Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»." (Школа России)
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Байгузина Наталья Валерьевна

Расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка;  формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 24_fevralya.doc96 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt677.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

по литературе

Выполнила студентка 46 гр.        

Байгузина Наталья                

                                                                                                                                                           Проверила: Кунгурцева О.Б

Отметка:                                

          Дата:24.02.16                        

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Цели урока: расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка;  формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения.

Планируемые результаты:

  • Предметные: рассказывать о герое и событии на основе выборочного чтения; анализировать художественный текст на основе опорных слов.
  • Личностные: воспитывать интерес к читательской деятельности, положительные качества, любовь и уважительное отношение к родным и старшим людям, природе;

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: В 2 ч. Ч2 (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и д.р). -М.:Просвещение,  2014., презентация.

Этапы урока// Методы и приемы.

Хронометраж

            Содержание урока// Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД

Орг. момент.

Сл.: слово учителя.

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Подарите себе хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Приветствовать учителя. Садиться на места.

Л: воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный

Сл.: чтение вслух.

1 мин.

За окошком солнце светит                                                          День приветливый такой,                                                             А сегодня на уроке -                                                                        Будем стихи читать, вспоминать.                                                       На поставленные вопросы                                                          Четко, смело отвечать!

Готовиться к предстоящей деятельности.

Р: принимают и

сохраняют уч. задачу

Постановка учебной задачи и ее решение

Сл.: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

15 мин.

- Проверка д/з  

- Ребята сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, называется оно « Приемыш». Автор данного произведения Д.Н.Мамин-Сибиряк.

- Русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году. Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова.  Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения,  он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов. 

- Любовь к родному Уралу автор пронёс через всю жизнь. Эти слова – эпиграф к уроку. Писатель писал: «Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зелёные горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше, дышу чудным горным воздухом, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»

 - Как назвать одним словом то, чем восхищался писатель?)

- Правильно, Родина.

«…Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче…» (Д.Н. Мамин-Сибиряк) 

Отвечать на вопросы. Готовиться к предстоящей деятельности.

Отвечать на вопросы.

П: строят речевое высказывание

К : четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Р: постановка учебной задачи

П: строят речевое высказывание

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

4.Решение частных задач на основе анализа текста

Сл.: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Пр.: тренируют произношение трудных слов

Пр.: тренируют произношение трудных слов

Сл.:  выразительно читают стихотворение

Физминутка.

20 мин.

- Ребята что означает слово «приемыш»? (приёмный сын или дочь). Записываем  это определение к себе в тетрадь на стр.75.                                                                                                    - А мы сегодня узнаем, о каком приёмыше идет речь в нашем произведение.                                                                                         - О чем вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?                                                                                   - Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю вам план работы над произведением.

-Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»                                                     План работы:                                                                                   Прочитав произведение                                                                            - познакомиться с героями;                                                                     - определить, кто такой Приёмыш;                                                           - охарактеризовать главных героев;                                                         - выяснить главную мысль;                                                                      - выразите своё отношение.                                                                        Открываем учебник на стр. 76.

- При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл.                                             - Как вы их понимаете? И обратимся к словарю Ожегова.  

Словарно-лексическая  работа                                                                                                     Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то.                                                                                          Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение. Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма.                                                                                                  Сайма - рыбацкая стоянка.                                                                  Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.                                                                                                  Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания.                                                                                          Бобылём - в одиночестве.                                                                                    Увечить - физически расправляться, калечить.                                               Хиреет - болеет, чахнет.                                                                                    Божья тварь - всё живое, созданное Богом.                                             - Прочитаем произведение по частям                                                    - Внимание! Мамин-Сибиряк писал давно в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными ещё какие-то слова, карандашом делайте пометки, мы их объясним                                        - Слушая 1 часть, исследуем. Внимание на слайд, прочитайте…                                                                                                 1 часть:                                                                                                      Где происходят события?  Кто герои? (События происходят на озере. Герои: Тарас, Соболько, лебедь)                                                                                    - Встретились непонятные слова и выражения?                                    - Итак, ответим на вопросы -                                                                    - Как вы думаете, кто является Приёмышем?                                     - Далее мы с вами узнаем, будьте внимательны                                 - Продолжив работу над 2 частью, исследуем                              - Внимание на слайд, прочитайте…                                                           - Кто оказался Приёмышем?  Как Приёмыш появился у Тараса? (Приемышем оказался лебедь. Охотники застрелили родителей)                                                                                           - Встретились непонятные слова и выражения?                                                                        - Какие слова учебника характеризуют Приёмыша? (Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица)                                                      - Оказывается, приёмыш – это не только человек, в нашем рассказе это кто? (Лебедь)                                                                     - Здесь лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей).                                                                                               - Продолжив работу над 3 частью, исследуем…                                               Внимание на слайд, читайте 3 часть:                                                    - Прочитав эту часть, выбрать слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь                                                  - Помечайте непонятные для вас слова и выражения.                           - Прочитайте ещё, какая цель работы предстоит над этой частью?                                                                                                      - Внимание! Работаем в парах в одном учебнике в течение 3 мин.                                                                                                            - Зачитываем (Жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем жил, старый)                                                        - Мы дали характеристику двум главным героям, кому? (Приёмышу, Тарасу)                                                                                      - А что вы можете сказать о Соболько? Является главным героем? (Рассуждают)

Для характеристики Соболько на карточках выберите подходящие слова.

Слова из текста

Соболько

бобыль

пестрый

князь князем

лучший друг человека

гордая

умный

дружелюбный

ласковый

- (Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый) - Мы дали характеристики всем главным героям? (Всем)                                                                                                              - А вот интересно, каким же будет конец этой истории? (Заслушиваем несколько историй)                                                                  -Это мы узнаем на следующем уроке.

Предполагать значение нового слова.

Размышлять  над прочитанным.

Читать вслух и про себя.

Высказывать своё мнение.

Работать с трудными словами и выражениями.

Читать 1 часть.

Отвечать на вопросы.

Работать над 2 частью.

Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализация знаний.

Рассуждать о прочитанном.

Отвечать на вопросы.

Анализировать 3 часть.

Характеризировать героя.

Работать в парах.

Рассуждать о прочитанном.

Характеризировать героя

Р. : планирование, прогнозирование

К.: умение выражать свои мысли

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

П.:умение структурировать знания, работать с информацией.

Л.: перевод внешней речи на внутренний план.

К.:управление поведением своим и партнера, умение выражать свои мысли.            

Р.:контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата  

Л.: формирование алгоритма своего способа действия

П:умение структурировать знания, работать с информацией.

К.: управление поведением своим и партнера, умение выражать свои мысли          

Л.: формирование алгоритма своего способа действия.

Р.: контроль и коррекция.

Рефлексия

Итог

2 мин.

Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?  Что нового вы сегодня узнали? Вам понравилось наше занятие? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились! Мне приятно было работать с вами!

А как вы оцениваете свою работу? Если вы были активны на уроке и все поняли, то поднимите зеленый карандаш. А если вы считаете, что не достаточно активно отвечали, то поднимите желтый.

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

Р: осуществляют итоговый контроль

Домашнее задание

1 мин.

Стр. 76 выразительное чтение.

Записать д/з


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»

Слайд 2

6 ноября 1852г. - 15 ноября 1912 г.

Слайд 3

Дом в посёлке Висим Родители писателя

Слайд 4

«Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зелёные горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше, дышу чудным горным воздухом, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»

Слайд 5

Приёмыш приёмный сын или дочь

Слайд 6

План работы: - познакомиться с героями; - определить, кто такой Приёмыш; - охарактеризовать главных героев; - выяснить главную мысль; - выразите своё отношение.

Слайд 7

Церемония торжественный обряд, порядок совершения чего-то.

Слайд 8

Доспехи воинское или другое тяжеловесное снаряжение.

Слайд 9

Протока боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма.

Слайд 10

Сайма рыбацкая стоянка.

Слайд 11

Заводь небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

Слайд 12

Муштровать обучать, подвергая суровой системе воспитания.

Слайд 13

Бобылём в одиночестве.

Слайд 14

Увечить физически расправляться, калечить.

Слайд 15

Хиреет болеет, чахнет.

Слайд 16

Божья тварь всё живое, созданное Богом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России")...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:"Драгунский "Он живой и светится""(УМК "Школа России")

Представляю Вашему внимаю конспекты уроков и презентации по литературному чтению. Надеюсь, данный материал будет Вам полезен....