд 6

Гласные звуки [а],[о],[и],[ы],[у],[э ] Гласные буквы а,о,и,ы,у,э,е,ё,ю,я



Предварительный просмотр:

Вставьте пропущенные гласные буквы так, чтобы получились новые слова

река – р..ка

палка – п..лка

кисти – к..сти

струна – стр..на

липа – л..па

бутон – б.. тон

белка – б..лка

шлюпка – шл..пка

веник – вен..к

тучка – т..чка

Вставьте пропущенные гласные буквы так, чтобы получились новые слова

река – р..ка

палка – п..лка

кисти – к..сти

струна – стр..на

липа – л..па

бутон – б.. тон

белка – б..лка

шлюпка – шл..пка

веник – вен..к

тучка – т..чка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Урок русского языка "Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки

Задачи: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; развивать письменную речь, навыки грамотного письма, умение оценивать результаты своей деятельности; в...

Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" В. Я. Брюсов «Опять сон»." (Школа России)

Развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь; воспитывать любовь к чтению через творчество В.   Я. Брюсова....

Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»." (Школа России)

Расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка;  формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения....

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Разработка урока по русскому языку 2 класс "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением."

Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ...